Перейти к основному содержанию

9-й раунд

По ключевым экономическим вопросам баланс интересов не найден
22 июля, 00:00

Конец прошлой недели в политической жизни стран был обозначен встречей глав правительств Украины и России Виктора Януковича и Михаила Касьянова в Крыму. Они возглавляли 9-й раунд переговоров в составе Смешанной украинско- российской комиссии по сотрудничеству. Янукович и Касьянов встречались не только в ставшем уже привычным для высоких саммитов и переговоров Ливадийском дворце, но еще в четверг в аэропорту «Бельбек» под Севастополем наблюдали возможности транспортного самолета Ан-70, разработку которого ведут украинские и российские специалисты, провели встречу в формате «тет-а-тет» еще до заседания комиссии, встречались для переговоров в субботу, в том числе, прошлись вдвоем по только что реконструированной Ялтинской набережной. С Михаилом Касьяновым в субботу встретился также Президент Украины Леонид Кучма, находящийся сейчас в Крыму, который позже на пресс-конференции выразил удовлетворенность тем, что глава российского правительства «поставил жирную точку» в решении вопроса об участии российской стороны в завершении создания самолета Ан-70. Однако это далеко не все, чего ждали от «комиссии Янукович — Касьянов».

Как известно, решение о создании Смешанной российско- украинской комиссии по сотрудничеству было принято президентами двух стран 16 января 1996 года. В число ее основных задач входят выявление наиболее перспективных направлений двустороннего сотрудничества, планирование и координация подготовки соглашений и программ, контроль за их реализацией, консультации по проблемам внешней политики и т.д.

В рамках комиссии работают подкомиссии, среди которых — по атомно-энергетическому, гуманитарному, военно-техническому, приграничному сотрудничеству, а также по вопросам функционирования Черноморского флота и его пребывания на территории Украины. За годы своей работы комиссия приняла ряд документов, касающихся важнейших областей сотрудничества двух стран.

Знаковыми в повестке дня внеочередного крымского, девятого по счету, заседания были — состояние взаимной торговли и перспективы ее развития, сотрудничество в электроэнергетике, угольной, атомной, авиационной и космической отраслях. И хотя предыдущее заседание комиссии в Харькове в июне 2002 года было результативным, — тогда стороны подписали долгосрочный контракт на транзит российского газа через территорию Украины до 2013 года, соглашения о предоставлении кредита на завершение строительства украинских атомных электростанций и о сотрудничестве в области аттестации научных кадров, был парафирован договор по продаже авиатехники совместного производства, — крымская встреча не оправдала ожиданий ни украинской, ни российской стороны. Стороны, хотя и намеревались значительно продвинуться вперед в решении вопросов формирования зоны свободной торговли, создания газотранспортного консорциума, сотрудничества в нефтяной области, в энергетике, военной отрасли, но остались фактически на прежних позициях. Словом, ожидалось подписание, как минимум, шести или семи документов. Однако после затянувшегося дольше предусмотренного заседания в Ливадийском дворце Виктор Янукович и Михаил Касьянов подписали только совместный протокол и два соглашения — о порядке взаимодействия при экспорте продукции военно-технического назначения в третьи страны и о сотрудничестве в сфере миграции (подписали соответствующие министры Украины и России).

Главным же вопросом на заседании была проблема взаимной торговли. Стороны отметили, что по сравнению с аналогичным периодом прошлого года объем товарооборота между Украиной и Россией вырос на 30 процентов, а за первое полугодие, по словам Михаила Касьянова, он достиг 33 процентов, а поставки по взаимной кооперации увеличились на 15 процентов, что свидетельствует, по мнению российской стороны, «о восстановлении былой взаимодополняемости наших экономик». Стороны намерены не снижать такие темпы и стимулировать их реальными действиями, в частности даны конкретные поручения о решении вопросов задолженности, избежания двойного налогообложения, в протоколе подчеркнута необходимость совершенствования российского законодательства, совершенствования выставочной деятельности, увеличения квот, снятия ограничений. Так, например, на пресс- конференции Михаил Касьянов говорил, что Россия готова рассмотреть график отмены изъятий отдельных видов товаров из зоны свободной торговли, хотя именно этого наш экономический партнер упорно не делает уже много лет. В то же время Михаил Касьянов сказал, что «а пока зона может работать с наличием изъятий». Это при том, что российская сторона говорит о Едином экономическом пространстве.

Определенный прогресс достигнут в военной и космической области. Протокол содержит согласованные меры по достройке среднемагистрального самолета Ан-70. Решение об этом было принято еще в конце 80-х — начале 90-х годов. В 1998 году стороны договорились произвести опытную партию из 10 самолетов: по 5 самолетов планировалось собрать на Киевском авиационном заводе «АВИАНТ» и Омском аэрокосмическом объединении «Полет». Для реализации проекта в мае 1999 года был создан российско-украинский консорциум «Средний транспортный самолет». Однако совместная работа была приостановлена из-за того, что Россия не финансировала свою часть проекта и даже пыталась подвергнуть сомнению его целесообразность, пытаясь вместо украинского «Ан» запустить свой «Ту». Новый импульс программе дала встреча президентов России и Украины в Крыму в мае 2003 года, на которой обсуждался проект самолета, а также состоявшиеся 12 июня переговоры премьер-министров двух стран в Москве. Российские эксперты уже ознакомились с результатами проведенной АНТК им.Туполева работы по повышению безопасности полетов на Ан-70, что являлось главным условием для начала нового этапа совместных испытаний.

Важные достижения крымской встречи — решения по использованию полигонов в районе Феодосии, использованию конструкторской документации на военную технику, о совместной разработке и изготовлении военной продукции, в том числе по достройке и реализации крейсера «Украина» (проекта 1164) на Заводе им. 61 коммунара в Николаеве, о реализации программы по совместному созданию самолета Ту-334, о совместном производстве самолета Ан-140, продолжение реализации космического проекта «Сич-1М» и другие. В настоящее время Россия поставляет Украине комплектующие и запасные части для бронетанковой и ракетной техники, танковые пушки с управляемыми снарядами, измерительную аппаратуру. Из Украины поступают электро- и радиоэлементы и устройства, микросхемы, фотоприемники, металл и металлоизделия, химреактивы, комплектующие для оптических приборов.

Одно из подписанных соглашений устанавливает правила взаимного поведения на мировом рынке. Россия и Украина остаются конкурентами по целому ряду направлений в области торговли оружием и стараются продвигать на мировой рынок собственные системы вооружения и военной техники. Это соглашение обсуждается комиссией с 1997 года, и теперь стороны продекларировали, что лучше все же действовать, соблюдая корректность в отношении продукции друг друга. При этом подчеркивается необходимость совместных усилий для продвижения на рынок военно-технической продукции.

Обсужден комплекс вопросов по сотрудничеству в энергетической области, в том числе созданию международного газового консорциума. По словам Михаила Касьянова, в августе-сентябре стороны смогут подписать конкретное соглашение и перейти к переговорам с третьими сторонами.

Что же касается транспортировки российской нефти, то украинская сторона отметила в протоколе, и об этом Виктор Янукович сказал на итоговой пресс-конференции, что существует значительные потенциальные возможности использования нефтепроводов «Дружба» и «Адрия» для перекачки российской нефти в направлении портов Новороссийск и Одесса, которые в состоянии с лихвой покрыть российские потребности. В частности ранее подписанным протоколом предусматривается поставка в 2003 году в Украину 18 миллион тонн нефти. Однако российская сторона еще раз выдвинула предложения по реверсной перекачке нефти по маршруту Броды — Одесса в объеме до 9 миллионов тонн в год. Украинская сторона пока, напомним, ограничилась только тем, что согласилась создать Межведомственную комиссию по изучению этого вопроса и проинформировать российскую сторону об итогах ее работы. Стороны, кстати, договорились начать разработку прогнозных совместных балансов топливно-энергетических ресурсов (имеется в виду нефть и газ) до 2020 года и Россия, похоже, попытается увязать этот вопрос с реверсным использованием трубопровода Одесса — Броды.

В итоге, несмотря на оптимистические заявления в целом по каждому конкретному направлению сотрудничества, Россия и Украина в Ялте не смогли совершить перспективных прорывов, а вынуждены были ограничиться тактическими шагами, обещающими выгоду не одной, а обеим сторонам.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать