Искусство на пересечении цивилизаций (фото)
Тазик для умывания рук, пышно украшенный зеркалом, когда-то принадлежал богатой семье из Валенсии. Золотистые узоры сверкают по всей поверхности раритета XV века, на дне – гербовое изображение орла, символа Валенсии. Но самое интересное в этом экспонате - «звезда Давида», выцарапанная на неглазированной стороне дна. Как объясняет Анна Рудык, куратор проекта «Искусство на границах: умалчиваемые аспекты», заместитель генерального директора Музея Ханенко, это подсказывает, что владелец тазика, вероятно, исповедовал криптоиудаизм, то есть подпольный иудаизм. Это явление связано с событиями на Иберийском полуострове, когда в 1492 году католические короли Изабелла и Фердинанд приказали евреям креститься или покинуть страну. Многие люди остались на территории Испании и при этом исповедовали свою веру тайно. Инквизиция жестоко расправлялась с ними в случае разоблачения. Были и пытки, и доносы.
Это один пример истории, которая долгое время не находила места в музейной экспозиции. Но к Международному дню музеев (отмечается 18 мая), в рамках проекта «Искусство на границах: умалчиваемые аспекты», она всплыла из фондов. В этом году к этой дате Международный совет музеев (ICOM) предложил тему «Музеи и противоречивые истории. Говоря о невысказанном в музеях». В проекте Музея Ханенко через экспонаты, многие из которых годами не показывали посетителям, рассказывают о сложных отношениях между христианской, мусульманской и иудейской цивилизациями, между народами Старого и Нового света, между европейцами и азиатами.
«Идея в том, чтобы поговорить о конфликте цивилизаций и том, как он проявляется в искусстве, - объясняет Анна Рудык. - Одна из главных причин, почему представленные экспонаты не находили места в экспозициях, заключается в том, что музей в своей работе руководствуется определенными стереотипами и традициями. Например, о том, что музей искусства должен говорить только об искусстве. Но произведение искусства может рассказывать об исторических событиях, судьбах людей. Поэтому мы дополнили собственные традиции».
ПРИДУМАЙ СУЛТАНА
В первом зале акцентируется на длительном конфликте Европы и Османской империи, который, в частности, разворачивался на территории Украины. Здесь представлены два десятка портретов османских султанов и местных военачальников, созданных европейскими художниками. Как объясняет Александр Галенко, ведущий научный сотрудник Музея Ханенко и автор идеи проекта «Искусство на границах», так художники показывали страх перед османской угрозой.
Вот взять, к примеру, султана Мехмеда IV, изображенного на нескольких гравюрах XVI - XVII веков. «Мы тоже в свое время делали пресс в Европе», - улыбается Александр Галенко. Дело в том, что армия под предводительством Мехмеда IV вместе с казацким войском взяла Каменец, его воины вместе с украинцами воевали против Московского царства. Да и сам он был сыном украинки.
На нескольких гравюрах Мехмед IV выглядит по-разному: где-то одет богаче, где-то его лицо имеет больше восточных черт. Эта пестрота не удивляет, потому что европейские художники с натуры фактически не рисовали - разве какой-то паша «засветится» в бою. Александр Галенко говорит: «Каждый художник пытался создать образ, опираясь на то, что знал. Что-то вымышленное, что-то реальное».
Сегодня эти интерпретации могут вызвать у знатоков улыбку. Вот гравюра XVI века с изображением султана Алегиера, короля Татарии. Художник изобразил султана в одежде с характерным запахом, но дорисовал ей «европейские» пуговицы, чем нивелировал весь смысл этой детали одежды. Ведь, как объясняет Александр Галенко, запах использовали как карман.
ЖЕЛАННЫЕ И ПРЕЗРЕННЫЕ
Ислам и христианство - несколько веков назад представители этих религий отчаянно враждовали. Но красивое нередко воспринималось вне идеологии. Стихарь, то есть вид одежды для богослужений в православии, конца XVI века, сделан из турецкого златотканого бархата. На красной ткани - типичные для исламского мира узоры, тюльпаны и гвоздики.
Подобные вещи есть и в зале, где рассказывается о драматичных отношениях христиан, мусульман и иудеев на Иберийском полуострове. Несколько веков они мирно сосуществовали вместе, что было выгодно для экономического, социального и культурного развития. А в 1491 году упомянутые испанские короли Изабелла и Фердинанд взяли Гранаду, столицу Гранадского эмирата, последнего государства мусульман в Европе. Сначала, рассказывает Анна Рудык, все было довольно гуманно. Но потом мусульман, как и иудеев, поставили перед выбором: либо креститься, либо уехать. Иначе - смерть. Крещеных мусульман и иудеев называли, соответственно, морисками и маранами. Но многие придерживались своей веры тайно - кроме крипто-иудеев, были и крипто-мусульмане.
Сторонников иудаизма и ислама жестко ограничивали в правах, однако ничто не мешало католическому аббату надеть наряд из ткани с арабскими надписями, которые прославляли Аллаха. Между прочим, арабский язык тогда запретили.
«Один Восток надо было репрессировать, исключать из Испании. А в другом контексте Восток понимался как причастность к Палестине, Иерусалиму, священным местам, где происходили евангельские события, - говорит Анна Рудык. - Мусульмане были и желанными, и презренными».
НАГРАБЛЕННЫЙ ИМПОРТ
Впрочем, пренебрежение к иноверцам вышло испанской короне боком. Евреев из Испании выгнали еще в конце XV века, в 1609 году - униженных морисков. «Перед этим Испания переживала золотой век. А когда наиболее трудолюбивых людей выгнали из страны, это завершилось доминированием Франции», - говорит Игорь Хоборов, заведующий отделом научно-образовательной работы Музея Ханенко.
Но 1492-й - это еще и год открытия Америки испанским мореплавателем Христофором Колумбом. На «Натюрморте со взбивателем для шоколада», который в 1640 году создал знаменитый живописец Хуан де Сурбаран, все предметы, кроме кувшина с водой, зарубежные. «Да, в коробочке - главная ценность ацтеков. Это золото, но в виде перемолотого зерна какао-бобов. Две чашечки привезены из Китая. Остальное - из Америки, кроме, возможно, одной посудины, созданной местными мастерами», - объясняет Игорь Хоборов.
ДЕНЬГИ «ВЫКУРИВАЛИ» ОПИУМОМ
Кстати, что касается Китая. В рамках проекта «Искусство на границах» показали тамошнюю трубку для курения опиума, датированную началом ХХ века. На раритете извиваются драконы - это роспись эмалями, также использована слоновая кость. Поэтому трубка явно принадлежала богатому человеку.
Экспонат долго не могли атрибутировать. Как рассказывает Марта Логвин, ведущий научный сотрудник Музея Ханенко, это связано с тем, что тема курения опиума была табуирована, а значит - мало кто знал, как выглядят вещи этой, так сказать, культуры. Сбивало с толку и то, что трубка не имеет некоторых деталей, необходимых для курения. «В трубке было отверстие, там - сплюснутая сфера тоже с отверстием, куда клали шарик опиума. Также была специальная игла, которой все это накладывали в сферу - ее у нас нет. В отверстие, из которого курили, вставляли мундштук. Еще нужна жаровня, чтобы нагревать зелье», - перечисляет Марта Логвин.
На опиум китайцев подсадили британцы. Много британских средств «отплывало» в Китай - на закупку чая. Искали способ, как их вернуть. Китайцы любили курить табак, но это жестко каралось, зелья в стране было мало. Как объясняет Марта Логвин, при содействии британцев португальцы начали выращивать в Западной Индии опиумный мак, который потом продавали в Китае. Наркотик шел «на ура», и в XIX веке опиум курили как низы, так и представители императорского двора. Все это в конечном итоге вылилось в две опиумные войны.
По словам Марты Логвин, легендарная императрица Цыси, которая изначально была наложницей в гареме, стала «лицом, приближенным к императору» благодаря умению пускать дым из опиумной трубки так, что он приобретал причудливые формы - например, животных. В конце концов круг замкнулся: курение опиума стало популярным и среди европейцев, перенявших эту «моду» из Азии. А китайцев отучили от опиума довольно жестко: это произошло с приходом к власти Мао Цзэдуна и провозглашением Китайской Народной Республики в 1949 году. Методы борьбы Цзэдуна с неугодными известны, по жестокости их можно сравнить со сталинскими.
ПЕРЕОТКРЫТЬ ФАРФОР
Вероятно, самые трогательные экспонаты, представленные в проекте, - фарфор в стиле шинуазри, или китайщина. «В XIII веке, когда Марко Поло привез из Китая первый фарфор, для европейцев это было что-то невероятное, - утверждает Людмила Кравченко, ведущий научный сотрудник Музея Ханенко. – С XIV до XVIII века вся Европа была одержима фарфором. Немного фарфора привозили торговые компании, но стоил он очень дорого. Такую чашку можно было купить за столько золота, сколько в ней умещалось».
Европейцы, прежде всего немцы и французы, ломали голову над тем, как изготовить собственный фарфор, прочный и белый, как китайский. Первыми это сделали немцы, а именно Иоганн Бетгер, прослывший авантюристом. Как рассказывает Людмила Кравченко, сначала он получил очень прочный, но темный материал. Потом догадался добавить к сырью белую глину, каолин, которая делала фарфор белым. В начале 1710 года в Саксонии появилась знаменитая Мейсенская мануфактура. В Музее Ханенко ранние ее изделия, датированные 1720 годами.
Шинуазри вошел в моду в XVIII веке. Правда, восточные сюжеты от европейских мастеров были весьма специфические - ведь, как и в случае с османскими султанами, мало кто видел настоящих китайцев. «Зарисовки делались по рассказам миссионеров, которые возвращались оттуда», - объясняет Людмила Кравченко. Вот на кофейнике с рисунками известного художника Иоганна Хёрольда китайцы выращивают виноград в вазе. А иногда на посуде с китайскими сюжетами появлялись типично европейские украшения, как, например, петух на крышке супницы.
ПОВОД ОСМЫСЛИТЬ САМИХ СЕБЯ
Экспонатов, представленных в рамках проекта, много, и лучше увидеть их собственными глазами, узнать их истории во время лекций и других событий, запланированных Музеем Ханенко ко Дню музеев, на 20 и 21 мая (подробную программу можно найти на Facebook-странице музея facebook.com/khanenkomuseum/?fref=ts).
«Тема о музеях и противоречивых историях подтолкнула нас к переосмыслению того, откуда берется искусство, - рассуждает Александр Галенко. - Трудно перенимать партийные идеологемы – к этому у людей есть отвращение, но с искусством, с прекрасным, ситуация иная... Искусство служило средством диалога, культурного обмена между цивилизациями. С другой стороны, такая тема наталкивает нас на идею осмыслить самих себя. Ведь сейчас Украина делает цивилизационный выбор. Отстаивает его. Музей должен показать, как Европа проявила себя в конфликте цивилизаций. Ведь когда-то Европа хватала по всем континентам все, что могла, и только после двух мировых войн угомонилась. Но то, что выгодно отличает Европу, - ее представители показали себя весьма заинтересованными достоянием других культур. Европа экспериментировала, переосмысливала себя».
Так что спешите увидеть уникальные экспонаты Национального музея искусств имени Богдана и Варвары Ханенко, что в Киеве - выставка в рамках проекта «Искусство на границах: умалчиваемые аспекты» будет продолжаться всего десять дней, по 28 мая.