Агрессивность с согнутой спиной
Президент Украины Леонид Кучма поставил дипломатии задачу — воплощать свои инициативы в жизнь активно и даже агрессивно, чтобы голос Украины был услышан международным содружеством. Так, собственно, и должно быть — если страна действительно хочет, чтобы ее хотя бы знали в мире.
Инициатив было уже много — Киев брался мирить Кишинев и Тирасполь, быть посредником в переговорах НАТО с Москвой, устанавливать мир в Югославии, продавать Европе каспийскую нефть и т.д. Заканчивалось всегда ничем — украинских инициатив просто не слышали, на что в Киеве стали уже даже обижаться.
Почему так обращались с украинскими инициативами, совсем не плохими по своей сути, — стало понятно во время визита в Украину российского премьер-министра. Сергей Степашин впервые называл Украину союзником и добивался введения двойного гражданства, он не дезавуировал выступление своего соотечественника адмирала Комоедова — тот заявил, что «будем стоять в Севастополе вечно», он вел себя как полновластный хозяин — и ничего. Проглотили. Только к предложению двойного гражданства, которое Кучма пять лет тому гневно отрицал, на этот раз, как сказано в сообщениях, отнеслись без особого восторга. Как именно — не сказано. Все балканские инициативы завершились тем, что Москва, которая явно вдохновляла Милошевича, демонстративно отозвала своего представителя из НАТО, провела провокацию с захватом приштинского аэропорта, теперь приглашает Украину участвовать в своей программе восстановления Югославии. Киевское молчание в ответ, очевидно, было знаком согласия. А с такой «агрессивностью» — трудно себе представить, что и далее кто-то с Украиной будет считаться.
Генеральная линия украинской внешней политики колеблется — «и нашим, и вашим». Когда на носу выборы — не до агрессивности, четкой и ясной политики, в том числе — и внешней. Особенно — российской, которая вообще часто производит впечатление, что формируется неизвестно где и неизвестно кем.
А пока непонятно, о чем идет речь — чей Украина союзник и чей она партнер, чего она хочет от Запада и как она планирует далее вести себя с Россией, как она реально относится к Лукашенко и что она реально может на Кавказе и в Приднестровье.
Украинские инициативы никого не будут интересовать — пока производство ее самолетов будет финансироваться Россией, пока она унижено будет сгибать спину и будет выслушивать все, что прямо противоречит ее интересам, чтобы только простили старые долги и опять что-то одолжили.
Выпуск газеты №:
№130, (1999)Section
День Планеты