Ан-70 «пролетел» над Европой
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20000613/4104-3-1_0.jpg)
Похоже, что Украина еще только начинает приходить в себя и осознавать то, что ее мечты приобщиться к кругу ведущих игроков мировой авиастроительной отрасли были иллюзорными. Казалось, еще недавно совместный украино-российский проект Ан-70, в котором у Украины 70 процентов акций, имел неплохие шансы выиграть тендер на оснащение этими военно-транспортными самолетами армии Бундесвера. Министр обороны Германии Рудольф Шарпинг не скрывал восхищения самолетами КБ им. Антонова. Путевку в небо этому самолету, поднявшемуся в воздух в 1997 году, который на Западе окрестили «символом завершения холодной войны», давали бывший канцлер Гельмут Коль и экс-президент России Борис Ельцин. Самолет вызвал аплодисменты на авиасалоне в Ле Бурже под Парижем. Но...
На землю наших авиастроителей спустило совместное заявление министров обороны и безопасности Франции и Германии, встречавшихся в прошлую пятницу в немецком городе Майнц. Правительства обеих стран, как было объявлено в Майнце, решили закупить соответственно 50 и 75 европейских военно-транспортных самолетов А400М. В мае о желании приобрести 25 самолетов, которые пока что находятся в проекте и поднимутся в небо только в 2005 году, заявила Великобритания. Проявляют интерес к закупке А400М Испания, Бельгия, Турция и Италия. Иными словами, европейские страны-члены НАТО выбрали для перевооружения самолет, который по параметрам будет иметь вдвое большую грузоподъемность, чем американский С-130, а также будет более быстрым на 30 процентов. Единственный его недостаток — в том, что он существует только на бумаге.
Слабым утешением для Киева и Москвы может быть обещание участников переговоров в Майнце приобщить украинские и российские компании к строительству европейского военно-транспортного самолета. А также то, что американцы тоже остались «с носом».
Хотя возникают и другие вопросы. Почему, скажем, учреждая совместный украино-российский проект, украинская сторона не продумала возможные варианты развития событий. Какие шансы имеет Ан-70 на европейском рынке или где-то еще? Ведь на территории бывшего Советского Союза мало кто сможет купить такие самолеты стоимостью $50 млн. Остается надежда на рынки третьих стран, но есть ли надежда, что тот же Запад «отдаст» их просто так — из уважения к геополитическому положению? Российская газета «Известия» высказала мнение, что если бы этот самолет был чисто украинским, то у него было бы больше шансов «прижиться» на Западе. Не исключено, что в этом есть доля правды. Ведь невзирая на все слова о стратегическом сотрудничестве, ни одна западная страна не желает попадать ни в какую форму зависимости от России. И возможно, Украина просчиталась, ставя на сотрудничество с Россией. А может, и нет — потому что для Запада проект «Ан-7Х» был бы одной из немногих реальных возможностей привлечь Россию к спокойному сотрудничеству.
Проект «Ан-7Х» имел на Западе поддержку только среди немецких компаний, чего было явно маловато. Ведь Франция не скрывала своего резкого «против», а ее слово в европейской аэрокосмической индустрии — весомее всего.
Возможно, не лучшим образом повели себя на переговорах и представители Украины и России, не сумев убедить никого в преимуществах совместного выпуска своего детища.
Своя рубашка оказалась ближе к телу. Это — также одно из объяснений. Очевидно, что своя индустрия, свои компании, заводы в Тулузе, Нанте, Мюнхене нуждаются в заказах, и перед своим налогоплательщиком будет легче отчитаться. Кроме того, Украина и Россия не считаются слишком надежными партнерами, были очень серьезные опасения по поводу того, что не получится наладить сервисное обслуживание нового самолета по западным стандартам и проч.
Но, возможно, это еще не последний урок для Украины. В частности, новый танк Т-90 встретился с жесткой российской конкуренцией на внешних рынках. Украинские представители часто не могут похвалиться знанием рыночной конъюнктуры, способностью просчитывать шаги заранее и умением ведения переговоров, особенно в условиях, когда «стратегические партнеры» с России конкурируют с использованием всех возможных и невозможных средств.
Очевидно и другое: партнерства между Украиной и ЕС, Украиной и НАТО, о котором так много говорится, на самом деле не существует. Проектов возможного сотрудничества, равнозначных проекту «Ан-7Х», просто нет. Потери Украины должны тревожить саму Украину — и это правда жизни.
Выпуск газеты №:
№104, (2000)Section
День Планеты