Маршрут №9. Львов – «Пустостан»
«Театральный туризм» — «День» продолжает серию публикаций о лучших спектаклях ведущих украинских театровНапомним, серия публикаций началась в №4, продолжилась в №9, 14 и 19, а далее (см. «День», № 31) мы решили рассказать читателям не только о победителях III Всеукраинского фестиваля-премии «ГРА», но и о лучших спектаклях украинских театров, которые прошли в лонг-лист пре-стижной премии и, безусловно, тоже заслуживают внимания театрального туриста. Сейчас ко вниманию номинация «За лучший поисково-экспериментальный спектакль» — настоящее явле-ние, как и сам театр «И люди, и куклы», без которого невозможно представить маршруты «Теат-рального туризма».
ТОТАЛЬНЫЙ ВИРУС, ПОРАЗИВШИЙ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО
Спектакль «Пустостан» по пьесе современного польского автора Малины Пшесьлюги Львовского театра «И люди, и куклы» — для взрослых. И, наверное, для уже мудрых людей. Тех, кто способен прочитать между строк, может найти в себе силы экстраполировать определенные жесткие вещи на себя, окружение, все общество и не ужаснуться. Потрясающий текст о нашей жизни, в который иногда страшно погружаться, но надо, чтобы хотя бы немного подлечиться. Материал из тех, которые надолго остаются в тебе, всплывают фразами или подтекстами, которые стоят за теми фразами.
«Пустостан» затрагивает сильно, поскольку спектакль о тонких материях, касающихся каждого из нас, нашего семейного сосуществования. Наконец, с самим собой. Это многослойный спектакль, который с открытием каждого слоя — сначала тебя настораживает, в какой-то момент злит, затем бросает в отчаяние, достает оттуда, вселяет надежду и вновь бросает... В конце концов, дым рассеивается, песок времени ссыпается — и ты остаешься один на один со своими мыслями и рефлексиями. Зрители разные и мнения разные, но однозначно спектакль дарит всем то редкое ощущение, за которым мы в театр и ходим — катарсис. Иногда он может быть и болезненным...
Алексей Кравчук, режиссер этого спектакля, драматический актер и директор театра, в «Пусто-стане» впервые попробовал себя в роли актера-кукольника. Зритель как будто вместе с ним и другими актерами проходит всю эту историю, составленную из родственных эпизодов житья-бытья, вернее, состояния — пустостана — шаг за шагом, слой за слоем, очень осторожно. Словно боясь спугнуть нащупанную правильную интонацию, которая тоже проходит путь от бытовой драмы до катастрофы вселенского масштаба.
Якобы семейно-психологическая драма, по крайней мере такой кажется на первый взгляд, в трактовке режиссера, художников-постановщиков и даже музыкального оформителя, перерастает в детальное, тщательное, почти шепотом — исследование полного вируса, который поразил человечество (ничего не напоминает?!). Диагноз — одиночество среди людей, страх своей пустоты и общечеловеческой пустоты, атрофирование привычных чувств: понимания, доверия, сострадания, заботливости, нежности, умения услышать. Любви.
В спектакле актеры существуют в двух измерениях: традиционном — кукольном, и в открытой подаче в сочетании с живым планом. Последние два, и они основные. Бабушка и собака. Актриса Алла Новикова и актер Василий Сидорко. Главные «обвинители по делу», ведь ставят все точки над «і», подводят черту, расшифровывают, диагностируют то, что произнесено обычным, холод-ным, отстраненным тоном. Собственно, этим жутким тоном иногда и произносятся страшные вещи. А звучат они как хроники телевизионных новостей. Их так много, они такие страшные, что ты к ним приспособился, они где-то произошли не с тобой, не с твоими близкими или даже знакомыми, поэтому — можно жить дальше, не обращать внимания, переступить, не сочувствовать... Ты построил свою новую страну — Пустостан. Страну / семью карантина на чувства, подлинность, сопереживание, полные легкие воздуха и свободы (какая пророческая ирония: премьера спектакля 31 мая 2019 года). «Страшно жить в доме, которого нет».
«Пустостан» — концептуально и визуально целостный спектакль с простыми, а потому энергети-чески очень сильными средствами выражения: песком / зерном, дымом, черно-белыми фото и, конечно, куклой. Метафоры рождаются на каждом шагу и психологически очень выверено усиливают зрительское беспокойство: пустой праздничный стол, пустой стул, рука Бога и вездесущий телевизор, как олицетворение Высшей Силы.
Найти такую пьесу, которая будет цеплять за живое всегда и везде — для театра ценное приобретение. С первых минут этого спектакля меня не покидало ощущение, что где-то такую сверхтонкую интонацию я уже слышала. Конечно, Театр Резо Габриадзе, где так же, как и в «Пустостане», поднимаются «эпические вопросы в масштабе крошечных кукольных эскизов». Очевидно, в театре «И люди, и куклы» это направление развивают серьезно, вдумчиво и профессионально.