Перейти к основному содержанию

Мундир

03 декабря, 19:05

«Второстепенные люди» - едва ли не наиболее эксцентричный фильм Муратовой. Попробуем разобрать один эпизод, в котором абсурд этой черной комедии достигает своего максимума.

***

На берегу моря, в белом довоенном “Опеле” с откидным верхом происходит ссора. Тучный господин (Жан Даниэль) уговаривает своего охранника Алексея (Николай Седнев) взять пистолет, открыть багажник и застрелить того, кто там лежит. Потому что тот, в багажнике -

“это тварь, это скотина, урод, самая гнусная, самая отвратительная, самая жуткая тварь. Я с ним пять лет проработал в школе, между прочим. Он преподавал физкультуру, а я преподавал русский и литературу. Боже, что он творил с бедными девочками! Он их лапал, он их сажал на кольца, на перекладины. Я это все сам видел, сам! Боже, у него еще были шашни с директрисой! Ты знаешь, какое у него было расписание? Урок – окно, урок – окно, урок – окно, урок – окно, урок – окно, урок – окно, урок – окно, урок – окно, урок – окно, урок – окно… Это разве жизнь? Утром в 8 прихожу, в 8 ухожу домой. Поужинал, проверил тетради, все! Никакой жизни, ни кино, ни театра, никаких я же интеллигентный человек, я учитель, я же должен быть в курсе событий. А что он, физкультурник? 4 часа отработал – свободен. Скажи мне, на хрена ему столько времени? А как он на меня смотрел? Как на какую-то молекулу. А представь себе: идет урок, открывается дверь, и его харя, и он мне говорит: Жирный ты мне нужен. Я не мог, я не мог, я не мог вынести этот абсурд. Я филолог, а какой-то физик… кретин, дебил... физкультурник!.. должен следить за моей жизнью и распоряжаться моим временем. Я считаю, что каждый физкультурник должен знать одно: свою перекладину, и все! Вот скажи: и после этого ты мне будешь говорить, что такой человек имеет право на жизнь? Да убить его надо, как гадину”.

Понять, каков Буль на самом деле, исходя из этого панического описания, нелегко. Наиболее запоминается сомнамбулическое “урок - окно, урок - окно”, которое бормочет себе под нос “Жирный”, впадая в легкий транс. Буль время от времени напоминает о себе сильными ударами изнутри. А когда крышку наконец открывают, то вместо атлетичного головореза находят там рыжеволосого субъекта средних лет и среднего телосложения, связанного, с театрально белым лицом, с цветастым галстуком вместо кляпа во рту. Одет он в странный черный мундир. Убийство все-таки состоялось. Монструозный Буль задохнулся в багажнике кинематографичной машины. Преподаватель русского языка и литературы замучил учителя физкультуры.

Комический эффект в этой части “Второстепенных людей” создается несоответствием внешнего вида исполнителя и того, что говорит он или говорят о нем. Болтливого толстяка-вегетарианца, что блестит серьгой в правом ухе и откликается на заимствованное у актера имя Жан, трудно представить себе учителем литературы, тем паче криминальным авторитетом. Что до Буля, то впечатляют не блекло-рыжие волосы и несерьезная набеленная физиономия, а его одежда.

Мертвецов, настоящих или воображаемых, в фильме немало: вначале агонизирующий больной, которого не сумел спасти доктор (Сергей Четвертков), потом брат-близнец Алексея, Василий, оцепеневший после внезапного столкновения с тем же доктором; расчлененная женщина, про которую сообщает суровая участковый инспектор в недостроенном особняке Жана; Миледи из советских “Трех мушкетеров”, кричащая перед казнью голосом Маргариты Терехиной. Одни удалены из истории, другие обречены на воскрешение; лишь Буль обладает наиполнейшим набором доказательств и смерти, и того, что было до нее.

Мундир с погонами, шевроном, серебряными пуговицами, сверкающим поясом – и есть Буль. Это – его возражение на слова “Жирного”, его оправдание, а также то, что можно назвать его, Буля, душою. Мундир тождествен обнаженности многочисленных муратовских эксгибиционистов как единственный способ показать себя в нескольких кадрах, которые  восстанавливают существование любого образа, просто анимируя его. Неважно, был ли тщеславным, либо физкультурником, либо бандитом, - главное, что был, мундиром смерть поправ. Не грех над ним и поплакать.

Бедный, бедный одетый Буль.

________________

Второстепенные люди (2000, Украина, 107`) режиссура: Кира Муратова, сценарий: Сергей Четвертков при  участии Киры Муратовой и Евгения Голубенко, оператор: Геннадий Карюк, актеры: Наталья Бузько, Сергей Четвертков, Николай Седнев, Жан Даниэль, Филипп Панов, производство: Одесская киностудия художественных фильмов и творческо-производственная кинотелевидеостудия “Одиссей”.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать