Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Марианна Саблина: «Музыка должна быть хорошей, интересной, просто настоящей»

24 ноября, 20:46

Определение «детский» в его названии касается лишь возраста участников, потому что по всем остальным «показателям» — репертуару, исполнительскому уровню, многочисленным победам на хоровых конкурсах, международному музыкальному статусу — это абсолютно взрослый, серьезный коллектив. Билеты на юбилейное выступление «Щедрика», которое состоялось в Колонном зале им. Лысенко, разошлись мгновенно. Самая требовательная часть публики — профессорский состав Национальной музыкальной академии Украины им. П.Чайковского — слушала, как «Щедрик» исполнял произведения Николая Леонтовича, Ave Maria и кантату «Как нарисовать птицу» Ефрема Подгайца, Missa Brevis Моцарта в пяти частях с удивлением и слезами восторга на глазах. Большую часть концерта «Щедрик» провел вместе с Киевским камерным оркестром (дирижировал Виталий Протасов) и солистами Оксаной Никитюк, Валентиной Матюшенко, Ольгой Чубаревой и Ольгой Табулиной, в то время как художественный руководитель и главный дирижер хора Марианна Саблина находилась за кулисами. Впрочем, вместе с прекрасными детьми именно Марианна и ее мама Ирина Саблина, которая в 1971 году основала «Щедрик», были главными героинями юбилея. В беседе с «Днем» Марианна Саблина рассказала, с чего начинался «Щедрик», как хор менялся на протяжении сорока лет, а также о «секретах», благодаря которым ей удается держать детский коллектив на высокопрофессиональном уровне, чего порой невозможно достичь даже взрослым музыкантам.

«ПО СТАРИНКЕ СЧИТАЕМСЯ ХОРОВЫМ КРУЖКОМ»

— Марианна, расскажите, как вы отбираете детей в хор «Щедрик». Существуют ли какие-то возрастные рамки и особые требования к его участникам?

— В нашей работе нет никаких формальностей. С одной стороны, это плохо, но, с другой стороны, нам никто ничего не диктует. В этом плане мы очень «подвижный» коллектив. Хотите верьте, а хотите нет, но правил не существует! Раньше, в советские времена, в начале каждого учебного года проводили наборы по школам. Теперь это невозможно, большинство средних школ превратились в «закрытые клубы», каждая считает учеников своей «собственностью». Если раньше внешкольная деятельность приветствовалась, то теперь все иначе. Да и родители, по-моему, сегодня не слишком стремятся учить детей музыке. Лично я в «Щедрике» с девяти лет, десять лет пела, как большинство детей. Четких возрастных рамок в нашем коллективе нет, это очень индивидуально. Среди хористов есть не только школьники, но и студенты. Есть такие, которые приходят только по воскресеньям, не претендуют на участие в активной жизни хора, а просто поют для своего удовольствия. У нас же формально «самодеятельность».

— Говорят, что в «Щедрик» довольно сложно попасть. Но, судя по вашему рассказу, ситуация выглядит совсем иначе...

— Набор детей — постоянный и беспрерывный процесс. То, что к нам трудно попасть, — легенды! Более того, мы никого сразу не отсеиваем, разве что можем рекомендовать перейти в подготовительный состав. Есть и «молчуны», которые не в первый год начинают петь.

— То есть «Щедрик» не монолитен, делится на несколько разных хоров?

— Существует концертный состав, который гастролирует. Его количество варьируется в зависимости от репертуара, иногда от условий, диктуемых принимающей стороной, а иногда, просто от количества мест в автобусе. Для основного и подготовительного состава проводятся отдельные репетиции. В подготовительном составе поют те, кто еще не подходит по возрасту, им по шесть-девять лет. В основной состав попадают, где-то начиная с восьми лет. Есть группа и для совсем маленьких, которым три-четыре года.

— Помимо хоровых репетиций дети изучают нотную грамоту, игру на музыкальных инструментах?

