Алгоритм утверждения
Украиноцентризм как способ жизни![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20031104/4198-5-1_0.jpg)
Желая образно описать огромную роль того или иного города в украинской истории, иногда пишут что-то наподобие «в его славном прошлом, словно в капле воды, отражается весь путь Отчизны...» Часто такие утверждения страдают преувеличениями и слишком высокопарны. Но ведь есть такие уголки нашей земли, которые действительно достойны наивысших похвал.
Воистину яркий пример — город Каменец-Подольский на Хмельнитчине. За свою многовековую историю этот «Цветок на камне», украшение Подолья (по количеству памятников прошлого Каменец уступает разве что Львову) видел всякое: разрушительные набеги турок и татар, оставлявших после себя одни пожарища, карательные акции польских властей с теми же последствиями, «Великий сгон» населения на Левобережную Украину конца ХVII в., превративший этот край в пустыню... Здесь, в Старой крепости был казнен сын Богдана Хмельницкого, несчастный Юрий (1681 г.), мучился за решеткой украинский Робин Гуд Устим Кармалюк... Но было и другое: одним из первых в истории Украины Каменцу было дано Магдебургское право (1352 г.), а в ХХ веке, в 1918 году, именно здесь, во время, когда в городе находилось правительство УНР, великий украинец Иван Огиенко создал первое в независимой Украине высшее учебное заведение (ныне — Каменец-Подольский государственный университет).
История края или города ценна, в частности, еще и тем, что (при условии органичного развития нации в целом!) она, эта история, является прекрасной базой для отработки алгоритма утверждения, если хотите, алгоритма украинскости. Журналистам «Дня» было приятно ощутить, сколько союзников исповедуемого нами стиля мы увидели во время двухдневного визита в Каменец-Подольский.
Стало уже традицией, что во время встреч в студенческих аудиториях многих городов Украины звучало немало вопросов к главному редактору «Дня». Лариса Ившина поздравила преподавателей и студентов с 85-летием Каменец-Подольского университета и отметила, что «этот праздник — презентация тех идей, которые исповедуют подвижники, работающие здесь». Некоторые фрагменты выступления Ларисы Ившиной и ее ответы на вопросы аудитории мы приводим ниже.
«ЭЛИТА — ЕСТЬ. ОНА ЛИШЬ ТРЕБУЕТ ИНФРАСТРУКТУРЫ ДЛЯ ЕЕ ПРОЯВЛЕНИЯ»
Лариса ИВШИНА, главный редактор газеты «День»:
— Сегодня нет нужды агитировать общество и ставить ему задачи. Очевидно, в вузовской атмосфере должна вызреть другая постановка вопроса. Общество должно ставить задачи политикам и сформировать такую требовательную тональность, из которой они понимали бы себя как люди, нанятые на работу. Я убеждена, что и вы знаете немало таких людей. И мы, газетчики, путешествуя по Украине, убедились, что не правы те, кто говорит, что в Украине нет элиты. И я даже рискнула бы сказать, что в Украине есть своя аристократия. Только эта аристократия имеет не имущественное происхождение, это аристократия по уровню духовных запросов и тех моральных претензий, которые она выставляет к себе, в первую очередь, и которым учит других. Острожский университет, Каменец-Подольский университет, Киево-Могилянская академия — твердыни украинского духа. Элита в Украине нуждается в инфраструктуре для ее проявления. Мало сказать, что эта элита есть. Она должна быть на виду. Затребована, «проявлена» в обществе и во власти.
Вы стремитесь вернуть своему университету имя Ивана Ивановича Огиенко. Но не менее важно наполнить свою жизнь другим содержанием и, скажем, достичь высоких стандартов не только в образовательной работе, что и старается сделать ваш преподавательский коллектив, но и гражданским содержанием, как он мечтал.
Ежедневная современная двуязычная газета, а каждый вторник у нас выходит и англоязычный дайджест, — это довольно сложное дело для коллектива. Как в таких условиях газета сумела создать еще и двухтомник? Было время, когда газета занимала очень жесткую политическую позицию. У нас были на то основания, и я убеждена, что и общество могло бы сделать более радикальный шаг за годы независимости. Но мы оказались в меньшинстве, и нашу линию не поддержали на выборах 1999 года. Но не только в политике можно реализовать свое видение ситуации в государстве и быть полезным своему обществу. Мы старались больше работать с общественным мнением и вырабатывать такую точку зрения на историю, которая помогла бы нашим современникам разобраться в быстроизменяющейся жизни и строить свое будущее. Вот почему с 1999 года мы очень активно начали заниматься созданием страницы «История и «Я». В самом названии рубрики предполагалось, что мы будем активно вмешиваться в процесс; это не пассивное накопление исторических знаний, а их усвоение и выработка своей позиции, своего отношения. У вас есть невероятная роскошь общаться с такого класса мыслителями, как профессор вашего университета Валерий Степанович Степанков. Он сказал, что все события и факты истории украинские журналисты и историки должны анализировать с позиций украиноцентризма. Очевидно, что окружающий нас массив знаний мы должны качественно переосмыслить. «История и «Я» — это и была такая попытка с привлечением лучших историков, философов, культурологов.
История, как сказал мудрец Бернард Шоу, — «это витамин свободы» . И нашему такому невитаминизированному общественному организму, этого витамина надо дать очень сильную дозу. Историю в разных проявлениях — в виде популярных фильмов, книг.
Для построения современного государства у нас очень мало времени. Мы находимся в конкурентной среде. И все вызовы мы сможем выдержать лишь тогда, когда общество выработает, синтезирует как можно более качественную политическую и научную элиту.
Мы уже давно решили, что праздновать день рождения нужно конструктивно. Газеты должны демонстрировать то, что они производят. Мы же не пищевая фабрика; поэтому мы производим знания, и мы решили показать то, что мы производим. В прошлом году книга «Україна Incognita» разошлась за 4 месяца, стала бестселлером, поскольку для украинской книги при нашей общей «контузии» русскоязычным дешевым кичем — это в самом деле хороший показатель. В этом году мы ее переиздали. И я хочу еще сказать об этой книге, что она мне очень дорога, и вот сегодня ее представляет Сергей Махун — редактор отдела «История и «Я», в газете работает также Игорь Сюндюков. Они — организаторы процесса, а в самой книге вы увидите очень много известных в Украине имен, которые создавали этот своеобразный аналог современного учебника.
Книга «Дві Русі» — продолжение этой темы. Это непростые отношения Украины-Руси и Московского царства, нынешних Украины и России. Имея такую историческую кафедру и таких ученых, вы, очевидно, не понимаете своего счастья. Едва ли мы вам здесь откроем глаза даже на обычные вещи. Я могу сказать, что мы впервые поставили много проблем для массового читателя так, как их до того никто не ставил. В этой книге есть и работы Лины Васильевны Костенко, и Сергея Борисовича Крымского — наших духовных учителей. И я хочу, чтобы вы так же приобщились к этой аудитории читателей, друзей, авторов нашей газеты.
Анатолий ФИЛИНЮК, проректор КПГУ, кандидат исторических наук: Как историк, исследующий проблемы инкорпорации Украины в состав Российской империи, просмотрев ваши книги, я увидел, что вы привлекли работы очень известных ученых. Мы находим здесь среди авторов и Станислава Кульчицкого, и Тараса Гунчака, и Юрия Шаповала и многих других. Мне хотелось бы спросить вместе с нашими коллегами, какой концепции вы придерживались, готовя издание и приглашая в газету ученых и, второе, — какими принципами руководствовались при этом? Какой замысел у вас был?
— Разумеется, замысел очевиден, потому что книга «Україна Incognita» — это рассказ о той неизвестной Украине, о которой не знают не только за рубежом, а которую не знаем мы сами.
Мы поняли: свою страну мы не постигли — ни умом, ни душой; не «переварили», не почувствовали — она очень сложная, многообразная, необычайно богатая, абсолютно исключительная. Но нам нужно осознать ее историческую ценность. Она чрезвычайно многосмысловая. И я хотела, чтобы мы показывали неизвестное с абсолютно другой точки зрения.
Вот, например, статья «Третє сходження. «Незалежність держави є незалежністю особистостей, що її утворюють» — в самом ее названии первооснова самой концепции книги. «Україна Incognita» не только для мира, а «Україна Incognita» для своих граждан.
Мы с Евгением Кирилловичем и с моей хорошей подругой Ольгой Герасимюк ездили в Чигирин. Она написала очень душевный материал — «Кожен українець хоч раз повинен побувати в Чигирині». Украинец должен пройтись по тем улицам, где когда-то в гетманской столице сидели послы великих держав и ждали приема у Богдана Хмельницкого.
Мне хотелось бы, чтобы хотя бы одна из наших идей была услышана. Почему бы в лицеях, школах не разработать программу «Золотое кольцо». Чтобы ребенок с первого класса и до десятого посетил все самое ценное, что есть в Украине. Дети должны побывать в Моринцах, родном селе Шевченко, в Чигирине, Каменце, Каневе, Хотине, а также в Софии Киевской (где едва не построили зал для фитнеса). Они должны построить свою Украину из этих неисчерпаемых знаний, из нового ее образа. Для учителей и преподавателей это также должно стать очевидным.
ПРОБЛЕМА ТУЗЛЫ — ЭТО НЕРАЗВЯЗАННЫЕ УЗЛЫ НАШЕЙ ВНУТРЕННЕЙ ПОЛИТИКИ
Вячеслав МАДУДЯК, III курс исторического факультета: Не считаете ли вы, что проблемой украинского общества и власти в том числе является отсутствие националистов?
— Знаете, Вячеслав, я с вами абсолютно согласна. Современный национализм, который тире патриотизм, но активный, потому что есть такие патриоты «вообще». А есть люди, которые точно знают, как действовать. Такой «национализм» должен пронизывать и общество, и власть. Я понимаю национализм иначе — как активные действия, направленные на утверждение позиций твоей нации в мире не за счет других наций, а за счет нормальной, здоровой конкуренции.
— Ваше отношение к событиям вокруг острова Тузла?
— Всем романтикам скажу, что конфликт вокруг этого острова — это тревожный, довольно чувствительный вопрос; холодный душ на головы не только наших политиков, но и граждан. Мы — страна молодая, но украинцы — древняя нация, один из наиболее древних народов Европы. А вопрос неприкосновенности государственной границы на уровне подсознания очень болезненный как для украинцев, так и для любой нации. Сегодня эту ситуацию можно рассматривать как покушение на аннексию территории. Вы ведь помните, что Россия и США были гарантами нашей безопасности. Да, с Россией — понятно. Но услышали ли мы должную реакцию из Соединенных Штатов или Брюсселя? Не услышали. А тем, кто едет и собирает голоса за границами, нужно собирать голоса своего народа. И наш политбомонд оказался беспомощным. Когда мы искали экспертов, чтобы прояснить ситуацию, то наиболее разговорчивые куда-то подевались. А может, они подумали, что на самом деле уже власть меняется?
Валентина УЖИЦКАЯ, студентка исторического факультета: Как вы относитесь к Единому экономическому пространству?
— Я думаю, что экономисты бы на этот вопрос ответили лучше, но когда я размышляла над этой проблемой, то для себя решила: если это так выгодно, то почему, например, не агитируют Эстонию, Латвию. Почему использовались «аргументы», которые буквально через день рассыпались: было сказано, что газ для членов этого наднационального образования будет подаваться по внутренним российским ценам. Результат очевиден: бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Нам, во-первых, нужно достичь евростандартов, стать членом евроатлантического сообщества. Экономическое пространство — это, в первую очередь, политическое пространство. Эта ситуация выгодна для предвыборной ситуации в России.
Выпуск газеты №:
№198, (2003)Section
Акция «Дня»