Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Каталонский кризис: общее и отличное

02 октября, 14:02

1 октября, когда Украина праздновала День работников образования, весь мир наблюдал за событиями в Испании. Правительство Каталонии проводило референдум, на который был вынесен один единственный вопрос: «Хотите ли вы, чтобы Каталония стала независимым государством с республиканской формой правления?».

Очень многие люди начали проводить параллель с событиями в Украине, где сначала был проведен нелегитимный референдум в Крыму, а потом — на Донбассе. Особенно активизировались российские СМИ и представители «ЛНР/ДНР», которые откровенно осудили Мадрид, сравнив его с «киевской хунтой». Украинский журналист Денис Казанский, который сам родом из Донецка, по этому поводу написал в Facebook: «Во-первых, Каталонию в данном случае скорее уместно сравнивать с Украиной, а Испанию — с РФ. Каталонцев в Испании также долго не признавали отдельной нацией, а каталанский язык — самостоятельным языком, так как его словарная близость с испанским составляет около 85%. А во-вторых, АТО на Донбассе началось после того, как сторонники «Л/ДНР» стали калечить и убивать сторонников Украины. В Испании ничего подобного не происходит. В Барселоне живет множество людей, которые не хотят отделяться от Испании. Эти люди спокойно выходили на улицы, на свои митинги, и никто их не трогал. У них тоже есть право решать судьбу региона, в котором они живут, и каталонцы это право не оспаривают». В отличие от «русской весны» 2014 года, в Испании происходит более цивилизованный процесс, и никакие «зеленые человечки» воинские части ВС Испании не захватывают.

Эксперт российского общественно-политического издания «Новая газета» Александр Минеев наоборот считает, что каталонский проект имеет много общего с «новоросским»: «Крымский и каталонский референдумы роднит прежде всего то, что оба они незаконны, потому что противоречат Конституции стран, из которых выходят регионы, потому что им не предшествовала нормальная агитационная кампания с участием тех, кто «за» и кто «против». И там, и там — присутствие посторонних силовиков. Но если в Крыму это были «вежливые люди» без опознавательных знаков, которые прикрывали народное волеизъявление в пользу выхода региона из страны, то в Каталонии испанская гражданская гвардия находится с ясным приказом предотвратить голосование». Однако стоит отметить, что парламент автономного сообщества 6 сентября принял закон о референдуме, который и предусматривает одностороннее отделение от Испании. Другое дело, что испанский Конституционный суд заблокировал этот закон с целью отсрочить волеизъявление граждан.

Еще в XIX веке в Каталонии началось движение за независимость, была сформирована идея каталонского национализма — Elcatalanisme. С 2006 г. Каталония является одной из самых самостоятельных автономий в Евросоюзе. Каталанский язык в регионе имеет статус официального. Так являються ли эти сегодняшние события профанацией или инспирацией Кремля, например? Вряд ли.

По мнению журналиста Виталия Портникова, «то, что происходит с этой испанской провинцией — свидетельство серьезных проблем в ЕС. Само существование ЕС помогло решить многие казавшиеся вечными споры и «склеить» разделенные между разными странами регионы, где проживают одни и те же народы — вспомним, для примера австрийский и итальянский Тироль. Но одновременно появление ЕС позволяет задаться вопросом: а нужно ли мне национальное правительство, которое я считаю «чужим», если у меня уже есть бюрократия в Брюсселе? Зачем Барселоне общаться с Брюсселем через Мадрид?». Таким образом, мы видим, как над Европейским союзом, который уже давно расширился из экономической в экономико-политико-идеологическую плоскость, нависла новая угроза конфронтации, которую будет не так уж легко уладить.

Ошибкой Мадрида стало то, что он решил разогнать референдум силовым методом, нарушая конституционное право граждан на волеизъявление. Шотландский референдум 2014 года — яркий пример того, как можно безболезненно обойти острые углы. Британские власти разрешили провести референдум, где 55% жителей Шотландии оказались против выхода из Королевства. Даже если бы референдум в Каталонии прошел иначе, тогда стоило бы задействовать правовые рычаги воздействия, а не стрелять резиновыми пулями в собственных граждан. По данным AFP, от столкновений пострадали более 800 человек. Мировые политики и Папа Римский осудили насилие правоохранителей относительно участников референдума.

В свое время, когда ОУН-УПА боролись за создание Украинского Соборного Самостоятельного Государства, с точки зрения СССР они были сепаратистами, ведь государства «Украина» не геополитической карте мира не существовало, была только историософская традиция. Однако украинская нация имела право на самоопределение, обоснованное и совершенное, которым и воспользовалась в 1991 году. Исторический процесс невозможно обойти строной, ведь каталонцы боролись за независимость, когда не существовало ни ЕС, ни НАТО, ни даже консолидированной Испании, поэтому вопрос политической субъектности сегодня так остро встал в пиренейском регионе.

Когда дискуссия опять-таки идет о сравнении событий на Донбассе и в Каталонии, то можно выделить пять основных тезисов, почему эти события абсолютно разные: а) референдумам в Крыму и Донбассе предшествовала революция; б) Президента в стране не было; в) закона о референдуме не было; г) «враг у ворот» украинской границы; д) отсутствие политико-экономико-исторических предпосылок к отделению. Правительство Испании теперь имеет серьезный вызов, ведь на 3 октября, по словам каталонского лидера Жорди Куйшара, планируется всеобщая забастовка, а это уже чревато экономическим коллапсом всей Испании.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать