Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«У нас есть голоса, а в Европе их шлифуют, как алмаз»

Настоящим праздничным фейерверком лета стали выступления прекрасного тенора Алексея Пальчикова в Киеве
23 июля, 13:04
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

Алексей Пальчиков — экс-киевлянин, выпускник Национальной музыкальной академии им. П. Чайковского, а ныне звезда европейских оперных сцен, подаривший меломанам прекрасные мгновения высокого искусства!

«День» уже писал о гранд-проекте на Софийской площади, где состоялся традиционный и полюбившийся киевлянами open-air концерт «Звезды мировой оперы», в котором Алексей Пальчиков блестяще выступил наряду с Оксаной Дикой, Валентиной Плужниковой, Евгением Орловым, Виталием Билым в сопровождении Симфонического оркестра и хора Киевской оперы.

Знаковым событием также стала премьера, в которой Алексей спел партию Феррандо в эксклюзивной концертно-сценической постановке комической оперы В. А. Моцарта «Cosi fan tutte» ( «Так поступают все женщины»), которую осуществил на сцене Киевской оперы брат Алексея, главный режиссер театра Виталий Пальчиков, а дирижером-постановщиком стал Сергей Голубничий. Партию Фйордилиджи исполняла Ксения Бахритдинова-Кравчук, Дорабеллы — Анастасия Полищук, Ґульельмо — Андрей Бондаренко, Деспины — Дарья Миколенко, Дона Альфонсо — Тарас Бережанский (см. «Пикник, пари и овации после каждой арии» 22 июня).

В завершение, 27 июня на этой же сцене популярный тенор принял участие в масштабном гала-концерте по случаю закрытия 39-го театрального сезона, и это выступление сопровождалось криками «браво», а когда на бис а капелла Алексей исполнил романс «Чорнії очі, карії брови», то публика стоя минут 10 аплодировала прекрасному певцу, не отпуская Пальчикова! После концерта «День» пообщался с мастером оперы.

«ДЕНЬГИ, КАРЬЕРА — ЭТО ВСЕ ВТОРИЧНО, КОГДА РЯДОМ БЛИЗКИЕ ЛЮДИ, ЛЮБИМАЯ ЖЕНА»

— Алексей, хочу сначала, чтобы ответили на больной вопрос этого года: как вы пережили все пандемические карантины и лодауны?

— Считаю, что несмотря на вирус COVID-19, который до сих пор бушует в мире, это также было очень полезное время. Конечно, обидно переживать творческие «потери»: несколько интересных проектов были отменены: «Дон Жуан» Моцарта в Мюнхенской Штатс-Опере, «Золотой петушок» Римского-Корсакова на Экс-ан-Прованском оперном фестивале, «Стабат Матер» Дворжака во Франции. Но время, проведенное в Украине, дома, все перекрыло. Я локдауном остался доволен, потому что много общался с друзьями, обустраивал дом. Я никогда не проводил столько времени с женой! Она тоже певица, сопрано Рузан Манташян, и не так уж часто нам выпадают совместные контракты, чтобы быть вместе постоянно. Это была для нас настоящая проверка — пять месяцев неразлучны! Мы шесть лет вместе, но впервые так долго были, что называется, в одном помещении. Проверку прошли успешно! Деньги, карьера — это все вторично, когда рядом близкие люди, любимая жена. Мы вместе обживали наш новый дом, приводили в порядок сад. Теперь я точно знаю, куда хочется возвращаться.

КАЖДАЯ АРИЯ, ДУЭТ, КАРТИНА НА ПРЕМЬЕРЕ «COSI FAN TUTTE» («ТАК ПОСТУПАЮТ ВСЕ ЖЕНЩИНЫ») СОПРОВОЖДАЛАСЬ КРИКАМИ «БРАВО» И ОВАЦИЯМИ ЗРИТЕЛЕЙ / ФОТО БОРИСА КОРПУСЕНКО

— Тем не менее, и в творческом плане вы время не теряли.

— Да, я очень рад своему участию в мероприятиях, которые были проведены за это время в Киеве. С удовольствием принял участие в проектах Анатолия Соловьяненко. Такие концерты — это прекрасный формат привлечения к классическому искусству широких масс. В Европе этому уделяется чрезвычайное внимание, на это тратятся большие средства. Я рад, что Киев давно и успешно развивает это популярное направление. Хочу от души пожелать, чтобы в организации таких мероприятий ответственными структурами вкладывались значительные средства, которые позволят совершенствовать технический уровень: техническое оборудование в таких открытых концертах имеет колоссальное значение. Несоответствующая акустическая и видеоаппаратура меняет тембр голоса певцов, звучание оркестра. Высокое качество звука будет привлекать и более широкую публику, и, собственно, певцов к участию в таких концертах. Мне есть с чем сравнивать, я часто пою на открытых сценах и надеюсь еще не раз выступать перед любимой украинской публикой. Возможно, с какой-то более сложной программой. Это, в принципе, очень правильно на определенном этапе, составлять программу из произведений, которые на слуху у большинства людей, потому что нужно формировать круг поклонников, а если говорить о репертуаре театра вообще, то и элементарно делать кассу. Но постепенно следует предлагать и менее известную музыку, воспитывать вкусы публики, расширять ее горизонты.

«В КАЖДОМ ГОРОДЕ ЕСТЬ СВОЙ ТЕАТР, СВОЯ ТРУППА, ОРКЕСТР, ХОР, РЕПЕРТУАР»

— А в Европе такие концерты дорого стоят зрителям?

— Практически везде — бесплатные и многолюдные. В Гамбурге, например, выступал перед восьмитысячной аудиторией, почувствовал себя какой-то рок-звездой! В прошлом году главный дирижер Гамбургской оперы Кент Нагано посвятил концерт Леонарду Бернстайну, кроме певцов был приглашен выдающийся пианист Евгений Кисин. Нынешний концерт, запланированный на 14 августа, в котором я тоже буду петь, посвящен Жаку Оффенбаху, чью музыку в Европе безумно любят. Я исполняю семь номеров из его оперетт — соло и в дуэтах, — в основном героев-любовников, которым отвечает мой голос. Надеюсь, будет прямая трансляция, как это обычно происходит, а потом можно уже будет искать записи в youtube, чтобы оценить масштабы таких мероприятий.

Речь идет о крупных городах?

— В том-то и дело, что в Европе подобные мероприятия проходят регулярно почти в каждом селе! Там понятие провинции настолько отличается от нашего, хотя наконец и здесь границы театральных столиц начали размываться. В Германии, например, около пятидесяти музыкальных театров! Каждый сезон новые постановки, новые певцы. В каждом городе есть свой театр, своя труппа, оркестр, хор, репертуар. Предлагаются различные концепции — постановки классические, современные.

«МОЦАРТА НУЖНО ПЕТЬ «В ДЖИНСАХ», И ТОГДА ЭТО БУДЕТ ПРАЗДНИК, ФЕЙЕРВЕРК»

— А чем для вас стало участие в современной и по-хорошему озорной постановке «Cosi fan tutte» («Так поступают все женщины») в Киевской опере?

— Ну, во-первых, это мой любимый Моцарт, оперное творчество которого очень слабо представлено в Украине. Во-вторых, то, что мы сделали, это и есть определенная демонстрация того, что делают в Европе.

Но почему это была лишь разовая акция?

— Скорее всего, здесь вопрос совпадения всех составляющих: локдаун, из-за которого все откладывалось, закончился, все исполнители собрались ... Дирижер Сергей Голубничий давно мечтал поставить эту феерическую музыку, я тоже обожаю это произведение (Моцарт вообще «мой» композитор сейчас), мы с баритоном Андреем Бондаренко загорелись, потому что часто поем в этой опере за рубежом. Ну и так далее ... Возможно повторение? Мне трудно судить, поскольку сразу заявлялся один показ. Сейчас в Киевской опере директор Петр Качанов активно внедряет практику исполнения опер в переводе на украинский, и это прекрасно. И для молодых певцов, которые работают в Украине, это прекрасный опыт, судя по успеху постановки «Viva la mamma (Да здравствует мама!), Или театральный порядок и беспорядок» Г. Доницетти (постановка режиссера В. Пальчикова и маэстро С. Голубничего. — Л.Т.). Но стоит лши, например, артисту, у которого плотный график выступлений в Европе, где это же произведение он исполняет на языке оригинала, ради одного выступления тратить время на то, чтобы переучить, что, кстати, гораздо сложнее, чем просто изучить свою партию? Но все возможно ...

— Уже сам факт, что опера Моцарта «Cosi fan tutte» («Так поступают все женщины») впервые поставлена ??в Киеве, дает надежду на то, что будет продолжение, потому что до сих пор этот гениальный композитор практически не был представлен в репертуарной афише нашей столицы.

— Да, это очень странно, что Моцарт в наших околооперних кругах воспринимается как нечто очень старое, архаичное, консервативное. Я тоже грешил подобным мнением, пока учился в консерватории. Когда я готовился к конкурсу Би-Би-Си, занимался с прекрасным педагогом, пел арию Тамино — классически, так, как нас учили. Она выслушала, а потом говорит, что все это очень хорошо, правильно, но без жизни; Моцарта нужно петь «в джинсах», и тогда это будет праздник, фейерверк! Поэтому, когда мы в Киевской опере пришли к тому, что можем сделать современную постановку, увидели, что это работает!

В музыке Моцарта все есть — все «приколы», на которые ты только можешь решиться. В Европе сейчас очень популярно показывать такую ??»архаику», как Монтеверди, Глюк в современных постановках. Моцарта нужно ставить, нужно давать понять, что он — очень современный и вечный композитор. У нас есть голоса для Моцарта, другое дело, что школы нет. Но голоса такие, что могут научиться совершенно всему. Если я научился!

«К РОЛЯМ НУЖНО ЕЩЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИ ДОРАСТИ»

— Почему такая самоирония?

— Когда я приехал в Париж, стал работать в стажерской группе, мне было 25 лет, а исполнял репертуар, который должен был бы петь в ... 50 лет. Удивил всех: зачем я такое делаю, когда мой голос для Моцарта? Мне дают арию, а я не могу ее допеть, потому что не обучен ... Не знал, что можно петь не на все 100%, а достаточно 70, и все будет звучать, выпеваться.

У нас ценится прежде всего сила голоса, но без шлифовки и нюансировки можно быстро потерять этот тонкий инструмент. У нас есть голоса, а в Европе их шлифуют, как алмаз. Я счастливый человек: мне реально повезло вовремя попасть к тонким профессионалам-педагогам. Неизвестно, что было бы с моим голосом, если бы я попал в наш «рынок», уже бы пел Верди, Пуччини ...

В Киеве на разных сценах до своего отъезда я успел спеть Альфреда в «Травиате», Ленского в «Евгении Онегине», Лыкова в «Царской невесте». Это вроде и лирический репертуар, но и его мне пришлось забыть на 8 лет, чтобы научиться чему-то другому, обрасти «мясом», как говорят, и только теперь я снова постепенно подбираюсь к этому репертуару. К ролям нужно еще и психологически дорасти, что-то самому пережить, чтобы создать образ, а не только музыкальный материал. Есть, конечно, самородки, а мне нужно было поучиться. Ленского я пел всегда и буду петь, а вот к Герцогу, Энрико я еще только подбираюсь ...

«ДЛЯ МЕНЯ ВАЖНО БЫЛО ПОКАЗАТЬ УКРАИНСКИЙ ПУБЛИКЕ, ЧТО ОПЕРА ДОЛЖНА И МОЖЕТ БЫТЬ СОВРЕМЕННОЙ, ПОДВИЖНОЙ, ЗАХВАТЫВАЮЩЕЙ»

— Этот вопрос темперамента?

— Возможно, но в моем случае — еще и физиологии. У меня в 21 год только завершилась мутация голоса. Меня в консерваторию фониатр не допускал, и только благодаря Петру Андреевичу Ковалю, который взял на себя ответственность, я поступил на подготовительный курс. Нельзя всех мерить одинаково. Вопрос репертуара тонкий. Выбор за певцом в любом случае: деньги, быстрая карьера или постепенное развитие. Есть очень яркий пример — Роландо Виллазон, известный мексиканский тенор с австрийскими корнями. В 25 лет он выиграл «Опералию», в 30-ть пел все (от Альфреда до Хозе) и везде, а в 40 лет завершил свою большую карьеру. Теперь он поет Моцарта — то есть то, с чего нужно было начинать ... В моем случае, могу сказать, что необходимо было время, место, люди, способные научить, показать. Мне нужен был и Париж в самом начале зарубежной карьеры, чтобы перестроиться, ментально, в первую очередь, заниматься только голосом, своим собственным, а не таким, который бы кому-то хотелось, даже самому себе. Петь свой репертуар, но качественно. Развиваться, а не рваться на всех парах.

Опера — уникальное искусство: ты не можешь быть просто певцом, нужно быть и актером. Двигаться, принимать головокружительные позы, шалить, получать удовольствие от того, что делаешь ... А для этого нужно иметь и вокальную и физическую форму. Постановка «Cosi fan tutte» («Так поступают все женщины»), мне кажется, как нельзя лучше продемонстрировала возможности и потенциал висполнения такого рода. И когда публика видит, как кайфуют на сцене артисты, то и она получает удовольствие от такой синергии. Для меня важно было показать украинской публике, что опера должна и может быть современной, подвижной, захватывающей. Моцарт очень современный композитор. Он не только для тех, кто профессионально разбирается в академической музыке, но и для обычной публики, для молодежи, что особенно важно, потому что именно она формирует следующее поколение поклонников оперы.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать