«Железная маска» Мельпомены
Бункер, крематорий, мавзолей, энергоблок, памятник контейнеру — так киевляне назвали новое здание... Театра на Подоле. Его достройки горожане ждали более 20 лет. Впрочем, вряд ли ожидали такого результата: огромный двухъярусный контейнер черного цвета трудно с первого взгляда назвать помещением театра. Если это новые веяния архитектуры, то они никоим образом не вписываются в общий стиль Андреевского спуска, где большинство домов построены в стиле киевской кирпичной застройки (в начале ХХ века сахарозаводчики вкладывали заработанные средства в строительство, копируя лучшие образцы Российской империи).
29 ноября городская власть торжественно представила горожанам, как выглядит фасад нового здания, а для СМИ провели обзорную экскурсию и еще показали спроектированное фойе, как выглядит сцена и зрительный зал Киевского академического драматического театра на Подоле. Главный вопрос, который задают власти, — не смета театра и его репертуар, а как допустили в центре города, на легендарной, одной из самых поэтичных улиц Киева появление такого монстра?
Автор проекта, архитектор Олег Дроздов, живет и работает в Харькове. Очевидно, чтобы создавать проекты для центральной части Киева, стоит хотя бы определенное время пожить здесь — чтобы понять, чего ждут киевляне и как отреагируют на такой смелый эксперимент. Возможно, город подкупила репутация Олега Дроздова, потому и поручили достройку театра именно ему. Как рассказал его коллега, архитектор Олег Гречух, харьковчанин работает с европейскими экспертами, сотрудники его мастерской часто стажируются в Европе, да и на качество предыдущих проектов Дроздова никто не жаловался. Также не было замечаний, что он принимает участие в каких-то темных делах или махинациях. Однако, как отмечает Олег Гречух, на личном сайте харьковского коллеги он не нашел публикаций о киевском проекте театра, хотя все свои работы тот обычно выкладывает в публичную плоскость.
Киевляне были убеждены, что «железная маска» театра — это временное явление, и после завершения строительства все увидят кирпичные фасады, созвучные со стилем Андреевского спуска. В том, что они все-таки есть под кубическим металлическим прикрытием, убеждают в корпорации «Рошен». Именно она стала меценатом достройки театрального здания, выделив на это свыше 165 миллионов гривен.
На днях в пресс-службе компании объяснили, что черные стены — это лишь обшивка, а внутри есть кирпичные фасады. Поскольку здание театра расположено на склоне, а его внутреннее оборудование имеет большой вес, во время реставрации возникла необходимость в укреплении почвы и максимальном облегчении конструкции, добавляют в «Рошен». Для этого использовали легкий материал райнцинк, который и вызвал сильное раздражение киевлян.
Сейчас в компании думают, как украсить темные фасады театра. Возможно, плетущимися растениями вроде плюща. Или афишами будущих премьер. Однако эксперты не имеют четкого ответа, что теперь можно сделать с театром-монстром.
— Этот проект появился внезапно, при этом никто в набат не бил, — говорит Олег ГРЕЧУХ. — Если строительство продолжалось несколько месяцев и никто ничего не спрашивал, то теперь просто нет оснований требовать от власти объяснений. Здесь вопрос не в инвесторах и застройщиках, а в том, кто давал согласие. Определенные инспекции проверяют, как ведется строительство, как это вписывается в застройку исторического центра. То есть нельзя было не заметить этого. И не было слышно, чтобы были какие-то расследования, суды или протесты. Что теперь с этим делать, даже не знаю. Претензий к архитектору не может быть, потому что качество его проектов соответствует европейским нормам, но как так вышло — непонятно. Это портит имидж самого спуска, так как это сооружение выглядит неуместным даже при европейских методах строительства.
После скандала ситуацию взялись комментировать киевские чиновники, чем еще больше возмутили киевлян. Так, руководитель аппарата Киевской городской государственной администрации Владимир Бондаренко объяснил, что в 2010 году утверждался совсем другой проект театра, на него нашли меценатские средства. Но теперь концепция театра понятна лишь его автору. Олег Дроздов на критику в соцсетях попросил дождаться, когда с сооружения снимут чехлы, а затем делиться впечатлениями. Официальное открытие театра планируется на весну 2017 года.
P. S. Во время презентации обновленного фасада здания Театра на Подоле городской голова Киева Виталий Кличко подчеркнул, что архитектурный ансамбль Андреевского спуска должен быть сохранен. «Без учета мнения специалистов и согласования с общественностью, это здание не будет сдано в эксплуатацию. Нужно доработать внешний вид здания, чтобы оно не выбивалось из ансамбля домов на спуске, и должны быть учтены рекомендации градостроительного совета», — цитирует столичного мэра сайт КГГА.
КОММЕНТАРИЙ
«ИСТОРИЮ ЗДАНИЯ ДЛЯ НАШЕГО ТЕАТРА МОЖНО НАЗВАТЬ РОМАНОМ...»
Виталий МАЛАХОВ, художественный руководитель Театра на Подоле:
— Историю здания для нашего театра можно назвать романом, который начался еще в 1992-м, а реально строители начали забивать сваи в... 2004 г. Сейчас нам обещают, что через пять месяцев сдадут новое здание под ключ. Проект мне нравится. Напомню, что старый проект был выше почти на два метра. И когда сейчас говорят, что он закрывает часть горы, то я отмечу, что он стал ниже, чем планировался. Высота здания театра рассчитана на то, чтобы в нем смогли работать не только украинские, но и гастролеры — европейские театральные труппы.
Кстати, ранее планировалась реставрация театра по проекту 2006 года, однако в 2015 году нашелся меценат, и началась робота по новому проекту, и черного цвета на фасаде здания было столько же, сколько сейчас, но он должен закрыться какой-то лепниной. Меценатом было дано указание архитектору, что театр должен выделяться из архитектуры улицы, и большинство пожеланий Олег Дроздов (автор проекта, харьковский архитектор) выполнил. Могу только сказать всем, кто помогает, спасибо, что наконец наш театр получил новое и современное помещение. А разговоры о том, что компания «Рошен», которая является меценатом реконструкции, разместит магазин в здании Театра на Подоле, это неправда. В договоре четко прописано, что по завершении строительства «Рошен» не претендует ни на один квадратный метр.
В начале мая мы проведем «репетицию» открытия театра для СМИ, а 30 мая пригласим всех киевлян на официальное новоселье. К этой дате часть своего старого репертуара адаптируем к новой сцене, но я планирую постепенно обновить афишу и специально, используя технические мощности, презентовать новые спектакли. Кстати, наша малая сцена («Театральная гостиная») продолжит работать.