Перейти к основному содержанию

Гомер по происхождению из украинских земель?

В связи с 200-летием греческой революции и войны за независимость 2021-й и в Греции, и в России отмечается как «год перекрестной истории»
29 декабря, 18:33

Хотя на самом деле Россия к греческой революции и вообще к греческой истории имеет далекое отношение. А те ее «перекрестные моменты» с греческой историей часто на самом деле имеют украинские корни.  Потому что связи украинских земель с Грецией корнями уходят в глубокую древность.

Уже в знаменитой «Илиаде» Гомера встречаем упоминания об украинских землях, собственно о Северном Причерноморье.  Как бы это фантастически ни звучало, но не исключено, что автор указанного эпического произведения по происхождению из нынешних южноукраинских земель.  По крайней мере, некоторые косвенные свидетельства дают основания так утверждать.  Еще в древней Греции велись дискуссии о месте рождения Гомера.  За честь считаться его родиной соревновались Хиос, Смирна, Саламин, Колофон, Родос, Аргос, Афины и пр.

Однако некоторые моменты дают основания связывать Гомера и его эпические произведения, прежде всего «Илиаду», с территорией Северного Причерноморья.  Главным героем «Илиады» является Ахилл, культ которого был распространен именно на этих землях.  В гимне лесбосского поэта Алкея (конец VII — начало VI в. до н.э.) он называется «королем скифской земли».  Святилище в честь этого героя находилось на острове Левка (ныне остров Змеиный, который принадлежит Украине).  У древних греков существовал миф о возникновении этого острова.  Там рассказывалось, что по просьбе Фетиды Зевс приказал Посейдону поднять со дна морского чистый, ничем не запятнанный остров специально для того, чтобы поселить на нем Ахилла с женой Еленой. Именно он является единственным обладателем острова, и никто из смертных не имел права поселиться на нем.

Культ Ахилла существовал на Тендровской косе — вблизи древнегреческого города Ольвии (сейчас это окраина города Николаева).  В честь этого божественного героя здесь проводили праздники, спортивные (конные) соревнования, находился в этом месте также Ахиллов храм и алтарь.  Письменные источники свидетельствуют, что имя Ахилла было неразрывно связано с Ольвией и ее окраиной. В последний период истории Ольвии Ахилл становится верховным божеством этого полиса.  За состояние святилища Ахилла, всеобщее почитание и проведение праздников отвечала коллегия ольвийских архонтов.  Ахилл воспринимался ольвополитами как покровитель их города и защитник границ. Они именовали его Понтархом (властителем Понта) и даже Вечным отцом.  Во II ст. н.э.  Ахиллу приписывалось много функций.  Он мог бы заменить все другие божества, если бы здесь не были такими сильными политеистические тенденции.  Культ Ахилла пережил даже Ольвию.  Еще в V—VI вв.  ему продолжали делать жертвоприношения на острове Левка.  А византийский историк второй половины IX в.  н.э.  Лев Диакон, ссылаясь на античные источники, считал, что Ахилл был скифом, по происхождению из городка Мирмикон, который находился на север от современной Керчи.  Изгнанный скифами за свой жестокий и необузданный нрав, он поселился в Фессалии.  Доказательством скифского происхождения Ахилла, считал Лев Диакон, является покрой его накидки, скрепленной застежкой, привычка биться пешим, белокурые волосы, светло-синие глаза, раздражительность и дикость.  Кстати, именно такой образ Ахилла создал Брэд Питт в известном голливудском фильме «Троя».

Не менее важным моментом, который дает возможность связать Гомера с Северным Причерноморьем, является чрезвычайная популярность поэта в этом регионе.  Даже когда слава Гомера в материнской Греции уменьшилась, здесь, в частности в Ольвии, она оставалась необычно высокой.  Об этом свидетельствует философ Дион Хризостом в своей «Борисфенитской речи».  Он, рассказывая о своем общении с ольвополитом Калистратом, пишет: «Зная, что Калистрат — поклонник Гомера, я сразу заговорил о нем.  Почти все борисфениты (имеются в виду жители Ольвии — П. К.) настойчиво читают этого поэта, наверное, потому что они и теперь еще воинственны, а может, из-за любви к Ахиллу: они чрезвычайно уважают его... и, кроме Гомера, ни о ком другом  не хотят и слышать.  Хотя они на греческом говорят не совсем уж чисто благодаря тому, что живут среди варваров, но все-таки «Илиаду» почти все знают наизусть. Я шутя сказал Калистрату: «Как ты думаешь, Калистрат, какой поэт лучше — Гомер или Фокилид?»  — «Да я не знаю и имени другого поэта, — с улыбкой ответил Калистрат, — и, наверное, и никто из присутствующих: мы не признаем никого другого за поэта, кроме Гомера, но зато его знает почти каждый».  И действительно, их поэты вспоминают только о Гомере в своих стихах...»

Закономерно возникает вопрос: почему именно в Северном Причерноморье сохранялись такие сильные гомеровские традиции?  Неужели из-за периферийности этого региона?  А может, здесь определенную роль играла историческая память, которая связывала Гомера с этими землями?

Наконец, есть еще один момент, который косвенно подтверждает гипотезу о происхождении Гомера из украинских земель.  Традиционно он считается слепым поэтом-песенником.  Именно так его представляют в древнегреческих источниках.  Однако в древней Греции не встречаем, кроме Гомера, известных незрячих поэтов-певцов.  Исключение составляет разве что Ольвия, где существовал институт слепых певцов и, по свидетельству Диона Хризостома, он сохранялся до начала нашей эры.  Как правило, феномен слепых певцов отсутствует в других европейских культурах.

Однако среди европейских народов есть один, у которого слепые поэты-певцы занимали заметное место в культуре.  Это — украинцы, имевшие слепых певцов-кобзарей.  Первые упоминания о них приходятся на ХV—ХVI вв., когда предки украинцев начинают осваивать северопричерноморские степи, где еще сохранялись греческие поселения.  Возможно, тогда институт слепых певцов, который существовал у греков Северного Причерноморья, был адаптирован украинцами и хранился ими до начала ХХ в.  А возможно, это было восстановление глубинно-архаичных индоевропейских традиций, о которых мы не знаем.  Кобзари (бандуристы, лирники), подобно Гомеру, были странствующими незрячими певцами.  Они не только исполняли чужие песни, но и нередко сами творили их.  Как Гомер стал символом древнегреческой поэзии, так и обобщенный образ кобзаря воспринимался украинцами как символ поэтического творчества.  Не зря Шевченко свой знаменитый сборник стихов назвал «Кобзарем».

Стоит отметить, что Шевченко хорошо знал произведения Гомера, сравнивал их с украинскими народными думами, которые исполнялись кобзарями.  В повести «Прогулка с удовольствием и не без морали» он в уста героя вкладывает следующие соображения: «Недавно кто-то печатно сравнил наши, т.е. малороссийские, исторические думы, с рапсодиями хиосского слепца (тобто Гомера. — П.К.), праотца эпической поэзии. А я смеялся такому высокомерному сравнению, а теперь, когда разобрал да разжевал, так и чувствую, что сравнитель прав, и, с своей стороны, я готов даже увеличить его сравнения. Я читал — разумеется, в переводе Гнедича — и вычитал, что у Гомера ничего нет похожего на наши исторические думы-эпопеи, как например дума «Иван Коновченко», «Савва Чалый», «Алексей, попович пирятинський», или «Побег трех братьев из Азова», или «Самойло Кишка», или, или, — да их и не перечтешь. И все они так возвышенно-просты и прекрасны, что если бы воскрес слепец хиосский да послушал хоть одну из них от такого же, как и сам он, слепца, кобзаря или лирника, то разбил бы вдребезги свое лукошко, называемое лирой, и поступил бы в михоноши к самому бедному нашему лирнику, назвавши себя публично старым дурнем».

Кстати, Шевченко знакомился с поэзией Гомера в русском переводе Николая Гнедича (Гнідича). Последний из Украины, с Полтавщины.  Родители его были казацкого рода.  Сам он интересовался традиционной украинской культурой.  В 1826 г. Гнедич завершил перевод «Илиады» на русском языке, подготовив к ним научные комментарии.  Эта работа воспринималась образованными людьми тогдашней России как научный подвиг.  По-своему показательно и символично, что первый перевод «Илиады» для россиян сделал именно украинец.

В наше время появились попытки доказать, что Гомер был родом из Северного Причерноморья.  В частности, такую ??попытку сделал Анатолий Золотухин.  На основе анализа «Илиады» и «Одиссеи» он доказывал, что Гомер родился на юге Украины, был киммерийским царем и похоронен на острове Березань.

Происходил ли Гомер из Северного Причерноморья, был ли связан с этим регионом — трудно ответить однозначно.  Однако несомненно то, что творчество этого поэта здесь хорошо знали и почитали.  И поэтому здесь Гомеровские традиции, похоже, имели свое продолжение.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать