Как правильно учить детей
Финский рецепт: «Хорошо образованное население — очень сильная опора для государства»Успехи финской системы образования привлекают внимание многих стран мира. Ведь в течение последних лет финские школьники постоянно занимают первые места по математике, природоведению и чтению. Такую картину показывают исследования PISA (Programme for International Student Assessment) 2006-го и 2009 годов, которые проводятся по инициативе Организации экономического сотрудничества и развития каждые три года с целью оценки уровня знаний учащихся в возрасте 15 лет в ведущих промышленных странах. В 2006 году Финляндия набрала 563 балла, что является рекордом за всю историю исследований PISA. Каким образом финнам удалось достичь таких успехов? Почему в этой стране считают необходимым давать базовое образование детям иммигрантов на их родном языке? Об этом «Дню» рассказали в эксклюзивном интервью Генеральный директор национального бюро образования (которое является аналогом Министерства образования Украины) Финляндии Аулис Питкаалаа и руководитель отдела по международным связям Кристина Волмари. Это бюро занимается подготовкой программ базового, среднего и профессионального образования и готовится к введению новой программы обучения в 2014 году.
Аулис ПИТКААЛАА: — Главным образом успех объясняется тем, что у нас не существует больших различий между школами. С другой стороны, профессия учителя является очень популярной и пользуется большим уважением. Поэтому у нас очень хорошие учителя. Возможно, это странно, но в нашей образовательной системе нет стандартных экзаменов. Первый экзамен ученики сдают в возрасте 19 лет по окончании средней школы. Школы и муниципалитеты заботятся о развитии образования. Кроме того, мы пытаемся удовлетворить тех учеников, у кого есть специальные потребности. Поэтому у нас никто не остается вне поля зрения. Этим и объясняется высокий средний уровень образования. Мы хотим создать учебное общество в школе, чтобы все работали вместе и имели одно видение.
Кристина ВОЛМАРИ: — Конечно, важную роль играет зарплата учителя. Она немного выше средней зарплаты в стране. Частично это объясняется тем, что многие учителя — в пожилом возрасте, они получают все надбавки за выслугу лет. В 2009 году средняя зарплата в Финляндии составляла 2900 евро. А если взять зарплату учителей, преподающих различные предметы, например английский язык, то здесь зарплата достигает 3500 евро. Кроме того, одна из причин популярности профессии преподавателя заключается в том, что эта работа автономная. Кстати, школы также очень автономны. Большинство важных оперативных решений принимаются на местном уровне. К этому привлекаются учителя, которые в школе фактически являются предпринимателями. Они не повторяют то, что приказывают сверху.
— А откуда берутся средства на зарплату учителям?
А.П.: — Как правило, муниципалитеты платят зарплату учителям. Государство также выделяет средства на образование. За учебу в школе никто не платит, все расходы покрываются из налогов.
— А как удалось добиться консенсуса среди финнов, чтобы учеба была бесплатной, причем и в высшей школе?
К.В.: — Консенсус относительно бесплатного образования был достигнут очень давно. Финляндия была бедной страной, а хорошо образованное население — очень сильная опора для государства. Образование в Финляндии было и остается одной из социальных лестниц. У нас давняя история школ народного образования, начиная со времен, когда Финляндия была частью России. Мы могли тогда создавать народные школы. И это не было обязательным. Это неправда, что людей поощряли учиться читать по националистическим соображениям. Это была пропаганда.
А.П.: — В нашей стране очень уважают людей с высшим образованием и высокой культурой. В средние века умение читать было своего рода тестом для гражданина. Тогда церковь побуждала к чтению. В 1800-х годах были основаны муниципальные школы, а в 1920 году обучение в школе стало обязательным для всех. Фундаментальной основой финской системы образования и администрации является то, что мы верим больше в эволюцию, чем в революцию. У нас широкий консенсус относительно того, что образование является приоритетом. И мы хотим достигать консенсуса, чего бы это ни касалось. Когда сменяется правительство, у нас не происходит каких-то больших перемен в политике, а если что-то и меняется, то в незначительной степени. По сравнению со многими другими странами, где все начинается почти с нуля после смены правительства.
— Кандидат в президенты Сауле Ниинисто, который встречался с зарубежными журналистами, сказал, что весной следует ожидать дебатов в парламенте о сокращении социальных программ. Не отразится ли это на образовании?
А.П.: — Я думаю, что депутаты будут пытаться, насколько это возможно, избегать сокращения расходов на образование, здравоохранение. Но, конечно, сокращения где-то будут. Однако в финской политической системе наш сектор защищен лучше всех. В частности, эту защиту обеспечивают специальные законы, что гарантирует каждому доступ к получению базового образования.
— Мир все более глобализируется. Какие вызовы это создает для финской системы образования? Как известно, образование и инновации являются главными двигателями развития экономики.
А.П.: — Через год раннее образование детей в возрасте с двух до пяти лет будет взято под эгиду министерства культуры и образования. Таким образом, раннее образование и дошкольное для детей в возрасте шести-семи лет станет частью школьной системы обучения. Сейчас пока рано говорить, какие могут произойти перемены. Возможно, будет увеличение количества часов для занятий физкультурой, искусством и другими предметами. Будут добавлены не только академические дисциплины, но мы думаем и об улучшении системы преподавания языков. В нашей стране самый популярный иностранный язык — английский. Нам нужны преподаватели немецкого, французского, русского и китайского языков.
Что касается основ нашей образовательной системы, то она достаточно разнообразна и устойчива. Поэтому, с одной стороны, может происходить эволюция и некоторые незначительные изменения, но не фундаментальные.
К.В.: — Существует много пространства для адаптации на местном уровне по поводу определенных вопросов. Национальная программа, над которой мы работаем, должна быть основной, и в этом заключается наша цель. А местная специфика может включаться в программу в зависимости от того, какой фокус школа хочет иметь.
Мы надеемся, что в новой школьной программе фокус будет на инновации, креативности и предпринимательстве. Последние три года мы пытаемся интегрировать предпринимательство как разновидность профессионального обучения. Я считаю, что вызов для наших школ заключается в том, чтобы больше использовать в классах информационные системы и технологии. В некоторых школах это есть, а в других нет. Отсюда это — вызов для нашего образования. У нас нет проблем с аппаратным обеспечением, компьютерами. Этого у нас много, но по-настоящему вписать все это в процесс учебы нам еще не удалось.
— А еще что нового ожидается?
А.П.: — Возможно, больше времени будет уделяться общественным наукам, чтобы ученики знали, как работает общество, какая история у нашей страны.
К.В.: — Участие молодежи в общественных делах слабеет. Молодые люди не так активно голосуют, как взрослые. Поэтому навыки гражданина включают умение читать, понимание того, как работает страна.
— С какого класса планируется ввести подобные предметы?
А.П.: — Я думаю, что в будущем это будет введено для детей, начиная с трехлетнего возраста.
— Трехлетнего?
А.П. (смеется): — Да, в трехлетнем возрасте. Они будут изучать это постепенно и понемногу. Я считаю, что в будущем нам нужно будет делать ударение на устойчивом развитии. Раньше я работал мэром. И если посмотреть на работу на местах, на принятие решений на местном уровне, то это сильная сторона нашей системы образования. Люди хотят реально участвовать в процессе принятия решений. На муниципальном уровне они могут сделать многое.
К.В.: — Обычно мы не планируем, с какого возраста начинать изучение того или иного предмета. Мы даем много пространства для деятельности. Например, мы считаем, что изучение первого иностранного языка должно начинаться максимум с трех лет. По нашему мнению, с трех до семи лет нужно преподавать много разных предметов, но мы не говорим, сколько для каждого года. Поэтому существует свобода для деятельности на местах.
— Какое внимание уделяется изучению истории в Финляндии?
А.П.: — У нас было много дискуссий по этому вопросу. Но большое внимание мы уделяем изучению истории Финляндии. В школах изучают историю других стран, потому что без этого нельзя понять мир. И преподавание истории начинается с пятого класса. А в девятом классе дети изучают общественные науки. Если говорить о знании истории и общественных наук, то здесь мы не так успешны, как нам бы этого хотелось.
— Не могли ли бы вы сказать, какие методы учебы берутся за основу в вашей стране?
А.П.: — Мы пытаемся составлять такую программу, которая основывается на конструктивной учебе, а не на поведении. То есть мы делаем упор на методах учебы, а не преподавания. Основным ключевым словом этой системы является «учеба», «изучение». Ученик может иметь свою индивидуальную программу учебы. Выбирать дополнительные предметы, которые не входят в базовую учебу. И это может помочь в учебе. Мы также используем класс как компонент учебы. Но больше внимания мы уделяем образованию, в основе которого — методы учебы и персонализации. И если у ученика есть специальные потребности, то, безусловно, он получит более персонализированную программу обучения.
К.В.: — Мы хотим максимализировать потенциал каждого, причем начиная с раннего дошкольного обучения, средней школы.
— Как школа реагирует на потребности общества, бизнеса?
А.П.: — Базовое образование предоставляется всем. А затем каждый может выбирать — идти в высшую среднюю школу или получать профессиональное образование. Сегодня 50 процентов выбирают высшее среднее образование и 50 процентов — профессиональное. За последние десять лет очень возросла популярность профессионального образования. Дело в том, что после трех лет учебы можно получить работу, причем достаточно хорошо оплачиваемую. Вместе с тем после получения профессионального образования можно продолжить учебу в университете.
