Мое поколение не пишет письма
И даже больше: мы даже не знаем адресов наших любимых и друзей ...
Facebook — это моя любовь! Благодаря этой социальной сети я вот уже 4 месяца гиперпроинформована обо всем на свете. Так было и в понедельник утром, когда FB любезно напомнил о Международном дне почты. Сначала я как-то не придала этому значения, а вот когда шумность начала недели где-то в середине дня прошла, я заностальгировала ... По чем? По ненаписанным и тем, которые никогда не будут написаны письмам.
А все потому, что мне, пожалуй, настоящих писем и не писали, так как уже в 1-2 классе мое поколение начало пользоваться компьютерами и мобильными телефонами. И все общение начало сводиться к нецелесообразности ждать письмо неделю-другую, если есть электронный ящик и социальные сети.
Письмами, которые я написала, были письма поздравления с днем 8 Марта матери и бабушке. У них есть тот трепет письма, но нет шарма от самого факта пересылки и ожидания.
Письмами, которые мне писали, было письмо от бабушки, с которой, по определенным обстоятельствам, мы никогда не виделись. Но все это было в детстве, тогда, когда еще не понимаешь всю романтику переписки.
Все мои «конфетно-букетные» периоды (позволю себе процитировать пана Виталия Михалевского) начинались в социальных сетях, и кроме коротких сообщений и, в случае интеллигентности кавалера, стихов в память о любовных похождениях ничего «живого» не оставалось! Что уже и говорить о письмах подругам...
На Львовском форуме издателей я, благодаря «Укрпошті» отправила первые в сознательном возрасте открытки подругам. Не могу передать то, с каким вдохновением я писала пожелания любимым подругам. И вот, спустя две недели, эти взаимные открытки наконец-то добрались до наших всегда пустых почтовых ящиков. И знаете, эти пожелания на открытках «Укрпошти» вызвали больше радости, чем сообщения в соцсеть. А все потому, что это для нас что-то слишком необычное и нетрадиционное.
Согласитесь, что для людей старшего поколения переписка — неотъемлемая часть их прошлого. Шло это письмо долго-долго, но люди общались чаще, чем мы сейчас. В письмах прошлого в любви признавались и ждали ответа, договаривались о встречах и приходили, рассказывали обо всем, вкладывая в конверт все новые и новые листы, исписанной чернилами, пахучей бумаги. А адресат письма терпеливо ждал этого заветного конверта, каждый раз заглядывая в свой почтовый ящик.
В моей семье до сих пор сохранился отголосок переписки — в форме записок, которые мы пишем в случае важности послания, которое нет возможности сказать лично. Самы милым в этом является не сам факт записки, а подпись, которая всегда содержит уменьшительно-ласкательную форму ее автора.
Сейчас письма стали частью туристически-музейных ритуалов, ведь из большинства известных мест есть возможность отправить открытку в любую точку мира или наоборот. К примеру, музей-усадьба М. Булгакова в Киеве или ресторан «Пошта на Друкарській» во Львове, откуда, подписанную открытку можно послать по любому адресу, или дом Джульетты Капулетти в Вероне, куда можно отправить свое письмо с амурными переживаниями и даже получить ответ!
Если вы все же хотите написать письмо, но не знаете, как, то вот вам и примеры от украинских людей искусства, которые превратили эпистолярий в искусство!
Василий Симоненко своей жене:
«Моя маленькая девочка!
Если бы ты знала, как я ждал от тебя хоть какой-нибудь весточки. Честное слово, ходил как помешанный. Было обидно и больно, что ты относишься ко всему с таким олимпийским спокойствием. Молчишь, как воды в рот набрала. Из-за тебя едва не завалил экзамены. Верю и знаю, что все это не случайно и не временно. Потому что такие девушки, как ты, во второй раз не встречаются. Лишь ты была умной и не выкидывала никаких коников — будет у нас все очень хорошо. Я люблю тебя. Может быть, тебе надоело это слушать, но это правда. То, что Саша пишет тебе письма, это его дело. Пусть пишет на здоровье. На то его и грамоте учили.
До свидания.
Подожди. Целую еще раз (только один раз). Не сердись и жди.
Твой Васька».
13.02.1957
Из письма Леси Украинки к Ольге Кобылянской
15 августа 1901, Буркут.
«К кому-то любимому, и дорогому, и славному!
Кому-то такая досада, что страх, потому что он видит, что его очень длинное письмо к кому-то пропало.
И жаль, что это письмо (столько писанное) пропало, а еще больше жаль, что кто-то, видимо, сердится и думает: «Вот подлый тот белый кто-то — не мог до сих пор ни на одно письмо собраться». Только кто-то не подлый, потому что он писал, а подлая здешняя почта, котрая ползает, как гусеница, постепенно и еще и теряет письма по дороге. Если бы еще в другое время письмо пропало, то ничего бы, а то как раз теперь, когда мне кто-то и так грустный, когда нужно к кому-то быть очень внимательным и ничего «подлого» ему не делать. Кто-то так не хочет, чтобы это письмо пропало, кто-то очень не хочет!!...
А теперь? Кто-то менее грустный? Кто-то слышит, как его кто-то любит? Кто-то его так высоко ставит во мнении своем и так завистливо защищает от всего, что может поразить или оскорбить. Пусть кто-то уважает себя, пусть кто-то плачет, когда ему тяжело, но пусть не истязает себя за это, потому что кому-то другому больно от этого, очень больно...
Нет, нет, кто-то только сделает пасы очень-очень нежно и не будет ничего говорить, а кто-то и так будет читать чьи-то мысли.
Кто-то».
* * *
Так что «Пишите письма и присылайте вовремя»! И не важно, что там будет написано, а важно, что среди суеты современного мира вы нашли для этого клочка бумаги и слова и адресата. Разве это не важно?
Section
Блог ЛШЖ