Мне была суждена такая судьба, что ваши мертвые выбрали меня. Нельзя заниматься историей холокоста и не стать хотя бы наполовину евреем, как нельзя заниматься историей голодомора и не стать хотя бы наполовину украинцем.
Джеймс Мейс, американский историк, политолог, публицист, исследователь Голодомора в Украине, автор газеты "День"

«Пазл» из более чем 1000 обломков

В Киеве представили обновленный образ Десятинной церкви

Экспозиция из более 1000 экспонатов о здании, которое никто не видел? Это парадокс лишь на первый взгляд. Современная выставка, открывшаяся в Национальном музее истории Украины (МИСТ), по-новому представляет уже известные артефакты и открывает некоторые тайны трагически погибшего в 1240 году храма и верующих, которые пытались в нем спастись.

Многие из нас со школьной скамьи помнят вехи истории первого каменного храма Руси. Он был построен по приказу Великого князя Владимира в 996 году (начало работ — 989 г.). Церковь, посвященная Богородице, получила еще название Десятинная, потому что на ее строительство князь отдал десятую часть своих доходов, население платило десятину церкви. Она была центром утверждения и распространения христианства, государственным и культурным центром Руси X — XI вв., Княжеской усыпальницей. Разрушили храм монголы, захватив Киев в 1240 году.

Также для многих именно фундаменты Десятинной церкви — среди первых и обязательных объектов для посещения во время экскурсии по столице Украины (по крайней мере у меня беганье по ним и то, что родители за это отругали, — одно из ярких детских воспоминаний о Киеве).

Но есть еще целый мир этого древнего храма — состоящий из древних находок, а также из тех, которые подарил уже XXI век с его современными технологиями. Самые интересные экспонаты, которые были обнаружены археологами (именно Институт археологии НАН Украины является партнером проекта) непосредственно на территории Десятинной церкви, представлены на выставке «Церковь Богородицы Десятинная: архитектурно-художественный образ», которая проходит к 1025-летию освящения храма под патронатом Министерства культуры и информационной политики Украины в рамках мероприятий, приуроченных к 30 годовщине независимости Украины.

«ИСТОРИЯ РУСИ ОТРАЗИЛАСЬ В ИСТОРИИ ДЕСЯТИНОЙ ЦЕРКВИ»

«Почему мы решили организовать эту выставку? Это не только юбилейная дата в истории Десятинной церкви, а в целом очень интересный памятник, история которого олицетворяет главные вехи истории Руси, — отметил на открытии генеральный директор Национального музея истории Украины Федор АНДРОЩУК. — Это и собственно крещение Руси, появление письменности, культуры — домонгольской цивилизации, межкняжеские проблемы и монгольское нашествие. Этот рассказ довольно компактный, но важный для понимания того, как произошло становление Руси».

Перед учеными-музейщиками встало немало вызовов. «Никто не знает, как выглядела Десятинная церковь. Последние, кто ее видели, это монголы. Что сохранилось? Очень лаконичные упоминания в летописи и в буквальном смысле обломки истории этой церкви, которые дали археологические раскопки. Опираясь на них, мы и пытаемся представить себе и визуализировать для вас наше видение, как выглядела бы эта церковь. Это дело очень непростое. Мы исходили из разного опыта. Один из них — поиск исторического археологического контекста, который помогает понять церковь — это короткая история храма, которую вы можете приобрести у нас в книжном магазинчике (к слову, ее автор, директор музея — известный археолог, специалист в области скандинавистики. — Ред.) . И вторая, визуальная форма — выставка, которую вы видите», — рассказал Федор Александрович.

НАХОДКИ ХХ ВЕКА

«Десятинная церковь — уникальный памятник археологии. Она, пожалуй, лучше исследована с археологического точки зрения и одновременно остается загадочной, еще очень много дискуссионных моментов. Неоднократно результаты исследований были представлены в разных музейных экспозициях, поэтому следует отметить смелость авторов этой экспозиции, потому что они решили изменить угол зрения, чтобы этот памятник стал нам более понятным в контексте не только архитектуры, строительных материалов или каких-то отдельных находок, но и центрального храма для древнеруського Киева», — отметил заведующий отделом археологии Киева Института археологии НАН Украины Всеволод ИВАКИН.

Кандидат исторических наук Виталий КОЗЮБА — археолог, имеющий непосредственное отношение к новейшим исследованиям фундаментов Десятинной церкви. Он напомнил, что церковь исследовалась в 1820 — 1830-х, затем в 1909 — 1914-х гг. И перед Второй мировой войной — то есть было три мощных волны. «Но новейшие исследования, которые были проведены в 2005 —2011 гг., добавили много интересной и важной информации относительно истории как самого архитектурного памятника, так и близлежащей территории и истории города Киева. Во время этих раскопок были найдены артефакты более раннего времени — со времен еще Трипольской культуры, заново обследован ров старокиевского городища, и эти исследования позволили несколько «омолодить» дату функционирования древнего укрепления языческих времен.


БАРЕЛЬЕФ С ИЗОБРАЖЕНИЕМ БОГОМАТЕРИ ОДИГИТРИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XII — НАЧАЛА XIII В. — НАХОДКА УЖЕ XXI ВЕКА

На выставке есть несколько находок, которые предоставил Институт археологии, — из этих последних раскопок, — уточнил он. — Среди них — обломок фрески длиной полметра, это один из самых крупных фрагментов (в экспозиции представлен сделанный из песчаника барельеф с изображением Богородицы с младенцем. — Ред.). Но нам удалось найти еще больший — длиной более 70 сантиметров, это самый крупный фрагмент стенной росписи Десятинной церкви, за все время ее раскопок. Нам удалось найти участки, которые ранее не раскапывались, и остатки больших фресок залегали как раз в этих наслоениях. Несмотря на 200-летнюю историю исследования Десятинной церкви, эти находки дождались своих открывателей только в XXI веке».

«Пример исследования Десятинной церкви свидетельствует, что даже те памятники, которые ранее изучались, прежде всего архитектурные, имеет смысл исследовать заново, поскольку сейчас появляются новые технологии. Во время последних раскопок был уточнен хрестоматийный план Десятинной церкви. Были исследованы растворы, и мы получили интересную картину поэтапности построения самой Десятинной церкви, — перечисляет Виталий Козюба. — Был проведен анализ каменного сырья, из которого строилась церковь, — это камни с разных регионов Украины, и это тоже интересная информация о том, как было организовано ее строительство. Были найдены остатки кирпича с клеймами с греческими буквами, подтверждающие летописное сообщение о строительстве Десятинной церкви греческими мастерами, а также плинфы со знаком Владимира».

Есть более двух десятков вариантов реконструкции внешнего вида храма (на одном из стендов представлены самые устоявшиеся из них), но авторы выставки в МИСТ представили новый, основанный именно на результатах последних исследований фундаментов. «То, что мы сделали, — это первая 3D-реконструкция. Она, к слову, выявила ошибки предыдущих реконструкций. Но этот вариант тоже не может считаться окончательным», — комментирует «Дню» Федор Андрощук. Каждый посетитель выставки может не только увидеть самый новый вариант на стенде, но и привести свой смартфон на QR-код и осмотреть трехмерную реконструкцию.

АКЦЕНТ — ПРЕДЫСТОРИЯ ХРАМА

Еще один аспект, в котором экспозиция уникальна, — представление предыстории Десятинной церкви. «Здесь было кладбище, где уже в Х веке хоронили элиту, многие представители которой были скандинавского происхождения и многие представители которой были христианами. Наш нарратив и начинается с этих захоронений, которые предшествовали церкви, и ведет к тому, что выбор места ее строительства был осмыслен — хотели, чтобы именно здесь она появилась, хотя в пределах Старокиевского плато было достаточно пустых мест еще в XI в. И хотя это было очень неудобно, потому что это были большие курганы, по несколько метров. На них строить — это очень нелегкая работа, — рассказал «Дню» Федор Андрощук. — Но, думаю, у Владимира было такое желание. Подчеркнуть этот континуитет, что это место социальной верхушки и это место христиан, которых здесь хоронили».


АРТЕФАКТ ИЗ ЗАХОРОНЕНИЙ ДРУЖИННИКОВ Х ВЕКА

Также исследователь объясняет: в то время представление о христианстве было очень специфическим: «На территории этого же могильника есть даже телосожжения (в экспозиции представлены «доказательства» этого. — Ред.) — это говорит о том, что не было еще каких-то четких границ. Но такая же ситуация известна в Скандинавии: в городе Бирка (один из городов викингов в Средней Швеции)есть кладбище, где соседствуют языческие кремации и христианские захоронения (это я подчеркиваю в брошюре, написанной к этой выставке). То есть это прямая аналогия. Захоронение элиты и находки, которые здесь обнаружены, — и скандинавского происхождения, и славянского, и венгерского, и византийского. Они дают представление о географии образцов этой элиты. Люди это были непростые, и христианство — это, очевидно, был признак статуса».


АРТЕФАКТ ИЗ ЗАХОРОНЕНИЙ ДРУЖИННИКОВ Х ВЕКА

Заведующая отделом древней и средневековой истории Украины Национального музея истории Украины, одна из кураторов выставки Марина Стрельник во время экскурсии обратила внимание на чуть ли не первое комплексное воспроизведение одного из захоронений — конного воина. В витрине представлены остатки колчана, серебряное украшение, фрагменты ведра (на момент захоронения оно, очевидно, было наполнено брагой или вином, рассказала Марина), предметы конского снаряжения (воина, наверное, похоронили вместе с лошадью). А также — глиняный сосуд, удила, фрагменты копья, железного топора.

Есть в экспозиции и артефакты из христианского княжеского захоронения (кстати, некоторые считали, что это именно князь Владимир, но на самом деле установить личность умершего уже невозможно): «хорошо сохранился скелет князя, а также остатки меча и пряжки от ремня».

ПОЧУВСТВОВАТЬ СЕБЯ В ХРАМЕ

Марина Стрельник отмечает: выставка призвана представить архитектурно-художественный образ храма, а не просто разложить определенное количество вещей — а в фондах музея более 20 тыс. единиц хранения, касающихся памятника и близлежащей территории. И это тоже большой вызов. «Мне показалось, что попытка реконструировать интерьер — то, что было бы интересно, — рассказывает Федор Андрощук. — Проблема в том, что нам остались фундаменты и остатки стен, они нам дают мало возможностей представить именно интерьер. Ведь об истории сооружения говорят стены — вы видите следы кладки или что произошел какой-то ремонт — и на основе этого можно реконструировать биографию сооружения. У нас такого здесь нет, потому что кладка сохранилась лишь в некоторых местах, очень невысокая, очень мало что можно сказать. Поэтому это стало возможным только благодаря археологическим раскопкам, и это очень маленькие фрагменты, как пазлы в буквальном смысле. Так, как здесь, никто никогда не демонстрировал фрески, но как их демонстрировать, если они не сохранились? Мы имеем фрагментированную картину, но она все же дает ощущение, что вы заходите и находитесь в храме — мы можем себе представить, как выглядели стены, чем они были украшены, чем был украшен пол ... «.

Так что все эти элементы представлены в экспозиции. На стенде, посвященном строительным материалам храма, ваше внимание обязательно привлечет плинфа со знаком тризуба. «Это кирпич нашел еще Викентий Хвойка в 1907 году, — объясняет Марина Стрельник. — На сегодняшний день известно 17 фрагментов таких кирпичиков с изображением «княжеского знака Владимира» — он был специально налеплен. Их вкладывали при строительстве храма или они служили внутренним убранством — например, так ограждали место, где молился сам князь и его окружение, к сожалению, точно сказать не можем. Однако этот тризуб полностью повторяет знаки на монетах князя Владимира».


ФРАГМЕНТЫ МОЗАИКИ КОНЦА Х ВЕКА

Что касается пола, то в экспозиции видим целую коллекцию разных плиточек — мозаичных, глазурованных, керамических, разных по цвету и отделке — каждый такой вид предназначался для определенной территории храма, объясняет Марина Стрельник. Стены храма были покрыты фресковой росписью и мозаиками. «Много было и изображений святых, центральным было, вероятно, изображение Богородицы и Иисуса Христа, которые, как и в других храмах, возможно, были сделаны из мозаики. Из изображений в коллекции музея есть лишь фрагменты — глаз неизвестного святого и фрагмент ноги», — рассказывает куратор выставки и обращает внимание на упомянутую выше Федором Андрощуком стену-пазл с 500 частицам фресок. Это действительно впечатляет! «К сожалению, сейчас представить целостную картину росписей мы не можем. Но видим, какой была гамма — это и голубой, и зеленый цвета, и растительные орнаменты, и точки, и крестообразные изображения ...», — перечисляет исследовательница.

Также в нескольких витринах представлены и вещи, которые люди взяли с собой в храм, спасаясь от батыйского нашествия — это и литейные формы для отливки браслета-наруча и бусин, принадлежавшие, очевидно, ювелиру, и гончарные орудия для литья поливы, и иглы, и вещи личного благочестия, и сами ювелирные украшения, и предметы быта, а также несколько шахматных фигур. Эта игра была популярна и среди состоятельных киевлян, которые могли позволить себе костяные фигуры (именно такие представлены на выставке), и среди простого народа, объясняет куратор выставки.

«МЫ СЕБЕ ПРЕДСТАВЛЯЕМ ЭТОТ ХРАМ ЖИВЫМ»

Последняя витрина — трудный момент гибели храма и людей в нем. «Люди собрались под сводами храма, взяли с собой очень много всего ценного, однако, когда выяснилось, что город уже захвачен и, очевидно, им тоже придется погибнуть, они пытались как-то спрятаться, вырваться на свободу, пытались сделать подземный ход — он был открыт впервые в ходе исследований в 1939 году, — рассказывает Марина Стрельник. — Там было найдено очень много интересных вещей — от лопат, топоров, остатков ведра, которыми устраивали тот подкоп, до шлема и остатков меча — то есть в церкви тоже были воины, которые пытались как-то защититься. Также там был найден кусок ткани, деревянная ладанка ... А еще благодаря тайнику сохранились остатки деревянных сосудов — чаша на ножке, типичная для того времени, два фрагмента деревянных блюд, которые никогда у нас не экспонировались, украшенные разными орнаментами, преимущественно растительными ...»

ПРЕДМЕТЫ ЛИЧНОГО БЛАГОЧЕСТИЯ XI — XIII ВВ.

«Судьба этого храма и дальше складывалась так же печально, как и в древнеруськое время. Он неоднократно отстраивался — это была и деревянная церковь, и храм из последних остатков стены Десятинной церкви, и церковь уже XIX века — и все они просуществовали недолго, — резюмирует Марина Стрельник. — К сожалению, от этой древнеруськой святыни мы имеем лишь обломки, поэтому сегодня делаем очередную попытку представить себе величие тысячелетней давности».

Наконец пани Марина поделилась с «Днем» своим ощущениям Десятинной церкви: «Когда мы строим выставку, то вся тысячелетняя древность проходит через руки, через душу, через наши глаза, и мы себе представляем этот храм живым. Он для меня не является чем-то отдаленным, очень глубоко закопанным в землю. Даже если сохранились только фундаменты, я его представляю величественным, ярким, красивым памятником».

Чтобы сложить (или скорректировать) свое видение, посетите выставку, которая продлится на первом этаже Национального музея истории Украины (ул. Владимирская, 2) до 3 сентября 2021 года.

Ольга ХАРЧЕНКО, фото Николая ТИМЧЕНКО, «День»

«День» у Facebook, , Google+

Новини партнерів