Площадка для ответственного партнерства
В Украине впервые начали разрабатывать национальную стратегию развития социально сознательного бизнесаВ Киеве презентовали проект «Предприятие 2020: роль бизнеса в обществе». Его цель — создать национальную модель сотрудничества бизнеса и общества. Последняя же должна помочь бизнесменам приобщить к своим задачам социальные и экологические аспекты.
Инициатором вышеупомянутой стратегии выступил Центр «Развития корпоративной социальной ответственности». За основу разработки украинского проекта, как отметили специалисты организации, была взята стратегия ЕС «Европа 2020» и проект Всемирного бизнес-совета по постоянному развитию «Виденья 2050».
Проект, как рассказала «Дню» глава правления Центра «Развития КСВ» Марина Сапрыкина, будет длиться один год. За это время, по ее словам, должен пройти опрос экспертов, который и определит главные вызовы развития украинского общества и бизнеса в последующие 10 лет. Параллельно будут работать рабочие группы по семи направлениям (образование, здоровье нации, инфраструктура и развитие регионов, инновации, технологическая готовность, демография, рынок труда, окружающая среда). Именно эта экспертная среда, подчеркнула Сапрыкина, должна будет разработать методику избегания обнаруженных вызовов. В конечном итоге инициаторы проекта планируют получить комплексное стра тегическое виденье того, что ожидает общество от бизнеса в 2020 году. «Основанный проект — это своеобразная национальная платформа для обсуждения социальной роли бизнеса в обществе», — подытоживает Сапрыкина.
По словам заместителя председателя Государственного агентства по вопросам науки, инноваций и информатизации Украины Виктора Ивченко, можно много говорить о необходимости включать социальную составляющую в бизнес-стратегии компаний, но бизнес будет инвестировать только в выгодные ему проекты. Поэтому перед тем, как делать его активным партнером общества, следует выяснить, что вчера, сегодня и завтра происходило, происходит и будет происходить с бизнесом. Кроме того, нужно всячески помогать на государственном уровне, чтобы облегчить предпринимателям жизнь (упростить открытие, закрытие бизнеса, развивать инфраструктуру). Тогда и бизнес повернется к обществу лицом и станет его стратегическим партнером, как подчеркивает заместитель председателя Государственного агентства по вопросам науки, инноваций и информатизации. Со своей стороны Ивченко обещает, что агентство поддержит проект, а его представители войдут в координационный совет и совместно с инициаторами разработают важные практические решения для решения нужных проблем на пути социализации бизнеса.
Готов присоединиться к проекту и Украинский национальный комитет Международной торговой палаты, по словам его президента Владимира Щелкунова. Кроме того, он предлагает объединить усилия инициаторов проекта с имеющимися у комитета разработками. Например, разнообразные направления и формы отчетности по экологии для бизнеса и тому подобное.
В свою очередь директор Департамента государственной экологической политики и международной деятельности Министерства экологии и природных ресурсов Украины Владимир Билоконь также отмечает заинтересованность ведомства в социализации бизнеса. Сегодня, по его словам, министерство разрабатывает новую стратегию государственной экологической политики, которая по многим критериям и аспектами совпадает с поставленными задачами данного проекта. Поэтому министерство готово предоставлять свои разработки и помощь участникам дискуссий в рамках проекта, чтобы сделать их частью социальной ответственности бизнеса. «Новая экологическая политика предусматривает привлечение всех механизмов государственной регуляции, чтобы уменьшить давление на окружающую среду. И здесь важно достичь партнерских взаимоотношений между властью, бизнесом и общественностью», — говорит он.
О своем желании присоединиться к проекту уже заявили некоторые компании. Так, по словам руководителя управления планирования и контроля Дирекции по вопросам стратегии и инвестиций компании «Метинвест» Константина Головко, интересы бизнеса и общества неразрывно связаны. «Бизнесу и обществу угрожают аналогичные риски», — говорит он. Рядом с такими вызовами, как отсутствие развитого рынка труда, инфраструктуры в регионах и технологическая отсталость, на снижение конкурентоспособности бизнеса будет влиять еще и фактор несоблюдения экологических нормативов. Поэтому, по его мнению, осознавая свою ответственность перед обществом, бизнес должен помочь решить наряду с другими проблемами и экологическую.
КСТАТИ
По данным исследования «Корпоративная социальная ответственность 2005—2010: состояние и перспективы развития», большинство предприятий к социальной ответственности относят: предоставление благотворительной помощи общине, развитие собственного персонала и честное ведение бизнеса. Как и в 2005 году, лишь треть компаний ассоциируют осуществление экологических проектов и участие в региональных проектах развития с социальной ответственностью. Почти треть украинских компаний отметили, что не осуществляют подобных мероприятий. Для большинства из них социальный аспект бизнеса — не актуален из-за нехватки средств, а каждая десятая такая компания считает, что это — функция государства. Лишь незначительная часть украинских предприятий (в пределах погрешности) продемонстрировала абсолютное неприятие социальной ответственности. Главным препятствием для своей социальной ответственности бизнес называет: нехватку средств, налоговое давление и несовершенство нормативно-правовой базы относительно содействия реализации социальной ответственности. По мнению двух третей опрошенных, в ближайшие годы для развития социальной ответственности нужно разработать и принять Национальную стратегию развития социальной ответственности, внедрить отдельную просветительскую программу для потребителей, провести широкую информационно-просветительскую кампанию по вопросам социальной ответственности, внедрить принципы социальной ответственности в деятельность органов государственной власти и местного самоуправления.
Выпуск газеты №:
№154, (2011)Section
Экономика