«Человек — это то, что он ест»
Украинцы не имеют доступа к информации о потребляемых продуктах
Граждане должны знать состав продукции, которую употребляют, но в Украине это право довели до абсурда: маркировку «без ГМО» производители лепят на всю продукцию без разбора, в результате это вовсе не ограждает нас от употребления тех же генно-модифицированных продуктов. Получается так, что важный для нашей жизни и, особенно, жизни наших потомков вопрос безопасности еды, которую мы употребляем, обесценивают, делают несерьезным. Вопрос употребления продукции с ГМО со временем будет становиться все актуальнее. Во-первых, развивается генная инженерия, во-вторых — нас уже 7 миллиардов, и демографы прогнозируют с каждым годом увеличение количества землян. Поскольку продукцию, над которой поработали генные инженеры, и выращивать намного легче, и эти культуры дают лучшие и большие урожаи, то от нее человечеству отказаться будет сложно. Противники же массового использования генно-модифицированных продуктов говорят о рисках употребления такой продукции и апеллируют к опытам, проведенным в лаборатории в Москве над крысами и бабочками (они употребляли еду, которая содержала ГМО): в третьем-четвертом поколении крысы и бабочки перестали размножаться.
В УКРАИНЕ ГМО ЗАПРЕЩЕНЫ, НО В 5% ПРОДУКЦИИ ОНИ ЕСТЬ
В Украине запрещается промышленное производство и введение в обращение ГМО, а также продукции, произведенной с применением ГМО, к государственной регистрации. Сегодня у нас ни один генномодифицированный организм не зарегистрирован, то есть легальных ГМО нет. Так, по данным Института экогигиены и токсикологии им. Л.И. Медведя, в 2009 году поступила одна заявка на возможность регистрации генно-модифицированной сои (произведенной в Канаде), но ее отклонили из-за недостаточности данных относительно безопасности для здоровья человека. Согласно украинскому законодательству, в органическом производстве запрещено использование ГМО, производных ГМО и продуктов, произведенных с ГМО, — пищевых продуктов, кормов и т.п.
— Несмотря на наличие маркировки «без ГМО», 5% всех продуктовых товаров в Украине имеют в своем составе генетически модифицированные организмы. В 2007 году на нашем рынке было 7% продукции с ГМО, то есть с каждым годом количество таких продуктов уменьшается. Я думаю, наличие на нашем рынке ГМО связано с несовершенным механизмом наказания. Если в Европе за незаконное использование или выращивание ГМО предусмотрен штраф 20 тысяч евро, а при повторном — запрещение деятельности, то в Украине за выращивание генно-модифицированных культур не наказывают вообще, а за незаконное распространение — штраф 700 гривен. Украинские фермеры, несмотря на запреты, все же выращивают генно-модифицированные культуры, — сказал начальник Украинского центра исследований пищевой продукции государственного предприятия «Укрмедтестстандарт» Владимир Семенович.
Таким образом, украинцы в действительности не имеют доступа к информации о продуктах, которые употребляют, и едят продукты с трансгенами не по собственному желанию. Никто не видел на баночке кукурузы или на колбасе маркировки «с ГМО», однако, согласно выводам экспертов, трансгены в продуктах, которые мы употребляем, есть. Более того, специалисты предупреждают: даже если вы покупаете коровье молоко в селе, то нет гарантии, что корова, от которой человек получил молоко, не питается генномодифицированной кукурузой, влияющей на состав молока.
ПРОВЕРКА ПРОДУКЦИИ НА СОДЕРЖАНИЕ ГМО БУДЕТ СТОИТЬ ЧЕЛОВЕКУ ДО 700 ГРИВЕН
Более обеспеченные и сознательные граждане, конечно, могут проверить продукты со своего стола. Но проверка каждого продукта влетит в копеечку.
— Каждый потребитель имеет право знать, что содержат пищевые продукты и отвечает ли маркировка «без ГМО» ее содержанию, поскольку существует общий научный консенсус, что трансгенные культуры могут потенциально представлять угрозу для здоровья людей и окружающей среды. Так как за последние десятилетия значительно выросло промышленное производство генетически модифицированных растений (например, только за период с 1996 по 2005 гг. площади, занятые трансгенами, увеличились в мире почти в 53 раза, достигнув 90 миллионов гектара, а в 2010 году уже составляли 148 миллионов гектаров), становится понятно, почему внимание общественности сосредоточивается на решении прежде всего вопросов безопасности и предсказуемости последствий использования в Украине пищевых продуктов, содержащих ГМО. Украина, присоединившись к международным соглашениям по вопросам биобезопасности, на законодательном уровне запретила применение на своей территории генетически модифицированных организмов без государственной регистрации за исключением случаев, когда эта продукция используется с целью государственной апробации (испытания). На сегодняшний день, согласно нормативным документам, маркироваться на наличие ГМО должна лишь та продукция, содержимое которой превышает 0,9%, но, как свидетельствует продукция на прилавках, маркируется даже та продукция, которая естественно не может содержать трансгенов, — говорит доктор экономических наук, профессор Богдана Олийнык. — Отечественные потребители продукции не имеют достоверной информации ни о состоянии окружающей среды, ни о качестве пищевых продуктов, ни о количественном и качественном составе ГМО, а институции, которые обязаны обеспечивать функционирование государственной системы биобезопасности, засвидетельствовали, что Закон Украины от 31.05.2007 №1103-V «О государственной системе биобезопасности при создании, испытании, транспортировке и использовании генетически модифицированных организмов» не действенный. Оценка же рисков, возникающих в результате использования генетически модифицированных растений, должна осуществляться на основе идентификации опасности, которая может возникнуть в результате употребления человеком пищевых продуктов, содержащих ГМО, характеристики возможной опасности с установлением опасных факторов (химических, физических, биологических), оценки влияния на организм человека и характеристики самого риска. В настоящее время малоисследованными с научной точки зрения остаются вопросы влияния генетически модифицированных растений на организм человека.
Национальное агентство по аккредитации Украины сегодня аккредитовало 13 испытательных лабораторий на соответствие требованиям (ДСТУ ISO/IEC 17025) согласно отрасли аккредитации по показателям качества и безопасности и на содержимое генетически модифицированных организмов. По словам экспертов, определяющим фактором работы этих лабораторий является не их количество, а наличие профессионального персонала, соответствующего оборудования и методик для проведения исследований. Относительно юридического статуса, то испытательные лаборатории могут быть как государственные, так и частные. Что касается региональной сети этих лабораторий, то она практически охватывает всю Украину.
По данным пани Олийнык, в каждой стране существуют свои подходы относительно контроля (влияния) за распространением генномодифицированной продукции с учетом Картахенского протокола о биобезопасности к Конвенции о биологическом многообразии, к которому Украина присоединилась в 2002 (которого придерживаются страны Латинской Америки, Канады, США). В рамках регламентационного процесса Украина—ЕС, в соответствии с задекларированными принципами, предусматривается получение информации о продуктах, которые происходят от живого измененного организма и содержат новые комбинации воспроизведенного генетического материала, поддаются выявлению и получены в результате использования современной биотехнологии. Украина недавно подписала Нагойский протокол, который должен регулировать доступ к генетическим ресурсам и предусматривает создание национального координационного центра доступа к трансгенам. Поскольку в Украине нет организаций, которые бы гарантировали безопасность продукции, как это есть в США, например, то нашим гражданам трудно доискаться правды, начиная с того, какие культуры засевают фермеры, и заканчивая информацией на этикетке производителя.
— Недавно в одном из украинских хозяйств я задал вопрос фермеру, какой сорт сои у него на поле. Он мне ответил, что сорт ни о чем не скажет, потому что у него — «хитрая» соя, хотя по документам — обычная. И нет гарантии, что эта соя не попадет на прилавки магазинов, — сказал эксперт по вопросам качества и безопасности продукции АПК ассоциации «Украинский клуб аграрного бизнеса» Александр Вержиховский.
27% НАСЕЛЕНИЯ ЗЕМЛИ — ЭТО ДЕТИ ДО 14 ЛЕТ. ОНИ — ОСНОВНЫЕ ПОТРЕБИТЕЛИ ПРОДУКЦИИ С ГМО
Наше государство создало «удобные» для бизнеса условия, вовсе не думая о потребителе и будущих поколениях, которые вырастут на генно-модифицированной продукции. При этом проверка производителя мало чем поможет, поскольку, согласно законодательству, о проверке, которая должна состояться на предприятии, производителя нужно предупреждать за 10 дней. К тому же производитель имеет право сам решать, с какой периодичностью проводить исследования своего сырья или продукции. Также он сам приносит все это на экспертизу, и не понятно, действительно ли это его сырье и продукция, а не купленная в соседнем супермаркете.
По словам экспертов, в Украине даже недостаточно разработано стандартов на качество пищевых продуктов, содержащих ГМО (есть только на два).
— Для того, чтобы мы четко ориентировались, содержит ли продукт ГМО, МЗ Украины утвердило перечень пищевых продуктов, относительно которых осуществляется контроль содержимого ГМО. Однако на сегодняшний день серьезной проблемой является обеспечение отечественных предприятий национальными стандартами, приведенными к международным требованиям в отмеченной сфере, которая ослабляет их конкурентоспособность. Сегодня утверждены лишь стандарты на методы выявления ГМО в пищевых продуктах, идентификации ГМО в сое и определения живых измененных организмов в свекле. На другие культуры (картофель, кукурузу и т.п.) такие стандарты отсутствуют. Поэтому, насколько точно у нас определяются количественные и качественные параметры содержимого ГМО, сказать трудно, — отмечает Богдана Олийнык.
В Верховной Раде рассматривается законопроект о том, что стандарты должны быть добровольными. Это свидетельствует, что бюджетное финансирование на разработку стандартов будет направляться в значительно меньших объемах. То есть принять на себя эти обязательства должны другие организации, которые бы для разработки или гармонизации существующих в Европе стандартов привлекали средства как собственные, так и привлеченные, в том числе бюджетные.
Специалисты надеются, что большую ясность и контроль за использованием в Украине ГМО внесет именно Нагойский протокол. Его задача — предостеречь Украину и все страны, подписавшие этот протокол, от нелегальной транспортировки по территории государств трансгенной продукции и организмов. В соответствии с ним должен быть создан единый национальный координационный центр (или несколько), которые бы координировали вопрос транспортировки и использования генномодифицированных продуктов. Как отмечают эксперты, для нас лучше бы подошел второй вариант, поскольку в законе о биобезопасности выписаны четыре органа, которые отвечают за определенное звено работы: Министерство здравоохранения, Министерство экологии и природных ресурсов Украины, Министерство образования, науки, молодежи и спорта и Министерство аграрной политики.
Что касается сторонников идеологии внедрения генной инженерии в сельском хозяйстве, то они апеллируют к тому, что человечество прокормит именно продукция с ГМО. По оценкам ООН, к 2050 году нас может быть до 10,5 миллиарда. Понятно, если человеку за 50, то ему безразлично, употребляет он продукцию с ГМО или нет. Но, по подсчетам международных экспертов, в настоящее время 27% всего населения Земли — это дети в возрасте до 14 лет (больше всего — в Азии и Африке). Прогрессивные методики генных инженеров, получается, направлены именно на них. Но вспомним, как ведут себя мыши и бабочки, которых кормили трансгенами из Московской лаборатории, — они перестают размножаться. Тогда, возможно, применяя генно-модифицированные продукты, на каком-то уровне человечество прокормит себя. А что будет потом — через два-три поколения?
КОММЕНТАРИЙ
Иван ТОМИЧ, президент Ассоциации фермеров и землевладельцев Украины:
— Это один из болезненных вопросов, ведь в настоящее время в Украине не определенной на законодательном уровне является позиция относительно выращивания, распространения, переработки и сбыта генетически модифицированных культур. В ситуации царит полнейший хаос и беспорядок — это очень опасно. Во-первых, с точки зрения последствий, которые могут возникнуть из-за употребления еды с ГМО нами и следующими поколениями, потому что мы не знаем, как повлияет на наше здоровье еда с ГМО. К тому же нам неизвестно, в каких продуктах и в каких количествах содержатся трансгены на наших прилавках. Во-вторых, моральный аспект: производители продукции подходят к этому вопросу цинично, руководствуясь только наличием прибыли. Дошло до того, что на деревянных табуретках ставят значок «без ГМО». Также беспокоит то, что в Украине недостаточное количество лабораторий, которые бы давали оперативную и точную информацию на наличие трансгенов в определенных культурах или продуктах. Мы не имеем в достаточном количестве ни средств для этого, ни инструментария. Поэтому в Украине должна быть создана целая система работы в сфере использования ГМО, своего рода система контролирующих координат, ведь и отказываться от наблюдения за генетически модифицированными культурами не стоит. Их необходимо исследовать.
Выпуск газеты №:
№223, (2011)Section
Общество