Физкультурная адаптация
На маленькой арене спорткомплекса «Олимпийский», которая называется «Зеленым сердцем», шумно и весело. В комнате, напоминающей школьный спортзал, только с комфортным зеленым ковром на полу и без большого количества спортивного инвентаря, продолжаются необычные занятия. Двадцать детей разного возраста вместе с тренерами занимаются с обручами, прыгают на мячах, бегают друг за другом, громко хлопают в ладоши и пытаются сориентироваться, где правая и левая сторона, чтобы прикоснуться к полу «правильной» рукой или ногой. Все детки - с аутизмом.
Считается, что люди с таким диагнозом очень закрыты, несконцентрированы, со странным и непонятным поведением. Однако, наблюдая за детской игрой, совсем этого не замечаешь. Конечно, это лишь оболочка, во время разговоров с мамами узнаешь, что на самом деле каждый ребенок имеет свои страхи и психологические барьеры, преодолевать которые помогает спорт.
Чтобы помочь детям с аутизмом найти себя, стать открытыми для мира и социума, госпредприятие «Национальный спортивный комплекс «Олимпийский», благотворительный фонд «Ребенок с будущим» и благотворительная организация SPORT for PEACE основали спортивный проект Kids Autism Games, адаптирующий к жизни через физическую культуру.
Комплекс игровых упражнений специально подбирали тренеры SPORT for PEACE, акцент делают на взаимодействии детей между собой, развитии моторики и общем развитии. Родители не нарадуются результатами, потому что если на первом занятии все упражнения дети выполняли с мамами или папами, то уже на четвертом-пятом - самостоятельно. Проект рассчитан на полгода, для его продолжения родители ищут спонсоров. Но это не единственное препятствие, которое они готовы преодолеть ради будущего своих детей.
«ЛЕКАРСТВО» ОТ АУТИЗМА - ОБЩЕСТВО
Инна Сергиенко - не просто мама десятилетнего Миши, а основательница благотворительного фонда «Ребенок с будущим» и консул европейской ассоциации «Аутизм Европа». Женщина создала все условия для полноценного развития своего сына и помогает родителям, воспитывающим детей с аутизмом, становиться на тот же путь. О диагнозе сына узнала, когда ему было два года. На опасения родителей, почему малыш до сих пор не разговаривает, наши врачи разводили руками, мол, у мальчиков такое бывает. Но, находясь в Израиле, решили проконсультироваться с местными специалистами, которые раскрыли все и научили Инну, как правильно развивать сына.
Сейчас Миша ходит в специализированную школу в столице, где углубленно изучают английский язык. В пятый класс попал на основе общего конкурсного отбора и занял в рейтинге второе место. Кроме хорошей учебы, радует родителей призовыми местами в школьных конкурсах по шахматам. Спортивные занятия для Михаила - не редкость, мальчик посещает секцию айкидо, а тренерам проекта Kids Autism Games даже подсказывает упражнения для следующих занятий. Успешный и всесторонне развитый Миша - это прежде всего тяжелая работа родителей.
«Родители - это ключевая персона в развитии детей с аутизмом, - делится Инна. - Я иногда спрашиваю родителей, пробовали ли они говорить с детьми, потому что им важно услышать ваше мнение. А потом мамы отписывают мне, что действительно спросили детей о чем-то и оказалось, что отвечать они умеют. Аутизм - это болезнь общества. Поэтому социальной сферой он и лечится, поэтому важна такая социальная поддержка. Дети закрыты, потому что они очень чувствительны, а когда они видят, что люди идут им навстречу, то раскрываются. Вот эти спортивные занятия тоже являются большим прорывом для них. В прошлом году весной мы провели со стадионом акцию, сделали детям экскурсию, они учились кататься на роликовых коньках. После этого руководство НСК «Олимпийский» загорелось желанием нам помогать, наши дети участвовали в забегах, выводили спортсменов на поле. Впоследствии познакомились с тренерами, и возникла идея создать спортивную социализацию».
