«Диктатура развития» – безальтернативна
Показательным и достойным подражания в вопросах решения социального неравенства для Украины является опыт Южной Кореи25—29 января этого года в Давосе в режиме онлайн состоялся ежегодный Всемирный экономический форум. Естественно, что главной темой дискуссий была пандемия коронавируса, ее влияние на мировую экономику, поиски совместных путей по преодолению ее последствий, 22 также климатические изменения, гендерное равенство и прочее. На повестке дня не было темы о социальной несправедливости, хотя она имела место во многих выступлениях участников форума. На многих телеканалах демонстрировалась карта мира об очередности вакцинации населения тех или иных стран. Все страны Подсахарской Африки закрашены красным, то есть получат ее в последнюю очередь. Красной краской закрашена и Украина, единственная страна в Европе. Пандемия и связанный с ней «ковидный национализм» осветили прогрессирующий мировой тренд — углубление мировой несправедливости на межгосударственном уровне. Президент Африканского Союза, он же президент ЮАР Сирил Рамафоса, привел на форуме некоторые цифры: Великобритания заказала 367 млн доз вакцины для 67 млн населения, Европейский Союз забронировал 2,3 млрд доз для 450 млн населения.
Международная благотворительная организация Oxfam специально к форуму подготовила доклад «Вирус неравенства». В нем фиксируется невиданный рост экономического, социального неравенства с начала ХХ века. Генсек ООН А.Гутерриш в своей лекции в ООН 18.07.2020 года акцентировал на этом внимание: 50% богатств мира принадлежат 26 лицам, а 70% населения мира живет на грани бедности. В интервью Euronews он детализировал влияние COVID-19 на Африку: «Целые регионы, которые достигли заметного прогресса в борьбе с бедностью и сокращением неравенства, за считанные месяцы были отброшены назад на многие годы». В то же время ведущие международные корпорации за девять месяцев 2020 года восстановили свои состояния и начали наращивать прибыли. Миллиардеры из Китая (400 человек) увеличили их на 750 млрд долларов, в США (600 человек) — на 560 млрд, во Франции (40 человек) — на 95 млрд. В целом 2,2 миллиардера обогатились в 2020 году на 1,9 трлн долларов — на 20% больше, чем за 2019 год. Кому что!
В то же время, по прогнозам президента Всемирной продовольственной программы ООН (ФАО) Д.Бизли, в 2021 году от голода могут умереть 270 млн человек (семь Украин). Чтобы избежать этого, нужно всего-навсего 35 млрд долларов. Большинство голодающих — в Африке: климатические изменения (засухи, наводнения), саранча в Восточной Африке, потеря рынков сбыта в Европе из-за пандемии.
Показательно, что в самой демократической стране мира (как мы до недавнего времени считали) США фактор социального и экономического неравенства впервые вышел на первое место среди других факторов, которые волнуют американцев. В 1989 году состояние 1% самых богатых американцев в шесть раз превышали накопления бедных, сегодня — в 15 раз. Чтобы привлечь внимание мирового сообщества к этой проблеме, ООН в 2007 году ввел 20 февраля как Всемирный день справедливости.
Не обошла эта «пандемия» и Украину. Истинные размеры неравенства установить трудно, так как больше половины ВВП находится «в тени». Хотя, по данным ООН, почти 70% населения Украины за чертой бедности. Показательными стали толпы в Буковеле, а также 180 украинцев, застрявших в феврале на Занзибаре. Конечно, имения Р.Ахметова, Ю.Косюка в Украине не могут конкурировать с имением Путина в Геленджике (если это не фейк), масштабы не те, но характеризует общую тенденцию.
Неравенство на микроуровне (отдельный человек, компания) влечет неравенство и на макроуровне, на уровне государства. Условные Север и Юг, G-7, G-20 делят страны на тех, кто принимает решения, и тех, кто вынужден будет им подчиняться.
Рост социального неравенства может привести не только к спорадическим, локальным социальным волнениям, но и к изменению господствующей в мире идеологии — переходу к тотальному популизму со всеми его радикальными разновидностями. Эту угрозу чувствуют и понимают те же миллиардеры. В 2010 году по инициативе Билла Гейтса и финансиста Воренна Баффета началась инициатива «Клятва дарения». Ее цель: направить часть своего состояния на благотворительные проекты в поддержку образовательных программ, на борьбу с разными пандемиями и тому подобное. На май 2019 года эту инициативу поддержали 204 миллиардера из 23 стран: они согласились 50% своего капитала направить на эти цели. Среди них есть и один украинец — Виктор Пинчук. При всем уважении к этой инициативе следует понимать, что она не в состоянии изменить общемировой тренд — богатые становятся богаче, а бедные беднее. Даже в отдельно взятой стране отдельные гуманистические шаги отдельных людей не в состоянии изменить ситуацию без активной и осознанной поддержки государства. В упоминавшемся докладе Oxfam приводится пример двух стран, которые решили сломать этот тренд — Новая Зеландия и Южная Корея. Как по мне, наиболее показательным и достойным подражания некоторых шагов является опыт Южной Кореи.
Как самостоятельная республика Южная Корея образовалась в 1945 году, отделившись от Северной Кореи. Власть держали в своих руках военные. Наиболее известный из них — Ли Сын Ман. Экономикой они не занимались. Кроме того, в стране не было полезных ископаемых, вся промышленность и энергетика остались на севере. Электричество даже в столице, в Сеуле, включалось по графику. Самое высокое строение было в три этажа. По уровню ВВП на душу населения отставали даже от Папуа-Новая Гвинея. Это была отсталая аграрная страна, которая не могла прокормить сама себя. На улицах городов царила преступность. На таком фоне в мае 1961 года в результате переворота к власти пришел генерал Пак Чхон Хи (44 года). Народ приветствовал смену власти. Как всегда, надеялись на какое-то улучшение. Народ устал от хаоса и беспорядка. Как оказалось, профессиональный военный, человек системы, как сказали бы теперь, был и патриотом своей страны, которому больно за то болото, в котором она находилась. У него сформировалась амбициозная национальная идея: Южная Корея должна стать влиятельным субъектом международной политики. И, соответственно, была и стратегия: страна должна иметь современную экспортно-ориентированную экономику. Ей соответствовала и тактика: набор конкретных шагов для ее реализации. Он начал воплощать ее в жизнь почти на следующий день своего президентства, без долгих размышлений.
С чего начать? Не было денег, не было оборудования и технологий, не было квалифицированной рабочей силы. Единственное, что было — понимание цели, политическая воля и масса дешевой, дисциплинированной, трудолюбивой рабочей силы. В качестве образца он взял опыт Японии и Тайваня. Позже эту модель назвали «диктатурой развития». Решил начать с легкой промышленности — минимум затрат, дешевое и доступное сырье, простые операции; государство предоставляет дешевые кредиты, создает максимально благоприятные условия при экспортно-импортных операциях. Месячная плата была в 10 раз меньше, чем в США, а производительность труда — в 2,5 раза выше. Под личным патронатом Пак Чхон Хи разыскивали молодых, креативных предпринимателей, создавали для них максимально благоприятную бизнес-среду. Государство создавало необходимую инфраструктуру: хорошие дороги, электростанции, профессиональные училища и тому подобное. Довольно быстро южнокорейские товары составили серьезную конкуренцию западным фирмам. Удачный акцент на легкую промышленность позволил достаточно быстро накапливать собственные финансы. Опираясь на них, начинали развиваться другие отрасли с ориентацией на спрос мирового рынка. При поддержке государства возникали и укреплялись финансово-промышленные группы, так называемые чеболы. Олигархи здесь не создавались, а назначались властями. На сегодня их 63, и они формируют абсолютное большинство ВВП. Для руководства этими процессами, для их координации был создан Верховный совет национальной перестройки. С 1962 года ввели пятилетние планы. Их разработкой и анализом выполнения занимался Совет экономического планирования. За год он уничтожил организованную преступность. Сеул и сегодня является одним из самых безопасных городов Восточной Азии.
Но все же это была диктатура. Были запрещены профсоюзы. Подавлялись (но без особой жестокости) оппозиционные движения, была ограничена политическая деятельность, а также независимые СМИ. Не занимался абстрактными демократическими принципами — права человека, свобода слова и тому подобное. Пак Чхон Хи пользовался либеральной риторикой, только чтобы не отпугивать иностранных инвесторов. Была и коррупция, и «откаты», но в пределах, которые не вызывали общественного резонанса и не мешали реализации намеченных планов. Тем более, что все знали, что сам Пак Чхон Хи взяток не берет. В отличие от классических диктаторов, не накопил личных доходов.
Стоит отметить, что на время своего правления Пак Чхон Хи ставил перед собой единую стратегическую цель — вырвать Южную Корею из состояния хаоса, упадка. Он не пытался решать весь сложный социальный комплекс проблем, в частности проблему пенсий, полагаясь на традиции конфуцианства (стариков содержит семья). И он достиг своей цели — не только ввел страну в круг развитых, конкурентоспособных стран, но и заложил надежный фундамент дальнейшего процветания.
В 2009 году Южная Корея осуществила «квантовый скачок»: она перешла из статуса страны-получателя помощи в статус страны-донора. Это был показательный результат «диктатуры развития». Тем самым было ликвидировано неравенство на макроуровне, неравенство в отношении других государств. Южная Корея стала полноправным членом клуба богатых стран — G-20.
Об этой стране написано много. Но стоит привести несколько фактов, чтобы показать результативность «диктатуры развития». Известная Samsung Electronics, которая начинала с производства рисовой муки, теперь по капитализации в два раза превосходит «Газпром» и «Роснефть» вместе взятые. В 1960 году средний доход на человека составлял 158 долларов, в 2017 году — 29 742 доллара. В декабре 2017 года Минздрав страны заявил о планах превратить индустрию здравоохранения в наиболее инновационную отрасль экономики. И, пожалуй, главный показатель: в 1960 году население страны составляло 25 млн, в 1980 году — 38 млн, в 2020-м — 52 млн.
Пак Чхон Хи был застрелен начальником Центрального разведывательного управления Кореи 26.10.1979 года. За 18 лет генерал-диктатор создал экономическую базу современной авторитетной страны, которая со временем стала влиятельным субъектом международной политики.