«Наш этнический haute cоuture чрезвычайно влиятелен на уровне ощущений»
Камерная и поразительно стильная выставка «Преемственность ощущений» проходит в одном из залов «Хлебни». На фоне белых стен — пышно украшенные тулупы, свитки, сердаки, цурканки и безрукавки ручной работы конца 19 — начала 20 века и вещи современных украинских дизайнеров, созданные под влиянием традиционной одежды. Всего — три десятка экспонатов из частных коллекций.
Как рассказывает куратор выставки, культуролог Виктория ЗУБЕНКО, она хотела сделать простую и красивую экспозицию с акцентом на каждой вещи, без лишних пестрых деталей, которые бы распыляли внимание посетителей. «Мы решили показать именно верхнюю одежду. Вышивки все уже видели, а вот о верхней одежде знают гораздо меньше, хотя она может так же удивлять тем, как богато украшена и сколько в ней ручного труда, — рассказывает Виктория Зубенко. — Такой минимализм, когда представлен не весь костюм, а лишь одна вещь, позволяет сконцентрировать внимание на каждом предмете. Кому будет интересно — сможет узнать больше о той или иной вещи. А кому нет — тот просто посмотрит на красоту».
«Преемственность ощущений» — это уже вторая выставка в рамках нового проекта Дома «Мастер Класс» — «Art of Fashion». Она начинает цикл выставок, которые должны ознакомить посетителей с разными видами украинской этнической одежды, которая вдохновляет современных дизайнеров художников.
«Идею проекта «Art of Fashion» дала нам София Киевская. Еще с фестиваля высокого искусства Bouquet Kyiv Stage мы поняли, что это место объединяет. Людей, жанры, идеи. И когда мы здесь начали делать музыкальные проекты, то почувствовали потребность и в арт-проекте, в основе которого была бы идея объединения, — рассказывает Ирина БУДАНСКАЯ, соучредитель Дома «Мастер Класс» и Bouquet Kyiv Stage. — Первую выставку в рамках этого проекта представил украинский дизайнер Федор Возианов. Вторая родилась спонтанно — на нее вдохновили зимние праздники. Куратором стала Виктория Зубенко, которая очень чувствительна к стилю, к искусству и которая умеет искусно объединять эти вещи. Нам было крайне важно объединить наше наследие и современность — так возник проект «Преемственность ощущений». София задала этот тон, а мы просто подхватили».
Старинная верхняя одежда Гуцульщины, Лемкивщины, Закарпатья, Покутья и Буковины из частных коллекций развешена на манекенах и стенах вперемешку с авторскими изделия украинских дизайнеров Роксоланы Богуцкой, Виты Кон, Федора Возианова, Кристины Рачицкой, Ирины Габяк и художницы Зинаиды Кубар, а также бренда «Зерно». Каждая вещь приковывает внимание к себе, но в то же время все они — такие разные — в едином пространстве звучат в унисон.
На открытии выставки каждый мог примерять любую старинную или дизайнерскую вещь и прислушаться к возникающим ощущениям. Люди осторожно снимали с манекенов свитки и камизели, аккуратно примеряли и сразу менялись, расправляли плечи, улыбались и не спеша прогуливались по пространству выставки. Как объясняет Виктория Зубенко, это позволило людям почувствовать энергетику и силу этих вещей. «Наш этнический haute cоuture чрезвычайно влиятельный на уровне ощущений. Ко мне подходят и подходят люди и благодарят, что смогли примерять эти вещи, что они наконец поняли и почувствовали, как это может быть, что эти вещи можно просто носить. Да и сами вещи, посмотрите, просто просят, чтобы их надели. Это не музейные экспонаты, это живые вещи. В голову приходит сравнение со львом в зоопарке и львом на свободе. Это то же», — говорит куратор выставки.
Здесь же на стенах повесили два ковра, на фоне которых фотографируются люди в этнической одежде и платках, которые также можно примерить на выставке.
Мария Беляева примеряет камизельку начала 20 века с Тернопольщины. Рассказывает, что была и на предыдущей выставке Федора Возианова и пришла на эту. «Мне было интересно посмотреть, кто из современных дизайнеров работает с этой темой и как эти все вещи взаимодействуют в едином пространстве, — рассказывает Мария Беляева. — Временами мне было трудно различить, где старинное, а где современное, потому что некоторые вещи начала 20 столетия выглядят очень современно».
Мария рассказывает, что примерила и старинные вещи, и современные дизайнерские. Говорит, это интересный опыт, особенно это касается старинной одежды. «Ты понимаешь, что эта вещь имеет историю, что ее носило, возможно, не одно поколение людей. Полушубок, который на мне, из Тернопольской области. Сразу представляешь дом, хозяйку в этом полушубке, — рассказывает Мария Беляева. — Это очень хорошо, что здесь возможно примерять эти вещи, потому что обычно они в музеях стоят на манекенах и ты их видишь, но не можешь коснуться. У меня есть вышиванка, которую сделала моя двоюродная бабушка, это тоже где-то середина 20 века. Она из льна, я ее очень берегу, одеваю раз или дважды в год. Это классно, если такие вещи удается сохранить».
Виктория Зубенко рассказывает, что это вопрос, вокруг которого идут дискуссии, -можно носить старинные вещи или им место в музеях. «Носить или не носить такие вещи — это индивидуальная позиция. Когда Пасха или Рождество, я чувствую дикую потребность одеть именно старинную вышиванку, почему нет? — объясняет она. — А вот резать старинные вышиванки — это ужас, никто не имеет права это делать».
Выставка «Преемственность ощущений» в зале «Хлебня» на территории Национального заповедника «София Киевская» будет длиться до 29 февраля.