Iсторії з Воскресенки
Левый берег Киева не столь привлекателен для туристов, как правый. Да и киевляне, которые живут на правом берегу, изредка здесь бывают, разве что по делам. Немногие рассматривают здешние жилищные массивы как место для интересных атмосферных прогулок. А зря. Здесь так же десятки историй, местных легенд и интересных исторических фактов.
На трехчасовую экскурсию по современному жилищному массиву Воскресенка и территории исторической Воскресенской слободки отправляемся с краеведом и киевоведом Кириллом Степанцом, который вместе с Александром Михайликом и Семеном Широчиным написал ряд краеведческих книг о Киеве, в частности и о левом береге.
Невзрачный жилищный массив, застроенный малоэстетичными «хрущевками», скрывает немало интересного. В свое время Воскресенка была казацкой вотчиной, позднее принадлежала разным монастырям. Здесь была своя Лысая гора, куда, по городским легендам, на шабаш слетались все киевские ведьмы. Здесь велись археологические раскопки, а местные жители называли свои микрорайоны Кубой, Вьетнамом и Камбоджей. Воскресенку можно увидеть в нескольких фильмах. Да и с момента строительства массив успел обрасти интересными местными легендами.
ПАРК ПОБЕДЫ, А КОГДА-ТО — АРТИЛЛЕРИЙСКИЙ ПОЛИГОН
Начинаем прогулку с Парка «Победа», что около станции метро «Дарница». Парк обустроили и открыли еще в 1965 году, а в 2000-х, когда он находился в достаточно запущенном состоянии, его перепланировали и привели в порядок. Это место любят жители левого берега. Парковая зона охватывает сосновый лес, розарий, несколько озер с мостиками и островами, хорошо обустроены и освещены парковые аллеи, детские площадки и аттракционы. Центральная достопримечательность парка — Курган Бессмертия, посвященный погибшим во Второй мировой войне.
«На входе в парк «Победа» была площадка для танцев, которая служила связующим звеном для левого берега Киева, — рассказывает Кирилл Степанец, — сюда приходили танцевать люди из всех уголков и окраин, в частности и с Воскресенки, Аварийного поселка, Соцгородка. Старожилы рассказывают, что танцплощадка была окружена специальным рвом, чтобы никто бесплатно не пролазил на танцы, но народ умудрялся все равно это делать».
Сейчас на месте танцплощадки — альпийская горка, впрочем, свою начальную круглую форму он сохранил.
«Исторически территория Воскресенки начинается с места, где когда-то стоял завод «Агромаш», а не так давно возвели жилищный комплекс «Парковые озера», — рассказывает Кирилл Степанец, пока мы обходим парк. — В конце 19 века здесь был артиллерийский полигон. Воскресенское шоссе было пределом полигона. И, кстати, эта военная дорога, единственная в этих краях, полностью сохранила свое начальное направление».
Киевовед рассказывает, что полигон был огромным. Он начинался с территории Североброварского, бывшего Комсомольского, жилищного массива. Там, где сейчас стоит универмаг «Детский мир», была артиллерийская вышка. Полигон простирался до Быковни, а в другую сторону — к селу Выгуровщина.
«Вот эти сосны, которые растут вдоль улиц Андрея Малышко и Николая Попудренко, — это была специальная зеленая полоса, которая служила природной границей полигона. Она должна была защищать людей, которые ехали по Броварскому шоссе. В то время другого пути доехать до Киева не было — был единственный цепной мост, построенный в конце 19 века», — объясняет Кирилл Степанец.
Он рассказывает, что в царские времена, когда проходили учения на полигоне, всех предупреждали предварительно, местность окружали военные. А в сталинские времена, в 1930-ые годы, перед началом учений просто вывешивали на вышку флаг, и люди уже самостоятельно должны были позаботиться о своей безопасности. В 1960-х, когда здесь стали возводить жилищный массив Воскресенка, полигон еще действовал.
МОЗАИКА НА СТЕНЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ШКОЛЫ №98. В НЕЙ УЧИЛСЯ ГЕРОЙ НЕБЕСНОЙ СОТНИ ВИКТОР ШВЕЦ
«А еще старожилы рассказывали, что у этих артиллеристов постоянно возникали проблемы с оружием. Здесь всюду был песок. Пушки на ночь прятали в манжеты, но утром они все равно были все в песке, а смазка внутри превращалась по консистенции в варенье, поэтому оружие все время приходилось чистить, — рассказывает Кирилл Степанец. — А позже именно на этом полигоне впервые в истории проходили одновременные учения артиллеристов и летчиков, в которых принимал участие и известный Петр Нестеров».
Справа от парка, если идти в сторону озер, можно увидеть здание завода «Гранит». На этом заводе делали постаменты для памятников. Например, постаменты для киевских памятников Княгини Ольги и Михаила Грушевского — именно отсюда. Станции киевского метрополитена также облицовывали гранитом, обработанным на этом заводе.
ВОСКРЕСЕНКА
«Как спальный массив Воскресенка начала застраиваться в 1960-х, но не с первого микрорайона, а со второго. Когда ее строили, то не на месте исторического села Воскресенка, а втиснули жилищный массив между селом Воскресенская слободка и хутором Куликов. Остатки хутора можно увидеть, если будете на рынке «Троещина», ближе к Лесному кладбищу там есть частные домики», — рассказывает киевовед.
Мы подходим к ряду живописных озер. Кирилл Степанец акцентирует, что в действительности это не озера, а ручей.
ЗАПУЩЕННОЕ ЗДАНИЕ БАССЕЙНА ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА НА ВОСКРЕСЕНКЕ, ПОСТРОЕННОЕ В 1980-Х ГОДАХ В СТИЛЕ БРУТАЛИЗМА
«На советских картах он указан как Североброварской мелиоративный канал. Но если посмотреть на более старые карты, то видно, что он имеет природное происхождение. Он был естественной границей Воскресенской слободки, — говорит наш экскурсовод. — Считается, что Воскресенская слободка возникла еще в 16 веке. Это были владения русьского шляхтича и казацкого старшины Остафия Дашкевича, и их территория была значительно больше, чем сегодняшняя Воскресенка. Когда Дашкевич умер, вся территория перешла его зятю, а после смерти зятя — согласно завещанию, Церкви Святого Воскресенья Христового. Это единственный массив, который не переименовали в советское время, хотя название его — церковное».
Когда возводили новый жилищный массив, в 1960-х, в Советском Союзе как раз шла вторая волна борьбы с религией. Кирилл Степанец перечисляет: в то время на Никольской слободке второй раз закрыли церковь Святого Николая, снесли церковь Феодосия Черниговского на Дарнице, снесли Троицкую церковь около Олимпийского стадиона. Те, которые пережили 30-е годы, не пережили 60-е. Но Воскресенка свое название сохранила», — говорит экскурсовод.
КУРГАН БЕССМЕРТИЯ В ПАРКЕ «ПОБЕДА», ОТКРЫТЫЙ ЛЕТОМ 1967 ГОДА В ЧЕСТЬ ПОГИБШИХ ВО ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ. В 2004 ГОДУ БЫЛ РЕКОНСТРУИРОВАН И УКРЕПЛЕН
В разных источниках можно прочитать, что это название — Воскресенка — пошло от названия Церкви Воскресенья Христового на Подоле. Она была приблизительно там, где сейчас Национальный музей «Чернобыля», рассказывает Кирилл Степанец. И добавляет: существуют данные, что, возможно, земля принадлежала Киево-Печерской лавре, потому что там тоже есть Церковь Воскресенья Христового. «Но пока велись суды за эту землю, ее просто забрал себе губернатор Дмитрий Голицын в начале 18 века. Так эти земли получают название Губернаторская слобода, — объясняет Кирилл Степанец. — Слобода — это свобода. Здесь селяне имели право свободно селиться и не имели особых повинностей, потому что здесь никто в целом никто жить не хотел. Потому что здесь регулярно разливалась река и все затапливала».
ПОРТАЛ В ПРОШЛОЕ — РЕМЗАВОД
Мы переходим по мостику озеро и попадаем на территорию нового жилищного комплекса. Еще десять лет назад здесь стоял Дарницкий экспериментальный ремонтный завод, который незадолго до снесения в 2009 году назывался «Агромаш». Мы идем между новыми разноцветными многоэтажками и ухоженными газонами. В какое-то мгновение, около одного из домов мы заворачиваем в едва заметную улочку за гаражами — и оказываемся в 1950-60-х годах. В тени современных новостроек друг к другу прислоняются несколько старых частных домов и несколько домов барачного типа. Их заступают одиночные сосны. Такой себе лоскуток законсервированного Киева.
КОЛОРИТНЫЙ УГОЛОК: ВОЗЛЕ СОВРЕМЕННОГО ЖИЛИЩНОГО КОМПЛЕКСА ДО СИХ ПОР СУЩЕСТВУЮТ В НЕИЗМЕННОМ ВИДЕ. ДОМА, ПОСТРОЕННЫЕ В 1960-Х ГОДАХ ДЛЯ РАБОЧИХ ДАРНИЦКОГО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО РЕМОНТНОГО ЗАВОДА
«Когда-то это были земли Фроловского монастыря. В советское время монастырь закрыли, а здесь построили ремонтный завод. Рассказывают, что в 1990-ые годы здесь можно было увидеть, как рабочие перебрасывают через забор рессоры огромного размера, чтобы потом где-то продать, — рассказывает Кирилл Степанец. — Как и большинство советских предприятий такого типа, он ремонтировал военную технику и параллельно колхозную».
КУБА, ВЬЕТНАМ И КАМБОДЖА
Когда начали строить Воскресенку, сюда заселяли очень разных людей. Кого-то переселяли сюда из центра — из старого жилищного фонда. Несмотря на улучшенные условия быта, люди все равно не слишком радовались такому переселению так далеко от центра. Были здесь переселенцы и из других регионов Украины и других республик Советского Союза.
ХОЛМ ВО ДВОРЕ ДОМА ПО АДРЕСУ БУЛЬВАР ПЕРОВА, 25. КОГДА-ТО НА ЭТОМ МЕСТЕ БЫЛО СЕЛЬСКОЕ КЛАДБИЩЕ ВОСКРЕСЕНСКОЙ СЛОБОДКИ, КОТОРОЕ УНИЧТОЖИЛИ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ ЖИЛИЩНОГО МАССИВА
«Отношения между ними складывались не всегда простые. Старожилы рассказывают, что между микрорайонами Воскресенки началась своя война. Поэтому даже сегодня старожилы делят Воскресенку на несколько частей, все они имеют свои народные названия, — рассказывает наш экскурсовод. — Здесь был микрорайон Вьетнам, Камбоджа и Куба».
Есть разные версии, почему возникли именно такие названия. Одна из них — что это страны, которым в то время помогал Советский Союз, поэтому они были на слуху. Еще одна версия — что между Вьетнамом и Камбоджей в 1960-ые годы был сложный дипломатический конфликт, потому так назвали и микрорайоны, где продолжались свои конфликты. Что касается Кубы, то одна из версий говорит, что улица Кибальчича до того, как был построен весь микрорайон, по форме напоминала набережную Гаваны, особенно когда эту улицу заливало весной.
ПЕРОВ, СЕРОВ И КИБАЛЬЧИЧ
Сквозной артерией Воскресенки является бульвар Перова. До 2006 года это был действительно бульвар, по которому можно было прогуляться. Здесь пролегала аллея, засаженная с обеих сторон высокими тополями. В 2006 году бульвар реконструировали, расширив проезжую часть. Тополя выкорчевали.
Василий Перов, российский живописец, один из членов-основателей Общества передвижных художественных выставок, в чью честь назван бульвар, никогда в Киеве не бывал. Перпендикулярно к бульвару Перова идет улица, названная в честь другого российского художника — Валентина Серова. Этот художник в Киеве бывал — несколько лет учился в Четвертой киевской гимназии, в той же, где учился Александр Вертинский.
Бульвар Перова упирается в Керченскую площадь, где пересекается с улицей Николая Кибальчича. Здесь начинается микрорайон Кибальчича, который еще называли новой Воскресенкой.
ОЗЕРО РАДУНКА — ОДНО ИЗ САМЫХ ЖИВОПИСНЫХ МЕСТ ДНЕПРОВСКОГО РАЙОНА
«Улицу назвали именем Николая Кибальчича, который особого отношения к Киеву не имел. Это был революционер, народоволец, который сконструировал бомбу, с помощью которой убили императора Александра Второго. В Киеве он бывал, только когда сидел в Лукъяновской тюрьме», — рассказывает Кирилл Степанец. Он акцентирует, что в целом род Кибальчичей — это сербско-украинский род, казацкий, из Черниговщины. И если Николай Кибальчич не имел отношения к Киеву, то другой из рода Кибальчичей — Турвонт — был связан не только с Киевом, но и непосредственно с Воскресенкой.
«Турвонт Кибальчич был домовладельцем, который содержал в районе областной больницы усадьбу под названием Райгородок, где за деньги показывали картинки эротического характера всем желающим, — рассказывает киевовед. — Он был очень набожным человеком и коллекционировал киевскую древность. А еще он увлекался археологией и в конце 80-х — в начале 90-х годов 19 века проводил раскопки на территории от современного парка «Победа» до села Выгуровщина. Откопал здесь несколько неолитических стоянок».
СТАРОЕ КЛАДБИЩЕ
Во дворе дома по адресу бульвар Перова, 25 когда-то было кладбище Воскресенской слободки. Село начали сносить в 1970-х, когда возводили Радужный массив. «В 1967 году в газетах дали объявление, что кладбище закрывают, и те, кто хочет, могут перенести могилы родственников. Как правило, переносили на Лесное кладбище. Все остальные могилы просто свернули бульдозером в одну кучу. Так возник холм во дворе новых домов», — рассказывает Кирилл Степанец. Этот живописный холм знают все местные — зимой дети съезжают с него на санках, да и в целом любят на нем играть и проводить время. Когда мы подходим к нему, там как раз сидят подростки.
Когда-то, по рассказам старожилов, дети, играя, находили кости. Сейчас таких случаев уже нет. Да и сама история о свернутом бульдозером кладбище немногих пугает из местных жителей.
«Известно, что кладбище Воскресенской слободки существовало, как минимум с 18 века», — говорит экскурсовод.
ВОСКРЕСЕНСКАЯ СЛОБОДКА. РАДУЖНЫЙ МАССИВ
Мы идем по Радужному массиву в направлении Центра детско-юношеского творчества Днепровского района, бывшего Дома пионеров. А еще раньше — сельской школы Воскресенской слободки.
«Первую школу в этом селе построили в 1937 году. Это была сталинская программа строительства школ, которая преследовала идеологические цели. Но возникла проблема со стройматериалами. Возить через мост, как подсчитали, было достаточно дорого. Поэтому долго ждали, пока откроется навигация по Днепру, и уже возили стройматериалы сюда водным путем, — рассказывает Кирилл Степанец. — Шесть лет поработала эта школа: в 1943 году, когда немцы отступали, школу подожгли, она сгорела вместе с селом. Новую построили в конце 1950-х годов, впоследствии село снесли, а здесь построили жилищный массив. Школа стала его частью, но уже в качестве Дома пионеров».
Здесь сохранились остатки старого школьного сада — несколько покрученных от времени плодовых деревьев.
Мы останавливаемся около бывшей школы, а сейчас Центра детско-юношеского творчества. Это — исторические земли Воскресенской слободки, здесь был центр села. Рядом стояла церковь. Она, вероятно, была на месте многоэтажки по адресу Радужная, 17а.
«Священник там был из рода Русановичей. Он был репрессирован, и его прах покоится в Быковнянском лесу. Церковь была переделана в клуб. В одном из выпусков газеты «Пролетарская правда» за 1939 год есть заметка «Клубы на околице». В ней говорится, в частности, что из этой церкви сделали клуб и библиотеку. В 1943 году церковь была уничтожена немцами — сгорела, и уже никогда не была возобновлена. Первое упоминание о ней датируется 1660 годом», — рассказывает Кирилл Степанец.
Мы спускаемся к озеру Радунка, которое и дало название Радужному массиву. Два микрорайона Радужного построены на землях Воскресенской слободки, третий — на месте болота. «С другой стороны озера сохранился кусочек Воскресенской слободки, отстроенный после войны. В 30-ые годы там ничего не было. Там планировалось строительство железной дороги, а именно разъезд для военной железной дороги, который должен был соединить знаменитые тоннели под Днепром. Тоннель должен был соединить Оболонь и Выгуровщину, с другой стороны — Жуков остров и Осокорки. Потом эта военная ветвь должна была объединить все по кругу», — рассказывает киевовед.
В Воскресенской слободке были попытки создать и местный колхоз. Сначала он назывался «Красный бедняк», через год — колхоз «Первое Мая», но он здесь не прижился, и его ликвидировали.
Трех часов оказалось мало, чтобы услышать все истории о современной Воскресенке и исторической Воскресенской слободке. Но достаточно для того, чтобы в который раз убедиться, что у каждого места, улицы, дома есть своя история. И что это большая радость и преимущество — знать историю местности, где живешь.