К.В.: — Масс-медиа довольно дружественно относятся к профессиональному образованию. На телевидении много разных программ о столярах, поварах. В годы моей молодости наиболее популярными профессиями были доктор и юрист. А все это влияет на менталитет людей.
А.П.: — Да, обществу нужны не только доктора и адвокаты, нам нужны люди, которые делают и создают что-то.
К.В.: — И мы пытаемся избежать дублирования образования. Мы — небольшая страна, и у нас нет столько денег, чтобы переучивать людей. Люди в возрасте 16—18 лет не всегда знают, кем хотят стать. Поэтому они часто выбирают высшее среднее образование. А после сдачи экзамена об окончании образования не все могут попасть в университет, где существуют квоты на количество студентов. Следовательно, тем, кто не попал в университет, придется получать профессиональное образование. И мы хотим избежать мультипликации образования и направлять учеников непосредственно на получение профессионального образования.
— Есть ли проблемы с интеграцией иммигрантов в рамках национальной системы образования?
А.П.: — Если говорить о детях иммигрантов, то у них есть один год подготовки, преимущественно для изучения финского языка. После подготовительных курсов такой ребенок может пойти в нормальный класс, чтобы получить основное образование. Вместе с тем у этого ребенка есть возможность пойти в класс, в котором можно получать образование на родном языке. Понятно, что ребенок должен дополнительно проходить курс изучения финского языка. И если у ребенка другое вероисповедание, то он может дополнительно проходить курс изучения собственной религии. Для этого нужно, по меньшей мере, три ребенка. Лишь при таких условиях школа предоставит условия для преподавания религии.
— Почему это делается — преподавание религии детям иммигрантов?
А.П.: — Предоставляя возможность преподавания предметов на родном языке ребенка, мы считаем, что он должен изучать и финский язык, и другой иностранный язык. Если вы — украинец и не знаете украинского языка в вашей стране, то вам будет трудно без знания этого языка. Поэтому и мы в Финляндии считаем, что любой гражданин должен знать финский язык. У нас в Финляндии преподают 42 иностранных языка. А что касается религии? Поскольку в нашей базовой программе есть такой предмет, как религия, то, возможно, лучше преподавать религию детям иммигрантов. В данном случае они находятся под общественным контролем.
К.В.: — Мы считаем, что язык является инструментом мышления. Если вы не знаете хорошо другого языка, то именно родной язык влияет на ваше мышление и критические умения. Государство поддерживает муниципалитеты в преподавании языков. И школы, и муниципалитеты могут подавать заявки на выделение больших средств для предоставления возможности обучения иммигрантов на родном языке, а также дополнительных курсов для изучения финского языка. Обучение основным предметам в рамках базового образования на языке иммигрантов продолжается до девятого класса.
— Но это, наверное, дорого для бюджета страны?
К.В.: — Да. Но мы очень серьезно относимся к иммигрантам. Потому что финская демографическая ситуация катастрофична. Нам нужны иммигранты с детьми.
А.П.: — Что касается взрослых иммигрантов, то главная проблема — финский язык. В нашу страну прибывает немало достаточно способных людей, но если они не знают финского языка, то не могут здесь выжить. Очень сложно получить работу без знания финского. Поэтому у нас есть языковые курсы, чтобы эти люди могли конкурировать на рынке труда.
— А как насчет образования для взрослых?
А.П.: — Для взрослых у нас существует система тестов под названием «квалификация на основе компетентности». Пройдя этот тест и прослушав соответствующий курс профессиональной учебы, можно получить диплом. То есть здесь учитывается компетенция. Следовательно, взрослому легко получить диплом.
К. В.: — Если, к примеру, женщина-парикмахер переедет из Украины в Финляндию, то она получит квалификационный диплом по этой профессии. Это довольно просто. Хотя нужна теория, но вы можете на практике продемонстрировать, что у вас есть соответствующие навыки.
В целом система профессиональной учебы характерна для стран Северной Европы. И взрослые могут получить профессиональное образование на любом этапе. Во всех муниципалитетах действует либеральная система образования для взрослых. Кроме того, люди старшего возраста (после 50) могут учиться в университетах и получать профессиональное образование после 60 лет.
СПРАВКА «Дня»
В Финляндии инвестиции в образование составляют 6,1% ВВП. В стране — 5,2 млн человек, создано 20 университетов, которые дополнены сетью 29 технических университетов. Основой образовательной системы является девятилетняя обязательная учеба, которая обеспечивается муниципальной властью. В Финляндии нет различия между простыми и элитными школами, как в других странах. Особой чертой финской школы является упор на изучение иностранных языков. Большинство учеников изучают три или четыре иностранных языка.
Выпуск газеты №:
№20, (2012)Section
Общество