Перейти к основному содержанию

Молодежь взрослеет скорее страны

19 мая, 00:00
Что для украинских студентов сейчас самое актуальное, как они решают свои проблемы, как воспринимают нынешние жизненные реалии? В рамках объявленного на страницах нашей газеты «Форума молодежи» («День», № 58 от 30.03.2001) мы провели анкетирование студентов различных факультетов Национального университета Киево- Могилянская академия. Опрос, разумеется, был не репрезентативным, на анкету отвечали все желающие, при этом им гарантировалась, при желании, полная анонимность.

На шесть заданных в нашей анкете вопросов: об образовании, работе, эмиграции, семье и браке, формах участия в политической жизни общества ответили 89 студентов. После обработки всех анкет мы получили, как нам кажется, весьма любопытное представление о взглядах и сегодняшних наиболее общих тенденциях развития студенческой среды.

СОВЕРШЕНСТВУ НЕТ ПРЕДЕЛА

То, что современному молодому человеку, желающему сделать успешную карьеру, необходимо качественное высшее образование, дающее глубокие теоретические знания и практический опыт, стало уже аксиомой. Поэтому первый вопрос нашей анкеты звучал следующим образом:

— Устраивает ли вас тот уровень образования, который вы сейчас получаете? Почему? Что, по вашему мнению, необходимо изменить в отечественной системе образования?

Утвердительно на этот вопрос ответили 63% опрошенных, отрицательно — 19%. Ответу «устраивает, но не совсем» отдали предпочтение 18% студентов Могилянки.

Среди ответивших положительно более половины подчеркнули, что их устраивает уровень образования, получаемый именно в НаУКМА. Они считают, что учатся в одном из лучших университетов Украины, в котором преподают на украинском языке, используется совершенная система поступления (тестирование, компьютерная проверка), принципы Либерал Артс (студент сам выбирает курсы, хотя и с учетом некоторых ограничений), отсутствует взяточничество. Кстати, именно взяточничество более половины опрошенных назвали главной проблемой отечественного высшего образования. Для борьбы с этим пороком студенты считают необходимым распространение системы поступления «как в Могилянке» на все вузы Украины, а также «применение жесточайших мер по отношению к коррумпированным чиновникам от образования и преподавателям».

Основной положительной чертой отечественной системы образования, по мнению студентов НаУКМА, является то, что оно «гибкое и дает толчок для дальнейшего развития личности», а среди других положительных черт они отметили высокую квалификацию преподавателей, высокий общетеоретический уровень подготовки.

В то же время студенты считают, что «нет потолка у совершенства», вследствие чего в анкетах содержится целый массив замечаний и предложений по усовершенствованию системы образования. Они касаются, в первую очередь, «отсутствия системности получения знаний, которая точно бы соответствовала выбранной специальности (знания — вразброс)», кроме этого «отсутствуют знания о реальном положении дел в обществе в разрезе конкретной профессии», «система образования все еще базируется на материалах конца 80-х годов», «не хватает той систематичности и фундаментальности, которые присущи европейской системе образования».

Среди изменений, которые, на студенческий взгляд, нужны нашей системе образования, чаще всего предлагаются следующие: привлечение практиков-специалистов к работе в вузах, чтобы, кроме теории, студенты могли набираться опыта практической работы; повышение уровня методики преподавания; более широкое распространение информационных технологий; издание качественных учебников; предоставление студентам возможности активно участвовать в составлении своего учебного плана, введение большего числа часов практики, чтобы получать опыт работы по специальности; проведение «деловых игр». Так, по мнению студента-политолога четвертого курса, «в отечественной системе образования необходимо совершить три шага: повысить уровень материального обеспечения, искоренить коррупцию, ввести инновации и открытость образовательной системы для обмена опытом».

Те, кого уровень образования не устраивает, аргументируют свою позицию низкими требованиями по ряду предметов, наличием принципа образования «не по способностям, а по кошельку», большой подачей «лишней или ненужной информации, в результате чего упускается важное или интересное», непрестижностью образования по техническим наукам, из-за чего уровень студентов не соответствует уровню преподавателей, а в гуманитарных науках, наоборот — существует нехватка хороших преподавательских кадров.

«СВОЕ ДЕЛО — САМ СЕБЕ ГОЛОВА»

Получив образование, молодой человек неизбежно задается вопросом — каким образом лучше всего (и с максимальной пользой для себя) применить свои знания? Поэтому нашим вторым вопросом был:

— Вы бы хотели иметь свое дело (бизнес) или быть высококвалифицированным наемным работником? Почему?

Идею собственного бизнеса поддержали более половины анкетируемых — 58%, серьезно подумывают о работе по найму 28%, а 12% склонны сперва присмотреться к тому, как работают другие, побыть какое-то время наемным работником с тем, чтобы в будущем основать свое дело. И только один человек (естественно, девушка) ответила, что хочет быть домохозяйкой (это, наверное, тоже показатель).

Обосновывают свое желание иметь собственный бизнес так:

— Конечно, свое дело. Это надежнее, если делать с умом. К тому же, можно поддержать экономику страны.

— Свое дело — сам себе голова.

— Есть возможность проявить себя творчески и быть относительно независимым.

В собственном бизнесе молодых людей привлекает возможность самостоятельно принимать решения и распоряжаться своим имуществом. Быть наемным работником — для них означает зависеть от кого-то, что в нашем государстве не всегда выгодно. Не последнюю роль играет и нежелание работать на других, а также подвергаться выговорам или другим методам наказания. Многие отмечают, что желание иметь свое дело связано с личностными качествами, в первую очередь — склонностью к лидерству.

А те, кто не чувствует в себе лидера, предпочитают быть наемными работниками. Характерные ответы таких студентов следующие:

— Я бы хотела быть наемным работником, потому что мои личностные качества больше соответствуют такой роли. Считаю, что я могла бы быть идеальной помощницей для руководителя, полностью при этом самореализуясь.

— Хочу быть квалифицированным наемным работником. Ответственности меньше и нервы бережешь.

Среди желающих быть квалифицированными наемными работниками значительный процент составляют представительницы женского пола: «Я женщина и на первое место ставлю свою семью, а если человек имеет свой бизнес, то для того, чтобы он приносил прибыль, надо ставить на первое место работу».

Некоторых сдерживает недостаток опыта и квалификации для открытия своего дела и, особенно, — неблагоприятные условия для развития бизнеса в Украине.

— Свое дело хотел бы иметь, но на данном этапе «дикого разгула фискалов и чиновничества» намного выгоднее быть высококвалифицированным наемным работником в солидной компании.

— Когда имеешь собственный бизнес, к более высоким доходам бесплатно прилагается «головная боль» от множества проблем... и неприятности от «воров по обе стороны закона».

Ряд наших респондентов еще не определились, отмечая, что в каждом из вариантов есть свои преимущества. Поэтому они предпочитают все-таки начать работать в чужой фирме, набраться опыта и уже затем открыть свое дело.

Для многих имеет существенное значение работа именно по полученной специальности, хотя они иметь возможность общаться со своими домашними. Поскольку жизнь женщины в Украине похожа на рабство».

«Я ЛЮБЛЮ УКРАИНУ И ВЕРЮ В НЕЕ»

Высокий, постоянно растущий уровень безработицы, особенно среди молодежи, ограниченные возможности работы по специальности, отсутствие условий для самореализации подталкивает молодежь к мысли об отъезде за границу на работу или постоянное место жительства. Как призналась одна студентка, для нее проблема собственного отъезда на данный момент самая актуальная. Выяснить общее отношение студентов к проблеме эмиграции должен был третий вопрос:

— В последнее время все больше молодых людей, в том числе молодых ученых и специалистов, уезжают работать за границу. Как вы относитесь к этому? Где бы вы лично хотели жить и работать? денцию к изгнанию людей, которые понимают общественные процессы». Вот один из наиболее характерных ответов: «Как ни грустно признавать, но в Украине недостаточно условий для развития потенциала высококлассных профессионалов. Поэтому ни в коем случае не осуждаю тех, кто выезжает за границу. Я же хочу жить и работать в Украине».

Некоторые из студентов не против совершенствовать знания и некоторое время поработать за рубежом, чтобы потом вернуться и работать на благо родного государства. Но большинство из них готовы вернуться в Украину, если «в нашем обществе стабилизируется экономическая и социальная ситуация».

Среди стран, в которые желали бы уехать работать нынешние студенты, чаще всего называются США, Канада, Германия, Англия, Швейцария. Реже — другие страны Европы: Швеция, Финляндия, Греция. Но встречается даже и такая экзотическая, как Непал.

И хотя патриотически настроенной молодежи менее половины от опрошенных, но именно с ними связано будущее Украины. И это они сами прекрасно понимают, о чем свидетельствуют их ответы.

— Учиться можно и за границей. Жить и работать только тут — из патриотизма и желания помочь.

— В Украине. Может, и парадоксально это звучит, но я люблю свою страну.

— Я негативно отношусь к эмиграции. Хочу работать в Украине, пусть даже и за меньшую плату.

— Я люблю Украину и верю в нее.

В то же время, молодые понимают, что «уехать за границу — это, конечно, хорошо, но кому ты там нужен? Там тебя никто не ждет. И для того, чтобы завоевать свое положение в обществе, надо приложить неимоверные усилия. Поэтому жить и работать тут, конечно, на хорошо оплачиваемой работе, не так уж плохо».

И абсолютное большинство опрошенных сходится во мнении, что для того, чтобы молодежь имела желание жить и работать в Украине, государству следует создать человеческие условия труда, а не указывать или мешать: «Люди должны видеть, что жизнь изменяется благодаря их работе».

Таким образом, ответы на данный вопрос лишний раз продемонстрировали, насколько серьезна для государства проблема сохранения специалистов, в первую очередь, молодых. опрошенных не прочь поучаствовать в политической жизни общества, но не видят для этого никаких реальных возможностей. «Очень много» возможностей существует лишь для 3%, а «небольшие» возможности — для 4% респондентов.

В то же время 9% ответивших считают свое участие в выборах и референдумах, а также в обсуждении законов на ТВ и в прессе вполне достаточным.

Связывают свою будущую работу с непосредственным участием в политических процессах в обществе 7%, при этом 5% видят себя профессиональными партийцами. Предполагают возможность своего вклада в политическую жизнь страны через общественные организации 4%, 6% допускают возможное участие в ней, а 3% придерживаются методики «малых дел». Показательно, что на борьбу с коррумпированностью и клановостью настроены только 3%, объясняя это тем, что «очень нелегко побороть клановость и коррумпированность политической элиты».

Среди реальных возможностей своего участия в политической жизни студенты назвали следующие: активность на выборах (при уверенности, что выборы проводятся честно!); сознательное отношение к выборам, для чего необходимо знание «политической кухни»; работу в секторе негосударственных некоммерческих организаций; стажировку в органах законодательной и исполнительной власти; работу в качестве аналитиков и политических маркетологов.

Однако велик процент и тех, кто либо не мечтает о политической карьере, либо вообще не хочет участвовать в политической жизни, либо прямо заявляет: «Политика — грязное дело, а я не хочу испачкаться. Будет лучше не лезть туда, если нет таланта бороться за лучший кусочек власти».

Но даже те, кто сейчас не видит возможностей для своего участия в политической жизни, не отвергают такого участия в будущем: «Возможно, когда-нибудь меня заинтересует политика настолько, чтобы заниматься ею. Для этого необходимы смелость и богатый жизненный опыт».

«ГРАЖДАНСКИЙ БРАК ДАЕТ СВОБОДУ ВЫБОРА»

Весьма интересными, в первую очередь для демографов, являются ответы студентов на пятый вопрос:

— Вы приверженец традиционной семьи или более свободно относитесь к возможным аль

Анонимный характер анкеты предопределил достаточную степень откровенности ответов на этот вопрос. Оказалось, что жить и работать за границей желают 40% (!) от числа опрошенных студентов. Патриотические настроения свойственны 48%, а еще 12% относятся к данной дилемме философски, не отрицая ни одного из вариантов.

Среди причин, которые понуждают думать об отъезде, студенты чаще всего называют невостребованность специалистов в нашей стране, невозможность честным путем добиться пристойного уровня жизни, трудность самореализации и даже «авторитарность общества, имеющего тени понимают, что сфера интеллектуального бизнеса в Украине недоразвита. И мало кто хочет работать в государственной структуре, поскольку не верят, что там можно уважать себя как профессионала, получая мизерную зарплату.

И один ответ, о котором мы уже упомянули, заслуживает того, чтобы привести его полностью: «Хотела бы быть домохозяйкой и

«ЧТОБЫ ЗАНИМАТЬСЯ ПОЛИТИКОЙ, НЕОБХОДИМЫ СМЕЛОСТЬ И БОГАТЫЙ ЖИЗНЕННЫЙ ОПЫТ»

В последнее время многие политологи отмечают возрастающую аполитичность молодежи. Участникам акции «Дня» мы задали вопрос:

— Какие вы видите реальные возможности для своего участия в политической жизни общества?

Тех, кто не хочет заниматься политикой и не интересуется ею, оказалось всего 12%. Однако 41% тернативам, например, гражданскому браку? Почему?

Почти половина ответивших на этот вопрос продемонстрировала отсутствие консерватизма во взглядах на семью и брак. 47% склонны если не состоять в гражданском браке, то по крайней мере, его декларировать. Число сторонников традиционных взглядов почти в два раза меньше — 29%, а еще 27% спокойно относятся и к тому, и к другому.

Однако даже среди тех, кто спокойно относится к гражданскому браку, большинство свою семью видят традиционной, объясняя это «традициями, которые идут от родителей».

Необходимость сохранения традиционной семьи отстаивается такими аргументами, как воспитание, моральность, исторические традиции. Вот наиболее интересные ответы.

— Я придерживаюсь традиционных взглядов на семью. Так воспитан.

— За традиционную систему семьи, потому что она опробована столетиями.

— Только традиционная семья. Семья — первичный источник моральности.

Гражданский брак многие считают нормальным, если в нем созданы условия для нормального психологического и эмоционального развития детей. «Главное — гармоническая атмосфера, а не форма. Официальный брак, однако, их не гарантирует» — мнение 19-летнего студента-социолога. Среди причин, по которым опрошенные считают гражданский брак приемлемым, чаще всего называют следующие: традиционная семья обычно закупоривает человеку мир; гражданский брак дает свободу выбора, что поддерживает постоянный интерес; чувствуешь себя более свободно — «живешь с человеком, пока его любишь, а потом расходишься без материальных претензий». Но, анализируя ответы, все-таки склоняешься к мысли, что основным побудительным мотивом гражданского брака для абсолютного большинства является нежелание (или неспособность?) принимать на себя официальные обязательства, связанные с ответственностью за свою семью.

Спокойно относятся к обоим видам брака в основном те, кто сначала хотел бы пожить в гражданском браке, а потом все же иметь традиционную семью. Спектр ответов, обосновывающих такую точку зрения, достаточно широк.

— Я бы хотела иметь традиционную семью, но перед официальным замужеством где-то год- полтора прожить с мужем-избранником.

— Традиционная семья необходима для воспитания детей. А если людям хорошо вместе, они могут жить и без печати в паспорте.

— Я приверженец традиционной семьи, когда появляются дети!!!

— Вполне нормально отношусь к гражданскому браку. Он доказал свою эффективность, но не должен затягиваться.

САМОРЕАЛИЗАЦИЯ — КЛЮЧ К УСПЕХУ В ЖИЗНИ

Шестой вопрос должен был выявить жизненные приоритеты в студенческой среде:

— Что для вас сейчас представляется самым важным: возможность получать высокую зарплату? Возможность самореализации (карьеры)? Возможность создать крепкую семью? Возможность улучшить качество жизни: хороший отдых, жилье, насыщенный и интересный досуг и т.д.?

В ответах на данный вопрос анкетируемые фактически изложили свое жизненное кредо. При этом емкому понятию самореализации отдали предпочтение большинство респондентов — на первое место его поставили 52% опрошенных, высокая зарплата главенствует у 27%, а по 7% отдают предпочтение, соответственно, крепкой семье, качеству жизни и «всему вместе». Из этого можно сделать вывод: либо молодым не свойственны меркантильные интересы (во что мало верится), либо (что более вероятно) они прекрасно понимают, что лишь самореализовавшись и проявив себя, можно рассчитывать на пристойную оплату своего труда.

Вот наиболее интересные ответы.

— Для меня самое главное — самореализация и семья.

— Возможность самореализации при наличии крепкой семьи и высокой зарплаты.

— Получать высокую зарплату. Я хочу поддерживать своих родителей и иметь материальную базу для создания семьи.

— Все важно, наименьшее значение — высокая зарплата.

И еще два, с нашей точки зрения, самых оригинальных ответа на вопрос о самом важном:

— Возможность прийти домой и абстрагироваться от внешних забот.

— Быть оптимистом.

P.S. «День» выражает благодарность редакции студенческой газеты НаУКМА «Колега» (http://www.kolega.kiev.ua), руководителю отдела связей с общественностью НаУКМА Ирине Белашко, а также нашему общественному эксперту, победителю конкурса «Общественный форум» Ирине Котик за помощь в проведении анкетирования.

КОММЕНТАРИЙ

Елена РОМАНОВСКАЯ, кандидат философских наук, доцент кафедры политологии и социологии НТУУ «КПИ»:

— В процессе возрождения украинской государственности, культуры, языка выросло новое поколение, исповедующее иные идеалы и взгляды, иное поведение, привязанности. Срез общественного мнения студентов сделал возможным выявить на эмпирическом уровне целый ряд противоречий, которые находятся на стыке «молодежь — вуз — общество». Анализируя причины этих противоречий (например, студенты говорят о необходимости узкой специализации и в то же время отмечают необходимость и недостатки фундаментальной подготовки; между желанием значительной части молодежи участвовать в политической жизни и возможностью реализации этого желания и т.д.), мы понимаем, что их корни идут из глубины прошлой тоталитарной системы и в современной Украине пока мало что реально сделано для эффективного их разрешения. Более того, проявляются новые противоречия между уровнем образовательной подготовки и возможностями самореализации в собственном деле именно в рамках национального пространства.

Ответы студентов дают возможность сделать вывод о том, что идет процесс переосмысления своего «я» в структуре социально-политических реалий. Молодежь осознает необходимость конкурировать, бороться за место «под солнцем», а не рассчитывать на патернализм государства.

Вселяет надежду наметившийся перелом в видении студентами своего будущего, которое они все больше связывают с Украиной. Это радует еще и потому, что НаУКМА и создавалась как центр подготовки новой украинской элиты, и таковым и является. Заметно, что столь популярное в 90-е годы в студенческой среде словосочетание «эта страна» практически вышло из употребления и постепенно превратилось в «нашу», в «мою Украину», что отражает новый уровень национального сознания. Надеемся, что этот процесс будет ускорен во времени.

Несмотря на то, что 41% опрошенных отметили желание участвовать в политической жизни общества, не следует обольщаться по этому поводу, так как надо учесть специфику гуманитарного вуза и небольшой массив опрошенных. Как показывает практика, большинство студенческой молодежи исключено из политико-творческого процесса, предпочитая позицию наблюдателя. По-видимому, несоответствие требований общества к политике и политикам, затянувшийся кризис проявляются в неприятии политики как закономерной деятельности, невидении усилий политиков, направленных на повышение жизненного тонуса всех социальных слоев украинского общества.

Данные опроса дают возможность определить шкалу ценностей, в которой одной из важнейших по-прежнему является семья. Заметно, что освобождение общества от тоталитарных оков привело к изменению традиционного видения семьи. Молодежь имеет право выбора различных форм семейных отношений, но в то же время часть ее не готова брать ответственность за семью.

Итак, можно говорить о том, что в наше общество сейчас входит новая генерация молодежи, которая пытается адаптироваться в новой социально- экономической и культурной системе и быть полезной ей.

Очевидно, главное для всех структур власти сейчас — не подавлять, а поощрять инициативу молодых, всячески способствовать тому, чтобы молодые люди могли скорейшим образом видеть реальные плоды своих рук и мозгов, чтобы в них все больше возрастала уверенность в собственных силах и силах своей страны идти в будущее.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать