Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Какой же он на самом деле - райский уголок Украины

11 декабря, 14:39

Меня часто спрашивают: «А что происходит у вас на Закарпатье Что люди говорят, какую власть хотят?». Иногда непросто ответить на эти вопросы, поскольку ты родом из беззаботной Свалявщины, где эти вопросы нивелируются под влиянием общего состояния у людей. Конечно, жители Берегова, Виноградова и других приграничных населенных пунктов могут ответить куда интереснее, ведь у них другая жизнь, другие заботы, другие гражданства. Когда попадаешь туда, всегда возникает сомнение, что это вообще Украина. Когда заходишь за водой в ближайший магазин с привычным украинским названием, тебе чаще всего скажут: «Jó napot. Nem értem az ukránokat», а табличка при въезде в город будет чаще всего иноязычно-украинской, наполовину.

Однажды ехала в электричке эконом-класса во Львов вместе с мужчинами, которые там имеют кратковременную работу на путях. Немного неопрятные, немного замученные, немного в отчаянии... Некоторые много говорили, жаловались на маленькую зарплату. Другие безразлично клевали носом под окном. Основная тема разговоров - политика, а также планы заработать деньги на польскую рабочую визу, чтобы потом за более высокую плату работать в Чехии. Слово за слово, и я осмелилась спросить, хотят ли они в Венгрию и как на это смотрят. «Вы знаете, когда я спрашиваю об этом у украинского венгра, он это легко аргументирует. Ведь, во-первых, многие пользуются грантовыми средствами для открытия малого и среднего бизнеса, которые инвестируют венгры. Во-вторых, обязательно какой-то их дед или прадед был мадьяром, о чем неоднократно может напомнить украинцам и сам венгр. В-третьих, приехав многодетной семьей в Венгрию, вы получаете большую финансовую помощь. Ведь от Украины мы никогда не дождемся такой помощи, как от Венгрии», - объяснил мужчина. И тут я то соглашалась, то пыталась сама себе доказать, что это не так, рассказывая о людях, которых встретила в Киеве во время летней практики в газете «День». О той работе, которую они делают, о титанических усилиях и о самом важном - их вере. Показала «Котел» и объясняла, что вот здесь правда и если эти люди верят, то мы тоже должны это делать... Он кивнул мне головой, чтобы не обидеть, но, вероятно, думал иначе.

Второе, на что хочется обратить внимание, - это место заработка. Если посмотреть на развитие рынка труда Закарпатья, то, по статистике, уровень занятости - 500 тыс. человек из 1 млн 200 тыс. населения. Преимущественно это учителя, медики, сфера обслуживания, службы безопасности и т.д. Что делают остальные? Нет, не бездельничают. Они очень хорошо обеспечивают свои семьи и имеют хорошие иномарки на словацких номерах. Вопрос - как? Очень просто. Если ты лицо мужского пола и не имеешь собственного бизнеса дома - делай визу и езжай за своими тысячами долларов в другую страну, в основном на строительство. Конечно, эта тенденция просматривается не только на Закарпатье, но здесь она зарождалась и охватила почти все семьи. Это очень хорошо видно, когда приедешь в любое закарпатское село, которое славится не только своими минеральными водами, живописной природой или суперсанаториями. Это еще хорошие, ухоженные дома, развитая сфера обслуживания, ночные клубы и рестораны, которые вполне могут составить конкуренцию местным. И в этом вы также сможете рассмотреть менталитет закарпатцев. Если у соседа пошло что-то лучше, у вас обязательно должно быть так, чтобы это лучше стало хуже. И эта борьба мешает многим найти время и средства для себя, для отдыха, для того, чтобы увидеть мир, а не слепо говорить о том, что «у нас здесь рай на земле, и нигде нет лучше».

Ассимиляция с соседними странами происходит очень быстро, и молодежь только и мечтает о том, чтобы бежать из малоперспективной страны за лучшей долей. Все меньше процент тех, кто идет получать высшее образование. Аргументация есть - «зачем я буду сидеть у родителей на шее четыре года, если потом все равно придется ехать. За три тысячи в месяц моя семья жить не будет». Есть множество примеров, когда парни пытались остаться возле своей семьи, заработать здесь денег и жить, как привыкли. Но нет, большинство сдаются, аргументируя тем же, что и первые. Отсюда вытекает другая проблема - наличие отца в семье, а мужа - у жены. Представьте себе случай, когда, приехав из шестимесячной командировки и подойдя к своему трехлетнему сыну, слышишь: «М-а-а-ам, а что это за дядя?». Вот вам и деньги, вот вам и перспективы.

И все же надо помнить, что такие настроения господствуют не везде, не все мужчины едут за границу и не всем безразлично то, что дома. Здесь есть славные украинские традиции, красивая, своеобразная речь, которая присуща каждому региону Украины, может, более специфичная, но очень интересная. Пожалуй, стоит вообще создать закарпатско-украинский словарь, чтобы показать эту многогранность. Конечно, много слов из венгерского, чешского и румынского языков, но есть и из польского, и русского. Это как смесь всего и сразу, но все равно - это Украина, где висит украинский флаг и поют украинские песни. Я уверена, что каждый, кто приезжал сюда, почувствовал на себе это гостеприимство, отведал бограч, кулеш, брынзу и пикницу с салом. Это уникальный край, который только обогащает культуру страны и никак не противоречит «украинскому». В какой-то степени это Украина Incognita, туристический рай и просто замечательное место на земле.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать