«Семь смертных грехов» — в Музее Ханенко
Гордыня, жадность, похоть, зависть, чревоугодие, гнев, лень — семь смертных грехов согласно западной традиции. Тема пороков давно тревожит людей, поэтому и в искусстве относится к разряду вечных. Новая выставка в Национальном музее искусств имени Богдана и Варвары Ханенко исследует европейскую художественную традицию, связанную с этим вопросом в современной графике.
Центральной работой проекта является аутентичная гравюра «Гнев» Питера ван дер Хейдена по рисунку Питера Брейгеля Старшего, напечатанная в 1558 году. Это единственный лист из знаменитой брейгелевской серии «Семь смертных грехов», который есть в коллекции Музея Ханенко. Рядом в экспозиции — четыре серии современных графиков Юрия Боровицкого, Олега Денисенко, Романа Романишина и Алексея Федоренко, каждая — о тех же семи грехах. Произведения этих авторов — из коллекции Андрея Соломенко, который, собственно, инициировал проект.
«Среди направлений нашей работы есть и такое — показывать, как современные художники раскрывают классические темы, — рассказывает Елена Шостак, заведующая отделом европейской графики, одна из кураторов выставки. — Это уже второй такой проект. Первый был в прошлом году, посвященный картам Таро».
ФИЛОСОФСКИЕ АЛЛЕГОРИИ ВМЕСТЕ С ПОЛИТИЧЕСКОЙ САТИРОЙ
Символично, что выставка «Семь смертных грехов» началась в начале Великого поста — периода покаяния, раздумий над тем, что праведно и грешно. И, кстати, продлится как раз до Пасхи.
В гравюре по рисунку Питера Брейгеля Старшего традиционные символы переплетаются с пословицами и даже политической сатирой. Современному зрителю сложно распознать в этой работе все посылы автора. Поэтому в Музее Ханенко подготовили схему, где обобщили толкования различных исследователей относительно значений тех или иных образов.
«Сложилось несколько методов того, как изображать грех. Древнейший — аллегорические фигуры. Часто это была женщина с какими-то атрибутами. Например, гордыня — дама с зеркалом, — говорит Елена Шостак. — Босх, который сильно повлиял на Брейгеля Старшего, первым придумал показывать грех через бытовые сцены. Например, драка — это гнев. Затем возникла идеи создавать сложные аллегории, как у Брейгеля. Люди того времени это хорошо понимали. А еще, по-моему, очень интересны «Семь смертных грехов» немецкого художника ХХ века Отто Дикса. Он создал единую картину, где изобразил все семь грехов и одновременно рассказал о приходе нацистов к власти в Германии. Это фантастическая аллегорическая картина и в то же время жесткая сатира».
ДРЕВНЯЯ ТЕХНИКА И НОВАЯ СИМВОЛИКА
Работы современных художников объединяет разве что тема — по подаче они очень разные. Олег Денисенко сам признается, что влюблен в эпоху Возрождения и готику. На его офортах пороки олицетворяют рыцари, похожие на Дон Кихота. Прожорливость волочится на свинье, лень устроилась на коте, а сладострастие скачет на петухе — в сопровождении голой женщины. У Алексея Федоренко много деталей. Рядом с людьми, изуродованными пороками, маячит смерть с косой. А Роман Романишин раскрасил грехи — его работы выполнены в трех цветах: красном, желтом и зеленом. Также автор подшутил и добавил к устойчивому перечню грехов восьмой, коллекционирование.
Юрий Боровичский использует редкую сегодня технику — меццо-тинто. Из мрака проступают фигуры людей. Через многочисленные складки на коже тела становятся похожи на куски ткани. «Меццо-тинто очень сложная техника, распространенная в XVII-XVIII веках, — комментирует Елена Шостак. — Для работы в меццо-тинто медную доску специальным инструментом подвергают зернению. Затем другим инструментом доска выглаживается. Фрагменты белого цвета на гравюре соответствуют местам, где доска была отполирована. Такая работа занимает много времени, но в итоге мастер получает глубокий черный цвет, тонкие переходы между оттенками, многочисленные полутона».
Современные мастера исходят из традиции авторов прошлых веков и также используют различные метафоры — чтобы их увидеть, нужно рассматривать работы внимательно. «Сначала ожидала, что увижу на современных гравюрах традиционные символы. Но нашла их немного, — делится впечатлениями Елена Шостак. — Современные художники часто используют сравнения, понятные нам, но неизвестные в древние времена. Например, на гравюре Романа Романишина «Гнев» изображено сердце в форме кактуса. Для нас кактус с иглами — понятная аллегория. Но в истории искусства это нетрадиционное сравнение».
ИСКУССТВО, КОТОРОЕ ПОМОЖЕТ УЗНАТЬ СЕБЯ
Все современные авторы предоставили для выставки свои портреты — зритель может увидеть их на стендах. Однако интересно и то, как выглядел Питер Брейгель Старший. Организаторы выставки представили редкую гравюру XVI века с портретом художника, который в настоящее время хранится в коллекции Музея Ханенко. Созданная Иоганном Вириксом, она была напечатана в альбоме «Портреты нескольких знаменитых живописцев Нижней Германии».
«Художественный диалог на тему смертных грехов Брейгеля с его зрителем был очень актуален в XVI веке, — считает Елена Живкова, заместитель генерального директора Музея Ханенко по научно-исследовательской работе, куратор выставки. — Тогда Нидерланды попали под власть Испании, началась длительная война за независимость. Бушевали мысли о независимости Нидерландов и о том, что такое грех. Концепция, в который себя мыслил Брейгель, заключается в том, что быть грешным или нет, решает сам человек. Человек сам должен заглянуть в зеркало искусства и определить, что ему оставлять себе, а что — выбросить. Сейчас Украина ходит по лезвию ножа, как в свое время ходили Нидерланды. Возможно, и нам стоит задуматься, от чего избавиться в себе».
Андрей Соломенко коллекционирует офорты, увлекается графикой, знает современных мастеров в этой области — так и собрал четыре изысканные серии на извечную тему. «Человек не может без греха. Он рожден, чтобы грешить, каяться и работать над собой, — убежден Андрей Соломенко. — Сегодня все мы живем в сплошном грехе. На улице — сплошной мат, дети пьют, политики потеряли совесть. И тема смертных грехов очень актуальна сейчас, когда наше общество болеет — не только в Украине, но и на всех континентах. Люди болеют не телом, а душой. И каждый должен задуматься о том, чего не должен делать. Нужно жить по общечеловеческим правилам. Не обманывать, не красть. Быть человеком. Иначе у нас ничего не получится ».
Увидеть мастерскую графику и, вероятно, немного больше познать себя можно на выставке «Семь смертных грехов», которая продлится в Музее Ханенко до 30 апреля.