Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Рецепт» музея нового поколения

18 мая, 11:52

Одной из отличительных черт нового тысячелетия является господство информации. Л. Костенко даже отмечает, что раньше люди «охотились» за сведениями, а теперь они стали добычей информации. Действительно, способов и «каналов», по которым мы можем узнать что-то новое, - невероятное количество. Это, соответственно, побуждает к смене традиционных «носителей информации», иначе выиграть конкуренцию в фейсбуке или СМИ сложно.

Такая задача встала и перед современными музеями. Раньше для успеха музею нужны были только экспонаты и неплохой экскурсовод. Сейчас этим сложно удивить. Конечно, не буду отрицать, что экспонаты ценны и одна только «Мона Лиза» соберет вокруг себя многотысячнуютолпу. Однако не во всех музеяхесть «Мона Лиза», поэтому они должны искать другие стратегии для привлечения новых посетителей.

Перспективным в этом контексте, с моей точки зрения, является путь музея «Подземелье Рынка» в Кракове, который очень популярен среди туристов. Я была в нем лишь однажды и очень хочу посетить еще раз, но не из-за экспонатов. Ниже попробую охарактеризовать основные ингредиенты его успеха. Но сначала - коротко об этом музее.

Летом 2005 года начались археологические исследования восточной стороны краковской площади Рынок. Они были запланированы на шесть месяцев, но тысячелетняя история места и, как следствие, масштабы находок продлили этот процесс до пяти лет. Результаты работы воплотились в музей «Подземелье Рынка».

Среди его экспонатов - каменные глыбы, на которых видно влияние эпохи, предметы тогдашнего быта и ремесла. Конечно, это интересно, но вряд ли современного туриста этим удивишь. Археологических музеев довольно много, экспонаты в них частично будут подобными. Что же делает этот музей особенным?

На мой взгляд, ключевой признак музея - его многослойность. Каждый посетитель найдет себе что-то по душе. Например, те, кто интересуются историей, увидят экспонаты, прочитают интересно изложенную информацию на специальных сенсорных экранах. Те, кто ищет новых впечатлений, которые не так тесно связаны с изучением нового, а больше с развлечением, получат интересный опыт. Например, смогут испытать на себе вес древних веков, посмотреть эпизоды, снятые в атмосфере того времени, - проекции на водяной пар, вспомнить Гарри Поттера и на себе ощутить, что такое движущиеся картины (краковские мастера сделали портреты королей, которые выполняют определенное действие - некие гифки только в виде картин).

Поэтому «Подземелье Рынка» - это не только ЧТО (новая информация), а и КАК (способ представления нового). Это ярко демонстрирует, как краковчане поняли дух XXI века и новые условия жизни. Понимая, что только интерес, новые впечатления позволят информации «пробиться» сквозь множество других сведений, основатели музея делают все, чтобы посетителю не было скучно.

Иногда даже может возникнуть впечатление, что музей - сплошное развлечение. Однако опять же эта развлекательность, интерес сразу же направлены краковчанамив конструктивный учебный процесс. Например, после просмотра картинок-гифок можно зайти в мини-комнаты, где размещены телевизоры, и посмотреть фильм на историческую тематику. Таких комнаток несколько, поэтому можно выбрать программу, которая тебе больше по душе.

Кроме того, эти комнатки создают новый тип музея - образовательного центра. Причем обучение в нем происходит не в традиционном формате с четкой, устоявшейся иерархией «учитель-ученик», а в формате «ученик-ученик», где участники равны и обучение осуществляется не через принуждение, а благодаря интересу. Эта возможность обучения еще и через фильмы позволяет пробыть в музее целый день и не вспомнить о скуке.

Конечно, гораздо проще сказать, что знания - это важно, их следует приобретать. Другое дело, показать ценность, интерес этих знаний, а вывод об их необходимости предоставить право сделать посетителю. Именно это и делает «Подземелье Рынка». И именно это - уважение к посетителю, забота о нем, чтобы ему было легко, интересно, вовлечение в процесс постоянного обучения в музее-образовательном центре, открытость к новым технологиям - делает этот музей таким успешным.

Таким образом,несмотря на то, что украинские музеи содержат много информации, новое тысячелетие требует новой формы ее представления. И что самое важное для украинской ситуации - не обязательно иметь много денег, чтобы сделать музей интересным. Да, «Подземелье Рынка» потратило немало средств на создание пространства, из которого не хочется выходить. Но главное в краковской задумке не деньги, а идеи. А их в Украине хватает. Осталось только воплотить.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать