«Образование нужно начинать с самого рождения»
Донецкий историк Виктор УРБАН — о состоянии украинской науки, демократии и социальных преобразованиях![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20110915/4165-9-2.jpg)
Задумываясь о том, куда деваются украинские умы и как привести образование в порядок, зачастую находишь ответы в самых немыслимых местах. Именно в этом состоит задача «Дня» — открывать новые таланты, выносить на поверхность утаенное и затерянное. Такой находкой является Виктор Войтекович УРБАН — донецкий историк, участник археологических раскопок Скифского кургана; автор книг «Кочевники Восточной Европы», «Кочевники евразийских степей», «Заметки о роли России в судьбе покоренных ею народов», «Судьба народов ашкенази в Российской империи»; победитель конкурса «Книга-Донбасса-2009» и лауреат конкурса «Книга Донбасса-2011». Его исторические труды находятся в библиотеках крупных европейских университетов, а также в библиотеке Конгресса США. В свое время он работал в Бердянском краеведческом музее, Донецком областном краеведческом музее, Ясиноватском строительном техникуме, 20 лет проработал в шахтах Макеевки и Донецка, сейчас работает ночным сторожем.
На презентации его четвертой книги «Судьба народов ашкенази в Российской империи» о нем сказали: «Несмотря на то, что вы пишете на русском языке, в душе вы украинец». Но в первую очередь Виктор Войтекович — квалифицированный историк, потому как все свои книги он пишет, основываясь на многочисленных исследованиях историков, философов, писателей. О себе же он говорит: «Есть люди, которые кричат на площадях, а я кричу на бумаге».
— Как получилось так, что историк по образованию стал шахтером, а теперь еще и ночным сторожем?
— В жизни случается иногда, когда приходится работать не по специальности... Я участвовал в археологических раскопках и провалился в грабительский ход — так я оказался в шахте.
— Ваши работы находятся в различных европейских университетах. Есть ли они в Украине?
— Первая книга «Кочевники Восточной Европы» была издана Донецким национальным университетом в 2001 году. Тираж этой книги был небольшим — всего 130 экз. Остальные книги вышли тиражом 100 экз. Первую книгу можно найти в университетских библиотеках Донецка, Киева, библиотеках Ялты, Одессы. Полный комплект работ находится в Мюнхене. У меня были попытки переиздать книги еще раз, но пока они тщетны. Сейчас я работаю над продолжением «Заметок...».
— Особенность ваших книг — это язык, на котором они написаны. В них много сравнений, цитат из литературы. Даже разделы в вашей первой книге названы действиями, в чем усматривается параллель с театром.
— Дело в том, что я, кроме исторической литературы, изучаю большое количество художественных произведений. К тому же история человека, народа, государства — это всегда действие.
— В этом году вы стали лауреатом «Книга Донбасса-2011». Но при этом все свои книги вы издаете за собственный счет. В чем причина? Почему у нас наука занимает одно из последних мест в гуманитарной политике страны?
— Это говорит об отсутствии гуманитарной программы и об отсутствии качественного образования в целом. Я считаю, что образование должно быть академическим. Начинать нужно с детских садов. И это не должны быть люди, которые сейчас занимаются воспитанием наших детей, должны быть привлечены только лучшие кадры. А сейчас в школах могут преподавать даже те, кто в принципе не любит детей и не обладает нужным талантом и знаниями. Конечно, профессиональные кадры нужно привлекать с помощью достойной заработной платы, иначе они не пойдут. Образование стоит больших денег, а деньги у нас в науку не вкладываются, потому что считается, что она больших денег не принесет. Ценности поменялись: верность, дружба, ум, знание — все отошло на десятый план, уступив место кошельку.
— На каком уровне находится наука в Донецке?
— В Донецке более развиты технические науки и медицина. Гуманитарным наукам не уделяется должного внимания.
— Вы занимаетесь изучением жизни и быта кочевников. Можно ли сказать, что всю свою историю украинцы кочевали с Запада на Восток, с Востока на Запад? Почему так происходило, что им мешало остановиться и осесть на родных землях?
— История — это такая наука, которая зачастую освещается однобоко, как выгодно той или иной власти. А она многогранна и разнообразна. Те земли, на которых мы с вами живем, изначально были просто степями, где проживали славяне, скифы, печенеги, половцы, тюрки. Это при правлении Екатерины II они стали южнорусскими. Некоторые историки считают, что это свидетельствует о нашей принадлежности к России. Но наша история начинается задолго до образования России. У нас очень много осталось от кочевников, начиная с лингвистики и заканчивая обыденными вещами, традициями и обычаями. Город Бердичев, например, до недавнего времени назывался Берендичев. В характере украинца с одной стороны —тюркская и персидская степная удаль, а каждый степняк — воин. Но с другой стороны, в нашем характере есть желание спокойствия и мира. Ведь те племена, которые оседали на наших землях, не приходили сюда воевать и властвовать. Это были старые этносы, которые приходили умирать. Но нельзя сказать, что старые народы вымирают, они ассимилируются с более молодыми народностями. Все в истории происходило в условиях ассимиляции и потребности утолить свою внутреннюю жажду в вопросах войны, веры. Когда Богдан Хмельницкий задумал строить церковь в Субботове, он разобрал две тюркские мечети.
Общество, так же как и человек, проходит этапы от рождения и до угасания: детство, юность, зрелость и старость. В юности и зрелости народы более агрессивны. Именно этим обуславливается их воинственность. Украинцы на сегодняшний день — это старинный этнос, в котором большинство «гречкосії», а не казаки. Российский этнос более поздний, он зародился в районе 1300 года. В его характере можно наблюдать агрессию и желание ставить перед собой сверхзадачи. Таким народам характерна обособленность, которая проявляется не только в политике, но и в религии. Церковь Московского патриархата обособлена, она имеет мало общего с реальной православной религией. Поэтому мы можем наблюдать агрессию со стороны МП по отношению к украинской, грузинской, армянской церквям.
— Вы сказали, что украинцы находятся на стадии старения. Наша следующая стадия — смерть?
— Следующая стадия — возрождение, возможно и через ассимиляцию с другими народами. Конец и вновь начало. Все возникает из хаоса. Ничего постоянного и ничего неизменного нет.
— Грузинский писатель Чабуа Амирэджиби говорил о Грузии времен Российской империи: «Мы потеряли любовь к свободе, к Родине, к государству. И я не знаю, сможем ли мы вернуть то, что потеряли». На сегодняшний день можно сказать, что Грузия смогла обрести вновь эти качества. А Украина?
— Грузия — одна из первых христианских стан. Сегодня она действительно более демократична, чем Украина. Грузинская элита всегда находила в себе силы бороться за свою родину. Такой же является и Армения. Она первой из стран-республик СССР потребовала отделения.
В истории очень многое замалчивается. И не важно, что в России нет украинских школ, ведь сами украинцы этого не хотят и не борются за свой язык и культуру. Почему казаки на Кубани не являются украинским этносом? Ведь наличие казацкого хора или танцевального коллектива — не показатель наличия ярких характеристик народности. Кроме того, в этом году Президент Украины В. Янукович упростил должность украинского консула на Дальнем Востоке, и теперь вопросами наших соотечественников занимаются японский и китайский консулы. И причина этого не только в политике, но и в пассивности самого народа. Именно поэтому мы не смогли создать независимое государство в начале ХХ века, именно поэтому в конце ХХ века разоружились и отдали ядерное оружие потенциальному агрессору, именно поэтому восемь из девяти районов Донецка носят имена большевистских завоевателей Украины.
— Позиция нейтралитета очень опасна.
— Еще в Древней Греции лишали гражданства тех, кто пытался усидеть на двух стульях. Почему страны бывшего соцлагеря ушли в НАТО? Они чувствовали опасность со стороны России. Украина этот момент упустила. И, как пишет О. Забужко, это «новоколониальное посткоммунистическое образование» является не жизнеспособным. Внутренняя «неспроможність» и разобщенность, а также жесткий пресс со стороны «старшего брата» удерживают Украину в новоколониальном статусе. Выход из этой ситуации находится в России: либеральные изменения там приведут к аналогичным преобразованиям в Украине.
Можно согласиться. Но ведь это не означает, что мы не должны бороться. Тем более, когда от многих россиян приходится слышать, что они как раз надеются на нас.
Выпуск газеты №:
№165, (2011)Section
Общество