КАК СПОРТ ПРЕОДОЛЕВАЕТ СТРАХИ
Пока разговаривали с Инной, дети выполняли команды тренеров: клали руки на коленки, громко по ним хлопали то одной, то другой рукой - так учились координации. Их не пугало присутствие десятка незнакомых людей, вспышки фотокамер и беготня телеоператоров вокруг. Время от времени некоторые из детей подбегал к мамам обняться или поделиться впечатлениями от занятия. Одна девочка сначала подбежала к нам и погладила по головке пятилетнюю дочь автора, а потом еще и подергала блокнот в руке. Для людей, которые «не в теме», это может показаться странным, но подсознание подсказывало: таким образом дети ищут контакт, возможно, привлекают к себе внимание, доказывают, что для них есть место в этом мире.
Ольга Ткаченко, мама пятилетней Яны, считает, что спортивные игры помогают детям понять самих себя. Лично для Яны это стало способом преодолеть страх перед неизвестным. «Спортивные занятия помогли ей лучше координироваться в пространстве, у нее нет больше страха и осторожности перед чем-то новым. Она стала более живой, лучше и быстрее реагирует на мир вокруг. Это важно, потому что вообще ее тяжело из дома вытащить, а когда идем на физкультуру, то с удовольствием одевается, - рассказывает Ольга. - У нас трудности были с самого детства. Дочь была очень нервная, у нее все время было плохое настроение, только ближе к двум годам мне подсказали провериться на аутизм. Впоследствии я познакомилась с родителями, у которых есть такие дети, и они подсказали, что и как делать. Начала искать пути, которые бы подошли именно для Яны. В нашем случае - это социализация. Мы были с ней в лагере для детей с аутизмом. Дети две недели с родителями находятся здесь, постоянно идут занятия на развитие коммуникативных навыков, по арт-терапии, иппотерапии. После лагеря девочка стала послушной, начала говорить, потому что до трех лет не разговаривала. Для нас это было взрывной толчок».
ЕСТЬ ЗАКОН, А СПЕЦИАЛИСТОВ НЕТ
Сейчас Яна посещает обычный детсад, в котором работает инклюзивная группа. Она появилась благодаря усилиям мамы Оли, которая заставила чиновников в районном управлении образования найти ресурсы и специалистов для интеграции особенных детей в социум. Раньше Яна посещала логопедическую группу, но чувствовала себя там некомфортно. Только в инклюзивной, по словам мамы, ребенок изменился. Поэтому уже сейчас женщина прокладывает тропу к созданию инклюзивного класса в школе. «Важно, чтобы чиновники шли навстречу, становились на нашу сторону и не блокировали развитие инклюзивного обучения. Также важно информировать родителей об их правах и возможностях», - резюмирует Ольга Ткаченко.
«Сейчас проблема в том, что инклюзия прописана в законах, но нет специалистов. И хорошо, что процесс движется, потому что мы бросаем идеи, которые потом срабатывают уже без нашего влияния. Вот недавно приняли решение о выделении образовательной субвенции для детей с особым развитием. Это первый шаг к тому, чтобы выяснить, а сколько их и какие они. Также это первый шаг, чтобы деньги ходили за детьми, а мы об этом рассказывали четыре года подряд, - добавляет Инна Сергиенко. - Мы поняли, что надо работать с государством, чтобы оно участвовало в социализации наших детей. Поэтому в 2012 году добились от Министерства здравоохранения, что после 18 лет аутизм не должен меняться на другой диагноз - шизофрению, как было раньше. Затем начали работать с Минобразования относительно того, что наши дети должны и могут учиться в школах. Далее хотим масштабировать наш спортивный проект, распространить его на пять городов, а с апреля наши дети будут участвовать в городских спортивных забегах».
Идею расширить спортивный проект на другие регионы поддерживают и в НСК «Олимпийский». Это не удивляет, ведь адаптация особенных детей - работа не отдельных семей, а всего общества.