Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Преданный ученик, который поможет учителю

17 февраля, 20:38

«Мы становимся последним рубежом борьбы за Европу - в момент, когда сама Европа рискует отказаться от цивилизационной сути»

Оксана Пахлевская

«Украина на фоне постдемократичного и постидеологическогосовременного западного мира выглядит как хороший, преданный ученик, который не отступается от классических европейских ценностей»

Галина Аккерман

Признаюсь, сначала мне было трудно принять такую оценку Европы. Конечно, я понимала, что кризис есть, но неужели до такой степени. Эти высказывания, которые уже несколько недель не шли у меня из головы, только усилились после прочтения книги И. Голслаха «Сила рая. Как Европа может быть впереди в азиатском столетии». Вчера, кстати, автор, бельгийский экономист, профессор Свободного университета Брюсселя, презентовал свою книгу в столичном книжном магазине «Є».

И. Голслах рассказывает о кризисе в Европе, который отличается от тех, что были раньше. Европа, по его мнению, ставит под сомнение свои достижения, начинает считать весь европейский проект исчезающим раем. Ценности, которые были ключевыми ранее, в настоящее время под вопросом. Как и то, будет ли существовать дальше Европейский Союз. Конечно, ученый приводит ряд аргументов, почему ЕС должен выстоять. Один из них - европейским странам в одиночку трудно конкурировать с мировыми лидерами. «Если Европа изживется, став регионом конкурентных государств, она рискует, что ее затопчут новые великие державы», - утверждает И. Голслах.

Кроме определенных экономических шагов, увеличения hardpower, автор фокусируется на стратегических целях - проекте, к которому следует стремиться. И. Голслах замечает: «Надо приблизить рай, чтобы выстоять». Речь идет о новом эволюционном скачке Европы, качественно новом уровне, который улучшит жизнь европейцев, вернет веру в правильность их ценностей.

Сомнение вызвано, очевидно, ослаблением экономических позиций Европы в мире. После распада СССР роль демократических ценностей несколько утратила силу, исчез контраст, который ее питал. Границы между правильным и неправильным после ослабления полюса «точно неправильного» размылись. Сейчас в условиях капиталистического общества, когда центральным мерилом правильности стал «успех», к правильному причисляют то, что дает наибольшие результаты.

Например, И. Голслах пишет, что студенты спрашивают его, является ли модель Китая лучшей. Странно это слышать. Как справедливо отмечает автор, трудно поверить, что современный европеец согласится работать столько, как работают на Востоке, зарабатывать столько же, как житель Азии. То есть имеем ситуацию, когда видят успех, а средств достижения его стараются не замечать.

Х. Ортега-и-Гассет указывал на такую тенденцию в своей работе «Восстание масс». Он вспоминает о способности общества увлекаться продуктом и не учитывать, как этот продукт был сделан. То есть все любят технические новинки, но учиться, становиться ученым (хотя бы ценить ученых) стремятся далеко не все.

Здесь можно вспомнить о кризисе общества, которое принято называть «обществом потребления» (в литературе относительно этого бытует метафора «Мир как супермаркет»). И. Голслах дает такую его характеристику: «Проблема с каждым состоятельным обществом заключается в том, что оно рискует стать ленивым обществом, где наслаждения сугубо частные, социальное обеспечение служит возможностью перевести на внешние факторы ответственность по уходу и заботе, а профессиональная жизнь - лишь средство изоляции в коконе. Такое общество всеобщего благосостояния становится замысловатой машиной потребления, обществом тех, кто берет, а не тех, кто творит, и оно неизбежно ослабевает».

И. Голслах верит, что «рай», проект обновленной Европы, может изменить ситуацию (подкрепленный экономическими и геополитическими факторами). Однако Европа находится на достаточно высокой ступени развития, причем уже довольно долгое время. Поэтому стать на ступень выше - довольно сложно, нужно создать что-то новое и найти на это ресурсы.

Вместе с тем этот проект может воплотить другая страна - наша. На это есть несколько причин. Во-первых, ценности. В этой сфере пригодится наше непростое историческое наследие. Теперь в модерном обществе, я думаю, мало у кого возникнут сомнения, является ли демократическая модель тем, что нам нужно. Конечно, есть рудименты тоталитаризма, но уверена, что иммунитет, выработанный за несколько сотен лет сопротивления нашим колонизаторам, быстро их нейтрализует. В нашей крови опыт татарских пленных, крепостных, «людей-винтиков». Думаю, его хватит, чтобы направить украинцев к цели - возвращение уважения к человеку. А уважение на всех уровнях и создает демократию. Поэтому ценности-основа для обновленного государства есть.

Что касается общества потребления, сомневаюсь, что оно нам грозит. Да, мы хватаемся за развлекательные продукты с Запада, однако наше общество еще далеко не зажиточное - это во-первых. Кроме того, в стране война, которая наполняет украинцев солидарностью. А ленивым наше общество априори не может стать: тогда оно просто не выживет (как бы это печально ни звучало). Украинцы не имеют поддержки от государства, поэтому, как говорится, «крутятся как могут». Конечно, это не то, чем стоит хвастаться, но вместе с тем легко проследить, что в этом умении заключается наша «живучесть» (и это является нашим преимуществом).

Еще несколько слов о живучести. Невольно анализируя события трехлетней давности, я думаю: Россия сделала все, что могла, - развалила нашу армию, создала мощную пятую колонну, завалила пропагандой, а украинцы выстояли. Феномен нашего волонтерства - до сих пор недостаточно изученная вещь. Как олучилось, что общество, которое по всем законам посттоталитарного общества должно было находиться в «летаргическом сне», так быстро вышло из него, самоорганизовалось и, по сути, выполнило роль государства? В такие моменты просто удивляешься, а сколько еще мы не знаем о наших людях.

Историческая память, нынешняя война только подтверждает наш выбор демократических ценностей. Мы знаем, что хотим построить, мы имеем перед собой образец. Да, нынешняя Европа, возможно, теряет свой авторитет, но для нас главное - ценности.

Некоторые могут возразить, что Украина сейчас в кризисе, поэтому вряд ли сможет воплотить такой проект. Как ни парадоксально это звучит, кризис - это тоже наша возможность. И. Голслах цитирует в своей работе слова А. Тойнби: «Человек достигает цивилизации... не в результате высших биологических дарований или лучшего географического положения, а благодаря ответу на вызов в очень тяжелой ситуации, которая побуждает его прибегнуть к до тех пор беспрецедентным усилиям». Это закономерность истории. То, что в Украине ситуация «слишком тяжелая», - нет сомнений, поэтому, можно сказать, что есть шансы на создание цивилизации. Кто знает, может мы свидетели начала Украины на пути к новой Элладе, как когда-то предполагал Гердер...

В любом случае я верю, что Украина может начать обновление в Европе. Более того, она уже могла бы это сделать. Опыт Майдана - событие, которое должно было бы перевернуть всю Европу. За демократические ценности отдали жизни, что может быть большим проявлением их важности? Многие европейцы осознали это. Однако это лишь часть нашего опыта, который мы должны передать. Мы же Европа в миниатюре: Украина так же объединяет регионы с разной историей, и все мы должны творить общее будущее. До сих пор не понимаю, почему не был создан, например, на всех онлайн-платформах обучающий курс «Introduction to Ukrainian Studies», где был бы доступно объяснен контекст украинских событий. Почему Украина так мало подключается к мировым источникам информации? Коммуникация - одна из главных задач на сегодняшний день.

До сих пор на Украину обращали мало внимания, более того на всю Восточную Европу. И. Голслах, в частности, упоминает о важности украинского выбора. В то же время можно встретить и такой пассаж о Восточной Европе: «...одна широкая равнина полей и лесов, тусклых хуторов, опустошенных заводов и их ржавых и мрачных окрестностей. Именно на этой тихой бесконечности крайне выразительно проступает пустая утрата народа, таланта и амбиций». Хороший имидж, одним словом. Это стало стереотипом рядом с утверждением, что влияние Европы в этом регионе мало по сравнению с российским.

Современная Украина и другие страны Восточной Европы должны сломать этот стереотип. Украина может стать зеркалом, которое покажет Европе ее саму с другой стороны. Романтизм украинцев, возможно, поможет прагматизму ЕС, покажет, по И. Голслаху, к какому «раю» следует стремиться, «очуднит» ценности.

Украина может стать частью Европы, где начинаются изменения... И это докажет жизнеспособность европейских ценностей. Мне кажется, мы нужны Европе, хотя, возможно, она этого еще не подозревает...

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать