Что прячут фонды?
В экспозиции — старинные иконы XVI—XIX вв. и картины Петра Кончаловского, Оксаны Павленко, Константина Кузнецова и других художников из фондов Запорожского областного художественного музея, которые отреставрированы специалистами Национального научно-исследовательского реставрационного центра Украины. За исключением двух икон, все произведения экспонируются впервые!
«Дню» повезло. Экскурсию по выставке, когда мы приехали в музей на следующий день после ее торжественного (и многолюдно суетливого) открытия специально для нас провела заместитель генерального директора Национального научно-исследовательского реставрационного центра Украины по научно-реставрационной работе Татьяна Бычкова. Она — один из опытнейших отечественных художников-реставраторов и лично причастна к возобновлению «возвращенных из небытия» шедевров. Ее профессиональная карьера началась в 1976 году именно из сотрудничества с тогда еще новосозданным Запорожским художественным музеем. «У меня — личное отношение к этой выставке», — призналась нам пани Татьяна.
Реставрация всех работ длилась с июня 2016 года. Это очень быстро: ведь, по словам Т. Бычковой, сложной для реставрации была только темпера. Но главная прелесть выставки для широкой публики, конечно, не в этом.
— За исключением двух икон, «Богоматери Смоленской» XVIII века (художник-реставратор Маргарита Хребтенко) и «Минеи на декабрь месяц» первой половины XIX века (художник-реставратор Иванна Левчик), ни одной из этих работ никогда еще никто не видел — они никогда не экспонировались, — показывает рукой на экспозицию наша визави. — Даже заместитель директора Запорожского музея, когда увидела их на этой выставке, шутя, сказала: «Это же надо — что у нас, оказывается, в фондах есть такие сокровища»!
«ДЕВУШКА С НИМБОМ», 1915 Г. А. ВОЛКОВ
Полотна в Запорожье, по словам Татьяны Бычковой, сохранялись в хороших условиях, в папках — но в виде, как есть, экспонироваться уже не могли, потому что под воздействием времени, кое-где, имели отслаивание краски. Масляные картины были без подрамников. Однако в худшем состоянии оказались иконы.
— На «Минее» потемнела олифа. На других иконах отслоения, их вообще нельзя было ставить — доски могли только лежать! У «Иоанна Предтечи» XVIII века фон был записан — наш реставратор Юлия Мечковская даже оставила кусочек, для сравнения, — показывает реставратор.
Созерцание экспозиции, которая состоит из «обновленных» оригиналов работ и цветных табличек с фотографиями их вида до реставрации, подписями и фамилиями художников-спасателей, наводит на мысли об искусствоведческом детективе, в центре сюжета которого ты лично находишься прямо сейчас. Мы обсуждаем эту тему с пани Бычковой. Говорит она: «Реставрационные» выставки — это сейчас модно, ими интересуются все больше. Да и как это может быть не интересно? Вот, смотрите, какое замечательное полотно Петра Кончаловского «Нара. Желтое дерево» (1918 г.). И только сейчас представляется случай увидеть его впервые за многие годы, — указывает реставратор на пейзаж, который является одной из доминант экспозиции. Благодаря ярким краскам и экспрессии изображения сразу бросается в глаза.
Всего в экспозиции можно увидеть две работы знаменитого художника. Другой пейзаж «Судак. Гора св. Георгия» (1917 г.) был создан им во время первого путешествия в Крым по возвращении из Первой мировой войны.
«БОЛЬШИЕ БУХТЫ», 1924 Г. К. КУЗНЕЦОВ
Но не менее интересными представляются французские пейзажи Константина Павловича Кузнецова (1863—1936 гг.) — одного из выдающихся художников русского зарубежья, который жил и работал в Париже и писал под воздействием Моне и Писарро. На выставке есть еще одна работа, «Красные деревья», его жены-художницы Александры.
Картины художников в Запорожье попали из архива художественных произведений в МК СССР из Загорска в 1980 году и около 40 лет пролежали в папках. «Жаль, что Кузнецова мало знают в Украине, ведь это художник очень достойного уровня», — замечает Бычкова.
ІОАНН ПРЕДТЕЧА. XVII ст.
От Кузнецовых мы переходим к обсуждению творчества Александра Волкова, который написал свои «Пейзаж» (1914 г.) и «Девушку с нимбом» (1915 г.) под воздействием мозаик храма Святой Софии и росписей Михаила Врубеля в Кирилловской церкви. Будущий народный художник Узбекской ССР в 1916 году окончил Киевское училище, где учился у самого Федора Кричевского. Как смиксировались в его творчестве традиции украинской живописи Кричевского и восточная колористика, можно оценить благодаря картине «Чайхана. Слушают песню» (1932 г.). Ее Запорожскому областному художественному музею еще в 1984 году подарил сын А. Волкова. А мы с реставратором Т. Бычковой уже говорим о судьбе художницы-бойчукистки Оксаны Павленко (1896—1991 гг.), чья «Пионерка», созданная в 1930—1932 годах (художник-реставратор Анастасия Черниченко), точно стала бы украшением любой экспозиции по истории украинского художественного авангарда. Да и, наверное, обязательно еще станет: ведь отреставрированные полотна отныне будут экспонироваться в Запорожье. И даже полностью выставка «Возвращения из небытия».
— Видите, сколько на выставке работ? Так вот, фактически, именно столько у нас и реставраторов, — вздыхает Татьяна Бычкова. — Это очень мало на всю Украину. Вы даже не представляете себе, какие сокровища хранятся в фондах наших музеев. Но из-за отсутствия реставрации показать их невозможно. В целом в нашей стране всего около 200 реставраторов — по всем видам. Это такой мизер. Напишете об этом, хорошо?
Пишем. Возможно, историю и пишут историки. Однако воссоздают ее правдиво — только реставраторы. Это счастье, что, невзирая на все проблемы и неурядицы, они у нас есть — эти люди способны реконструировать правду. Люди, которые возвращают память из небытия...