— В отличие от музыкальных школ и музыкально-хоровых студий, распространенных в других странах, мы существуем в рамках Дворца детского и юношеского творчества Печерского района (бывший Дворец пионеров) и по старинке считаемся «хоровым кружком». Дополнительные музыкальные дисциплины для кружка — это непозволительная роскошь. Для них необходимы дополнительные классы, время, педагоги и, соответственно, финансирование. Ведь от преподавателя всего можно требовать, кроме энтузиазма... План репетиций выстраиваю в рамках изучаемой программы, но достаточно спонтанно, в зависимости от состава. Ныне занятия в будни стали проблематичными из-за огромного количества уроков в средних школах и подготовок к многочисленным «олимпиадам». Получается, что основная репетиция, полноценная по времени и по отдаче, — одна, воскресная.

— Есть ли среди участников «Щедрика» дети, которые, не зная нот, поют просто по слуху?

— Таких детей большинство! Партии они учат «с голоса» хормейстера, что, как оказалось, не менее результативно. Я все больше убеждаюсь, что такой не совсем научный, а скорее «коммуникативный» подход имеет свои преимущества. У детей тогда не возникает страха перед сложным нотным текстом, их не сковывает мысль о переменном размере, атональной музыке, сопоставлении далеких тональностей и т.д.

Я считаю, что разучивание музыкальных произведений с детьми желательно начинать с основной идеи, а потом заниматься деталями. А музыкальная мысль — это и есть единственное, что организует произведение, объединяет все его компоненты.

— Многие произведения они поют на иностранных языках, причем целиком осмысленно. Как вам удается достичь этого?

— Главное — не акцентировать внимание на сложности, лучше не говорить: «А сейчас мы разучим японский текст...»

— Но вы-то сами как разучиваете японский текст?

— Вот это другой вопрос, но это секрет... На ходу, в живом исполнении все укладывается намного лучше. Иностранные тексты учим исключительно в пении, по фразировке. Поэтому ни я, ни один ребенок не произнесет вам текст музыкального произведения как стихотворение, отдельно от мелодии.

— Интересно, а вы говорите с детьми на репетициях о смысле музыкального произведения, его философии — например, когда поете Мессу Моцарта на непонятном им языке?

— Сейчас любая информация доступна. Они все могут узнать в Интернете! Иногда их достаточно смутить, сказав доверительно: «Ну, вы же в курсе дела?» С детьми лучше общаться на паритетных началах, как с коллегами. Это обязывает их гораздо больше, чем любые школярские поучения.

«ПО СУТИ, В КИЕВЕ НЕГДЕ ПЕТЬ, ДА И ДОРОГО...»

— В вашем репертуаре совсем нет обычных детских хоров про слоников и зайчиков?

— Нет, и никогда не было. Музыка должна быть хорошей, интересной, просто настоящей. Кстати, «Птица» Ефрема Подгайца, открывавшая юбилейный концерт, — гораздо более детская, чем все остальное, что мы поем...

Сейчас мы начинаем готовиться к участию в знаменитом фестивале в Кронберге, который долгое время возглавлял Мстислав Ростропович. Я давно мечтала об участии «Щедрика» в этом музыкальном форуме. Резидент-оркестр этого фестиваля — «Кремерата Балтика», постоянные участники — Гидон Кремер, Миша Майский, Наталья Гутман, Иван Монигетти, Гарри Хофман... Отдельные программы фестиваля патронирует вдова великого виолончелиста Пабло Казальса. Директор фестиваля Раймонд Тренклер услышал «Щедрик» четыре года назад, когда мы на Рождество пели в Кельнском соборе. А в апреле этого года хор выступал в Кронберге, в концертах памяти М.Ростроповича, после чего получили приглашение на фестиваль. Мы должны подготовить несколько крупных произведений, одно из них может быть написано Гией Канчели.

— А где вас в перерывах между юбилейными концертами можно услышать в Киеве?

— Так получилось, что этот сезон мы начали юбилейным концертом, а вот в прошлом сезоне, кроме сольных выступлений, с удовольствием участвовали в нескольких филармонических проектах Колонного зала им. Лысенко. В зале, который, к сожалению, единственный в нашей столице соответствует всем требуемым для хора параметрам. Одно время мы часто выступали в Лютеранской церкви и Александровском костеле. Перед гастролями в Риме пели в греко-католической церкви святого Василя. Например, в Национальном доме органной и камерной музыки петь сложно — все гудит... Малый зал консерватории — очень мал. По сути, в Киеве негде петь, да и дорого...

— Марианна, вы продолжили хормейстерскую династию. В каком году Ирина Николаевна Саблина передала вам бразды правления «Щедриком»?

— В «Щедрике» я пела с самого его основания. Работать хормейстером начала в 1978 году, когда перешла на второй курс музыкального училища. Официально же была зачислена в штат, кажется, в 1982-м. Никакого торжественного «акта передачи» не было. Мама перестала руководить хором, когда в 2003 году вместе с папой уехала на пять лет работать в Бонн (отец Марианны — известный дирижер Роман Кофман, ныне руководитель Киевского камерного оркестра. — Ю.Б.).

«СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД» МЫ ЗАВЕРШИЛИ КРАСИВО — ПОЕЗДКОЙ В США»

— На ваш взгляд, насколько сильно изменился хор за сорок лет? Менялось ли отношение детей к «Щедрику» и стиль работы хормейстера?

— Хор просто взрослеет: наращивается репертуар, приобретается уверенность в себе, расширяется география гастролей, увеличивается количество побед. Сейчас, по сравнению с прошлым, немножко ускорился темп жизни коллектива, приходится работать быстрее, продуктивнее и более «прицельно». У мамы же было больше возможностей общаться с детьми и с родителями вне репетиций. Заниматься общим развитием хористов, к примеру, проводить литературные чтения. Для нашего поколения «Щедрик» был своеобразным убежищем, в которое прятались от фальши советской действительности.

— Сегодня хор «Щедрик» довольно часто выступает за рубежом. В советское время это было невозможно?

— «Советский период» «Щедрик» завершил очень красиво — поездкой в Соединенные Штаты и Гран-при конкурса в Канаде в 1990 году. Инициатива приглашения принадлежала руководителю канадского хора, которому попала в руки кассета с нашей записью. Они собрали деньги, выслали приглашение на имя «Щедрика» Министерству культуры, но приглашение почему-то передали другому киевскому коллективу... Поездка удалась со второй попытки, когда к приглашению «Щедрика» подключился оргкомитет Международного хорового конкурса в Пауэл-Ривер, под Ванкувером. Где, к слову, Украину официально представлял более достойный, по мнению властей нашей республики, хор. Абсурдность ситуации усилилась тем, что параллельно нам было предложно представлять искусство СССР на Играх доброй воли в Сиэтле (вместе с театром «Современник», Квартетом им. Бородина). Вот такой была первая из четырех поездок хора на этот континент. До этого мы за рубеж не ездили, зато в нашем распоряжении был весь Советский Союз, что было не менее интересно. Мы выезжали с концертами каждый год, успели повидать страны Прибалтики, Грузию, Армению, Азербайджан, Беларусь, Россию, Молдову... В ту пору организовать гастроли было гораздо проще, чем сейчас, потому что существовала разветвленная система хоровых обществ и профсоюзов.

Несколько лет назад мы решили возобновить опыт поездок. С компанией УГМК провели «Украинские музыкальные сезоны хора «Щедрик»: побывали в Запорожье, Горловке, Стаханове, Львове, Харькове... Было очень интересно! Когда едешь на Запад, примерно представляешь, что можно ожидать, а здесь — сплошные сюрпризы. Холодные номера гостиниц и залов могут сочетаться с горячим приемом осведомленной, грамотной публики. В украинских городах еще сохранились довольно приличные залы и прекрасные музеи. Для детей эти поездки были очень полезны.

— Марианна, а вы соглашаетесь на корпоративные выступления хора?

— Общему духу «Щедрика» это, конечно, претит. Но мои коллеги меня переубедили, просто решили не идти ни на какие компромиссы. Если нам звонят и просят спеть «Песню про мамонтенка», мы этого не делаем. Но если людям интересен наш основной репертуар, то почему бы и нет? А участие в корпоративной рождественской программе для спонсоров компании Deutsche Welle к тому же послужило прекрасной рекламой хора: мы получили приглашение для участия в престижном фестивале «Бетховенфест».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать