Бесконечный поединок
Конфликт Минздрава и НМУ имени А. А. Богомольца еще больше запутала прокурорская проверка судебных решений в пользу Екатерины Амосовой
С 23 апреля Валерий Запорожан отстранен от исполнения служебных обязанностей ректора Одесского национального медицинского университета. Соответствующий приказ подписали в Министерстве здравоохранения. Экс-ректора подозревают в коррупции, пока этот вопрос изучает Приморский районный суд Одессы.
Слышали ли вы о скандальных заявлениях по этому поводу от уволенного ректора, забастовках студентов или возмущенных комментариях преподавателей? Ситуация в одесском медицинском вузе решается довольно тихо, в отличие от того, что переживает в настоящее время Национальный медицинский университет имени А. А. Богомольца в Киеве. Последние месяцы его буквально «штормит». «День» писал, как в вузе после срыва лицензионного экзамена «Шаг 1. Стоматология» начала проверку специальная комиссия Минздрава. В итоге конкретных результатов комиссия не объявила, но при открытых и публичных заслушиваниях отчетов руководителей всех медицинских высших учебных заведений министерство приняло решение о досрочном расторжении контракта с ректором НМУ Екатериной Амосовой. Ее работу за год признали неудовлетворительной, это и стало официальной причиной для расторжения контракта.
СУДЕБНЫЕ СТОЛКНОВЕНИЯ
Приказ об увольнении с должности Амосовой Минздрав опубликовало 16 апреля. В этот же день Апелляционный административный суд Киева подтвердил незаконность ее отстранения от исполнения обязанностей ректора в период проверки Минздрава. А пани Екатерина заявила, что подала очередной иск о восстановлении в должности ректора, поскольку увольнять ее имеет право только трудовой коллектив, а не единолично Минздрав.
В промежутке между этими судебными перипетиями Минздрав объявил о конкурсе на замещение должности ректора НМУ имени А. А. Богомольца. На сайте НМУ сразу появилась информация, что суд восстановил в должности Екатерину Амосову. Логично, что никакие выборы не имеют смысла. Однако пани Екатерина публично объяснила, что это заявление является фейковым: «Эта информация не соответствует действительности. Да, действительно, на следующий день после увольнения я подала иск в Минздрав о восстановлении меня в должности ректора, поскольку считаю свое увольнение незаконным. Суд мое ходатайство удовлетворил и своим постановлением запретил Минздраву назначать такие незаконные выборы».
27 апреля на сайте Минздрава появилось свежее заявление, что прокуратура города Киева начала досудебное расследование возможного подлога постановления столичного Окружного административного суда об обеспечении иска Екатерины Амосовой в Министерство здравоохранения. Уволенного ректора подозревают в подделке судебного решения о ее восстановлении в должности, в то время как в НМУ продолжалась проверка Минздрава, а на его период пани Катерину отстранили от исполнения ректорских обязанностей.
«10 апреля в ряде СМИ появилась неправдивая информация о повторном восстановлении Екатерины Амосовой в должности ректора и запрете проводить проверку НМУ имени Богомольца, — напомнили в пресс-службе Минздрава. — Хотя постановление официально не поступало, Минздрав подал апелляционную жалобу в пределах сроков обжалования. Суд рассмотрел эту жалобу и установил, что упомянутое постановление судом не выносилось. То есть суд не восстанавливал Екатерину Амосову в должности ректора и не запрещал проводить проверку НМУ имени Богомольца».
СТУДЕНТЫ — ЗА КАЧЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Как и раньше, так и сейчас обществу сложно понять, кто играет честно: Минздрав или Екатерина Амосова. Стороны конфликта так же аргументируют свои решения со ссылкой на законы и решения судов. Только Амосова считает всю эту историю рейдерским захватом университета, который усиливается манипуляциями общественного мнения и давлением на суд. А вот чего на самом деле хочет министерство — понять невозможно.
Все это время университет работает и барахтается в нерешенных проблемах. Не только репутационных и имиджевых. Вот о чем пишут участники Движения за качественное медицинское образование в Facebook, комментируя решение Минздрава о выборах нового ректора НМУ: «Чего мы ожидаем от нового ректора: его администрация не будет навязывать своих псевдолидеров студенческой общине; премиями награждать за успехи в учебе, а не за службу интересам администрации; в книгу почета заносить тех, кого уважает студенческая община, а не освистывает; всем равные права, ведь почему студент не получает стипендию, если не сдал с первого раза, а председатель студпарламента пересдает все и ему отдельным приказом назначают стипендию, почему каждый, кто не поддерживает действия ректора и его сторонников, превращается в «лжестудента» или «купленного»? Только при таких условиях возможно формирование сознательной, свободной общины, представители которой будут развивать свой университет и медицину страны в целом».
ТРИ ВАРИАНТА РЕШЕНИЯ
Весь этот клубок должна была бы распутывать либо Екатерина Амосова, законно восстановившись в должности, либо новый человек, который победит на выборах. Пока оба варианта расплывчатые. «Поставить точку в этой истории могут представители правоохранительной системы, в первую очередь Министерство внутренних дел, прокуратура, Государственная финансовая инспекция, которая проверяет университеты на наличие нецелевого использования средств, — считает Светлана Благодетелева-Вовк, председатель совета общественной организации «Точка роста: образование и наука». — Эти три органа могут довести ситуацию до логического завершения, поскольку существует большое количество документов о злоупотреблениях пани Екатерины на своей должности. Мне кажется странным, почему только Минздрав выступает против экс-ректора. В принципе, формулировки, которые приводит Минздрав, связаны с организационной деятельностью. А это можно оспаривать в судах бесконечно. Когда начиналась эта история, не было понятно, почему Минздрав не опирался на материалы открытых уголовных производств и результатов аудиторских заключений в отношении пани Екатерины. Либо Минздрав изменит тактику, и мы увидим как раз привлечение силовых структур к решению этой проблемы, либо же ситуация будет продолжаться в таком же русле. Предполагаемый третий выход из ситуации, который запускает пани Амосова через своих представителей в политической тусовке, это, собственно, давление по устранению Ульяны Супрун с должности и. о. министра здравоохранения».
Все эти варианты могут растянуться во времени, последствия чего ощутит на себе университет. «Это потеря репутации, потеря качества, потому что все ответственные лица привлечены к конфликту. И, конечно, это создание условий для нового кризиса в высшем образовании, который и так продолжается, — подчеркивает Светлана Благодетелева-Вовк. — Минздрав контролирует выделение какой-то части средств на финансирование НМУ. Если через суд восстановят Амосову, возможно, объем этих средств будет уменьшаться. То есть существует много возможностей влияния на ситуацию с разных сторон. Чтобы убрать Амосову, нужны сильные аргументы, а поскольку эти сильные аргументы не были предъявлены, то ситуация будет такой, как и сейчас».
КАК ОЗДОРОВИТЬ УНИВЕРСИТЕТ
Отстраненная от должности ректор так или иначе находится на вершине всего механизма, действующего в НМУ. По мнению Светланы, увольнение одного человека ничего не даст, нужно оздоравливать весь университет. В частности, Минздрав должен ввести там кризисную администрацию. Такая попытка была, когда после отстранения от должности Екатерины Амосовой на ее место министерство назначило сотрудника одной из кафедр Михаила Захараша. Но такой вариант не понял ни трудовой коллектив, ни студенчество, ни экспертное сообщество. «Проблема еще и в том, что внутри самого коллектива существует большое сопротивление справедливым решениям, — отмечает Светлана Благодетелева-Вовк. — Например, когда мы разоблачили в плагиате профессора НМУ Александра Волосовца, ученый совет рассматривал его назначение на должность заведующего кафедрой педиатрии №2. Я сказала членам ученого совета — если проголосуете «за», поддержите академически недобросовестного человека. Тем не менее, 84% проголосовали за него. То есть ситуация не касается исключительно пани Амосовой. Она как человек, который возглавляет университет, — лишь верхушка. Конечно, она важна, потому что в ее руках финансирование, она выстраивает иерархию обратных связей. Это проблема качества коллектива НМУ. Действительно, люди, которые поддерживают академически нечестных, сами являются таковыми. Ведь постоянно на слуху скандалы со взятками, непосещением пар преподавателями. Чтобы оздоровить коллектив НМУ, нужна политическая воля, действие правоохранительных органов, а дальше — поиск качественных кадров».
«ЭТОТ КОНФЛИКТ НАНОСИТ ОГРОМНЫЙ УЩЕРБ УНИВЕРСИТЕТУ»
Несмотря на это поддержка Екатерины Амосовой довольно сильная. На ее стороне часть студентов, коллеги, свое доверие выразили члены наблюдательного совета НМУ имени
А. А. Богомольца. И само имя ученого, дочери легендарного врача Николая Амосова перевешивает чашу весов в сторону руководительницы университета. Как отметил «Дню» Юрий Щербак, писатель и дипломат, председатель наблюдательного совета НМУ, Минздрав должен тщательно разобраться в ситуации, признать свои ошибки и дать учреждению высшего образования нормально работать. «В советское время было довольно непросто выгнать человека с работы, были законы, которые его защищали. Думаю, что это было правильно, иначе был бы произвол на каждом шагу, хотя он и так был, — подчеркивает Юрий Щербак. — Заметьте, что Центр тестирования Минздрава был основан во времена Януковича. Сама организация этой конторы по сбору денег противоречила принципам Минздрава — не решать материальные дела. Во-вторых, существует градация вины должностного лица: сначала делают замечания, затем выносится выговор, потом выговор с занесением в личное дело и только потом — увольнение с должности. В данном случае Минздрав издал приказ, не корректируя его с Минобразования, хотя университет подчинен обоим учреждениям». «Я сегодня (27 апреля — Ред.) узнал, что суд не может найти решение о восстановлении Екатерины Амосовой в должности, — продолжает председатель наблюдательного совета НМУ имени А. А. Богомольца. — Но посмотрите, что происходит на самом деле: молодая, способная, перспективная профессор, выдающийся специалист в области кардиологии, которую назначают ректором, начинает проводить реформы. Конечно, есть недостатки, существует сопротивление, но начинаются очень позитивные изменения. И вдруг на втором году работы, хотя контракт с Министерством заключен на семь лет, ее незамедлительно выгоняют. Так не делается по-государственному. Я считаю, что Минздрав продолжает свою практику — беззаконную, неправовую, основанную на личной неприязни. Этот конфликт наносит огромный ущерб университету. Я встречался со студентами, они рассказывали, что поверили ректору Амосовой, пошли за ней и спрашивали, что делать? Я не могу им советовать какие-то радикальные меры, я посоветовал провести какой-нибудь опрос, сколько студентов поддерживает Амосову, и придерживаться своей позиции. Я убежден: пани Екатерина победит, а Минздрав поймет свою ошибку».