Перейти к основному содержанию

Что с памятниками Крыма?

Эксперты — о том, как бездействие, отсутствие финансирования и ненадлежащий уход уничтожают культурное достояние полуострова
29 декабря, 14:00
Фото з сайта tsn.ua

Ни телегой, ни санями, ни лошадьми — точно, как в детской сказке о том, как Май к Марту в гости ездил, но все погода мешала. Аналогичная ситуация с тем, как сложно и практически невозможно украинским экспертам изучать, что же происходит с памятниками Крыма. Уже не говоря о том, что нет никакого способа влиять на ситуацию и предотвращать разрушительные процессы. Полная блокада и паралич. Об этом уже не первый раз дискутируют наши ученые и памятниковеды, которые часто сходятся во мнении, что единственное спасение — международная мониторинговая миссия от ЮНЕСКО. И даже было такое заявление от международников, правда, до сих пор нереализованное.

По предположениям Эмине Джеппар, советника министра информационной политики по вопросам Крыма, есть сомнения, что ЮНЕСКО отправит профессиональную экспедицию на территорию, официально оккупированную, да еще и с санкциями. Поэтому остается только два пути: мониторить открытые источники, то есть новостные ресурсы Крыма, и общаться с экспертами с полуострова, часто на анонимных условиях.
Именно этими методами историки и правозащитники недавно провели аналитический обзор: что же происходит с памятниками Крыма. Основное внимание уделяется Херсонесу Таврическому, который внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

ЮРИДИЧЕСКАЯ АВАНТЮРА

Основной вердикт экспертов: жемчужина древней культуры превращается в культово-религиозное заведение без утвержденного устойчивого статуса. «Только на протяжении полугода — с января по август 2015 года — в статусе комплекса произошли изменения, свидетельствующие о нестабильности его положения в Крыму.
21 января Херсонес был передан Музею-заповеднику Севастополя, а уже 6 марта этот решение было аннулировано. Однако 29 июля решением губернатора Севастополя Сергея Меняйло был назначен новый директор — протоиерей Сергий Халюта. Вследствие сопротивления и реакции общественности через три дня это решение было отменено. А Херсонес включили в единый государственный реестр культурного наследия РФ, — рассказывает Марина Будзар, доцент кафедры истории Украины Киевского университета им. Б.Гринченко. — Это юридическая авантюрность, и есть опасность несоблюдения одного из главных требований ЮНЕСКО — памятник должен сохраняться в том виде, в котором он был занесен в список Всемирного наследия — как историко-археологический объект. События последних месяцев показывают, что есть изменение приоритетов в развитии заповедника, основной акцент здесь сделан не на продолжении антично-средневекового вектора, а на реализации проекта «Севастополь — Херсонес — купель христианской Руси». Сейчас реализация данного проекта приостановлена, возможно, из-за огласки и критики, но существует опасность возврата к нему».

Также ученые сравнили старый и новый сайт Херсонеса: если раньше он был трехъязычный (на украинском, русском, английском), сейчас только на русском языке. Лучшие материалы просто перенесены с украинского на русский сайт, а в подрубриках о научной работе, коллекции, выставках — пусто. Вместо этого все время обновляется раздел о «Севастопольском благодеянии».

ПРИСВОЕНИЕ ЦЕННОСТЕЙ

Из-за аннексии и санкций заповедник теряет международные партнерские связи. Если в 2012 году было много международных экспедиций, 10 постоянно действующих и 17 полевых, то в 2014-м осталось только 12 экспедиций. «Херсонес надеялся, что когда они перейдут под контроль России, будет финансирование этих экспедиций, но этого не произошло. Начались сокращения примерно на 10%, тенденция к объединению отделов, существует опасность закрытия отдела археологических исследований, он занимался тем, что любое строительство в Севастополе происходило по согласованию с археологами. Общую ситуацию осложняет и опасность полевых экспедиций, мы фиксировали случаи, когда на археологов нападала так называемая «крымская самооборона», — добавляет Валентина Потапова, заместитель руководителя Центра общественного просвещения« Альменда».

Последние новости из Крыма о культурных ценностях тоже не радуют ученых. Так, есть распоряжение Дмитрия Медведева о причислении к объектам РФ культурных объектов Крыма. И полуостров отчитывается, что все уже в федеральной собственности. «Архивы тоже в опасности, сразу после референдума были закрыты государственный архив в Симферополе, якобы для оцифровки материалов. За четыре месяца его открыли, якобы завершили эту работу, но это невозможно сделать за такое короткое время — очень много данных, есть подозрение, что просто забрали определенные документы», — продолжает Марина Будзар.                    

ДВОРЕЦ ПРОТЕКАЕТ

Непонятно, что ждет ханский дворец в Бахчисарае, который Украина номинировала в предварительный список ЮНЕСКО. По словам Эмине Джеппар, есть данные, что у памятника уже протекает крыша, и как будет вести себя с дворцом власть, которая выдавливала из Крыма все крымскотатарское? Украинское представительство ICOMOS заявило, что будет готовить обращение в ЮНЕСКО, чтобы как можно быстрее включить Бахчисарай в основной список памятников. Однако будут ли выполняться рекомендации международной организации, если все нормы международного права по отношению к культурному достоянию, даже если речь идет об оккупированной территории, Россия игнорирует.

«У оккупированной власти нет бережного отношения к культурному достоянию. Продолжается милитаризация полуострова, за счет культурных объектов приводятся в порядок объекты военной инфраструктуры. Кроме того, стихия разрушила одну из Генуэзских башен в Балаклавской бухте, то есть бездействие, отсутствие финансирования и ненадлежащий уход уничтожают памятники. Украинское государство, как бы там ни было, несло ответственность за их сохранность, а сейчас доступа нет», — подытоживает Николай Яковина, президент ICOMOS Украины.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать