Сага, которая соединила прошлое и настоящее
Киевский ансамбль украинской музыки «Днепр» отпраздновал 25-летие со дня основания гранд-проектомИзвестный коллектив представил уникальный и один из самых масштабных проектов (который удалось реализовать при поддержке Украинского культурного фонда) — вокально-оркестровую партиту-думу в 12 частях — «Днепровская сага» Владимира Павликовского на поэзию Тараса Шевченко.
Сейчас Киевский академический ансамбль украинской музыки «Днепр» объединяет солистов-виртуозов и единомышленников: художественный руководитель — солист-скрипач Любомир Матейко, вокал — Елена Кулик, бандура Тарас Яницкий, народные духовые инструменты — Максим Бережнюк, Тимофей Музычук, цимбалы — Владимир Польовчик, скрипка — Назар Заверуха, альт — Николай Иванов, контрабас — Любомир Фещак, ударные, перкуссия — Юрий Рыбачок, Владимир Загородний.
Идея «Днепровской саги» принадлежит режиссеру, автору либретто Василию Вовкуну. К воплощению проекта пригласили композитора Владимира Павликовского. С ансамблем «Днепр» Василий Владимирович и Владимир Антонович уже имели успешный опыт сотрудничества — моноопера «Происходящие от Солнца».
В основу партиты-думы положено легендарное стихотворение Тараса Шевченко «Реве та стогне Дніпр широкий». Это определенная метафора и народный гимн Украины. Днепр — как символ, объединяющий всю Украину. Партита представлена как разновидность циклической формы инструментальной музыки. Дума — жанр народного речитативного эпоса. Через поэтический и музыкальный ряд авторы передают новый взгляд на Кобзаря и художественно сочетают историю Украины.
«Днепровская сага» написана В. Павликовским для состава «Троистых музык», охватывающих народные инструменты: бандуру, сопилку, бубен или цимбалы, сопилку, бухало. Собственно, ансамбль «Днепр» и был создан как расширенный состав «Троистых музык».
В «Саге» удачно сочетается прошлое и настоящее, гениальное творчество Кобзаря и современный композиторский стиль маэстро. Мы видим музыкальную палитру, полную глубокой образности, ярких стилевых и жанровых элементов.
В творчестве Владимира Павликовского важна семантика музыкальной композиции, которая пересекается с образным миром еще одного выдающегося украинского композитора Валентина Сильвестрова, что выражается в воплощении интонационными средствами социально значимых текстов Кобзаря, народных песен и обращении к духовным и социально важным символам, связанным с борьбой за независимость Украины. Сегодня такими символами являются Майдан и Революция Достоинства. Владимир Павликовский невероятно тонко чувствует мелодику поэзии Тараса Шевченко, а его тексты как будто сами ложатся на музыку.
Для меня, как исполнителя, особенно важен композиторский замысел, который воплощается в сочетании аутентичных кобзарских традиций — свободной импровизации в дорийском порядке, близкой к жанру дум, и современного академического бандурного исполнительства: переменного размера, современной гармонии, расширенной тональности, полиладовости и сонористики, что особенно слышно в двух сольных частях — «Кобзарева правда (I)», «Кобзарева правда (II)». Каждая часть партиты-думы имеет развитую партию бандуры, что ярко передает интонации эпоса нашей нации. Уникальный музыкальный язык композитора через бандуру говорит с нами словами и смыслами Тараса Григорьевича. Очень важно, что композитор использовал бандуру не для антуража или определенной «экзотической» окраски, как обычно это происходит, а в каждой отдельной части народный инструмент смог реализовать конкретное музыкальное содержание, структурно-семантическое наполнение и художественный образ.
Плодотворной и увлекательной была работа над произведением «Днепровская сага» художественного руководителя ансамбля Любомира Матейко. Особенность ее заключается в исполнительском воплощении композиторского замысла в сочетании традиционных украинских инструментов с академическим и народным пением.
Важной и кропотливой была работа над сложной вокальной партией солистки ансамбля — обладательницы неповторимого лирического Елены Кулик.
Киевский академический ансамбль украинской музыки «Днепр» с успехом осуществил этот интересный творческий проект.
Выпуск газеты №:
№16, (2021)Section
Культура