Антоним
34-летний израильтянин Надав Лапид, режиссер «Синонимов», отмеченных «Золотым медведем» в Берлине в 2019, поступки героя своего третьего полнометражного фильма списал с собственной биографии. Так же, как и молодой израильтянин Йоав (Том Мерсье), Надав когда-то решил оборвать связи не только с собственной семьей, но и с Израилем, убежал в Париж, отказался говорить на иврите и начал строить для себя французскую идентичность.
Йоав сначала попадает в неприятную ситуацию — в буквальном смысле голый, без денег и вещей в незнакомом городе, потом — в сказку, его приютили молодые французские супруги, которые почти сразу влюбились в красавца-еврея. Последующее развитие сюжета о любви втроем превратило бы историю в полную банальность. К счастью, Лапид рассказывает совсем о другом.
Борьба протагониста за персональную самоидентификацию показана через ряд умело примененных драматургических и оптических приемов. Первое, что покупает Йоав — это словарь французского языка, словами из которого сыплет налево и направо, иногда совершенно некстати. Камера мчится с героем, часто будучи направленной просто в асфальт, потому что парень, выкрикивающий эти синонимы в парижскую мостовую, отказывается смотреть на городские красоты, пока не разыщет «сердце города». «Ты его можешь не найти» — замечает единственный французский друг, зажиточный красавчик Эмиль. Но герой Тома Мерсье как раз из тех, кому больше всех нужно. Он устраивается на работу в израильское посольство, но быстро вылетает, потому что относится к гостям учреждения как к людям, а это для охранника недопустимо. Он связывается с подпольной организацией еврейских мстителей, которые устраивают смертельные побоища с нацистами, но это тоже не его путь, потому что Йоав слишком хорошо знает миф о Гекторе — храбром античном воине, убитом еще более храбрым Ахиллом. Он слишком искренен, у него категорическое неприятие лицемерия и в Израиле, и во Франции — кстати, галльское ханжество Лапид показывает в чрезвычайно язвительных сценах курсов для мигрантов, где звучат наставления наподобие «Почему петух француз? Потому что он сильный, храбрый и рано встает».
Йоав обречен на одиночество в мире сплошных синонимов и фигур умолчания, на конфликт по всем азимутам, на отчаянный стук в закрытые двери. У Надава получилось повествование столь же смешное, сколь и пронзительное. И, безусловно, провокационное, тем более для украинской аудитории — потому что наш поиск идентичности еще не завершен.
***
Синонимы / Synonymes (2019, Германия-Израиль-Франция, 123`), режиссура: Надав Лапид, сценарий: Надав Лапид, Хаим Лапид, оператор: Шай Голдман, в ролях: Том Мерсье, Кантен Дольмер, Луиза Шевилотт, Гаэль Раес, Джонатан Будина, производство: SBS Films, Pie Films, Arte France Cinéma.
Section
Арт-хауc c Дмитрием Десятериком