Александр МИЛИНКЕВИЧ: «Мы боремся за умы людей»

В это воскресенье в Беларуси состоятся президентские выборы, в которых за пост главы государства посоревнуются нынешний президент Александр Лукашенко, кандидат от белорусской оппозиции Александр Милинкевич, оппозиционный экс-ректор Белорусского государственного университета Александр Козулин, а также лояльный к власти депутат парламента Сергей Гайдукевич. Своими взглядами на эту кампанию, мыслями относительно будущего развития Беларуси в случае победы на выборах в интервью газете «День» поделился Александр МИЛИНКЕВИЧ, которого считают главным конкурентом белорусского президента.
— На одном из митингов вы призвали своих сторонников собраться в день президентских выборов вечером возле Центральной избирательной комиссии. Вы готовитесь к революции?
— В Беларуси люди собираются на митинги не ради куска хлеба. И они выйдут 19 марта из-за того, что их унижают, отбирая у них право выбора. Происходящее сейчас в стране — это жесткие меры против нашей инициативной группы: аресты, изъятие абсолютно легальных информационных материалов — все говорит о том, что власть не хочет хотя бы обеспечить иллюзию выбора. Поэтому 19 марта люди будут защищать свое право избирать, они будут защищать конституцию. Это будет борьба морали против политики, борьба за свободу.
— Какие у вас возникали трудности во время предвыборной кампании?
— У нас по закону разрешается два раза по десять минут выступить по телевидению и два раза — по радио. Эту возможность мы уже использовали. Сейчас я езжу по стране, по городам. Где-то приходится встречаться на улицах с огромным количеством людей. При этом главная работа — распространение листовок, информационных материалов. Власть просто цинично арестовывает людей, делает обыски в офисах и производит изъятие материалов, легальность которых подтверждена решением Центризбиркома. К примеру, на днях арестовали мой штаб в Бресте по той причине, что люди собрались на квартире и обсуждали ход кампании. Им приписали несанкционированное собрание, на которое они якобы не получили разрешения местных властей. Их собираются судить. Вот такие, совсем не смешные случаи показывают атмосферу, в которой мы работаем.
— Александр Лукашенко утверждает, что оппозицию финансирует Запад, и деньги, по его мнению, идут через Украину. Получаете ли вы какую-то помощь из-за рубежа для проведения избирательной кампании?
— Если бы власть имела возможность это доказать, то уже давно это сделала бы. Это сплошная циничная ложь. У нас кампания совсем небогатая. Зато у нас есть огромное количество волонтеров, которые работают бесплатно. Конечно, мы получаем поддержку, но она не американская, не европейская и не идет через Украину. Это — внутренняя поддержка.
— Недавно Евросоюз и США предупредили белорусские власти о возможном введении санкций в случае необеспечения свободного волеизлияния для граждан Беларуси на нынешних президентских выборах. Помогают ли вам в избирательной кампании или мешают подобные заявления?
— В ответ на заявления ЕС и США власть начинает по телевидению заявлять, что нам мешают свободно жить на нашей земле и нам указывают, как делать выборы.
Но, честно говоря, на это мало кто реагирует. Потому что у большинства людей выработался иммунитет к теленовостям. Люди чаще всего им не верят. Телевидение перебрало меру — оно просто лживо изначально.
Поэтому подобные заявления нам не мешают, все как раз наоборот. Нам нужна моральная поддержка, обращения Евросоюза, США. Было бы неплохо, если бы и другие страны это сделали.
— Находясь в Киеве, другой белорусский оппозиционный кандидат Александр Козулин заявил, что именно он является реальной альтернативой нынешнему президенту. Почему бы оппозиции не объединить усилия и вести координированную предвыборную борьбу против Лукашенко?
— Мы это делаем два года. И фактически в нашу коалицию входит подавляющее большинство демократических партий и общественных организаций. Козулин же возглавляет одну партию — социал-демократическую. Мы его дважды приглашали в коалицию. Приглашения шли до момента регистрации. Он не согласился и решил идти автономно. Жаль, что это так. Вместе нам было бы легче.
— В своей программе вы предлагаете через пять лет поднять белорусам среднюю зарплату до 550 евро, тем временем как Лукашенко называет цифру 500 евро. На чем основываются ваши предложения, не являются они простыми обещаниями и пиаром?
— Это вполне выполнимая программа, в разработке которой принимали участие ведущие эксперты Беларуси, госслужащие из Национального банка, министерства финансов. Они подсчитали, что этого можно достичь через пять лет путем реализации последовательных реформ. Расчеты специалистов базируются на человеческом, промышленном и сельскохозяйственном потенциале.
— Одним из лозунгов вашей кампании является развитие отношений и с Россией, и с Европой. Каким образом вы собираетесь это делать, учитывая существующие тесные союзнические отношения с северным соседом?
— Речь идет об экономическом сотрудничестве. Мы против того, чтобы рассуждать, как делают некоторые политики в Москве: вы с нами или вы с ними? Это — мышление «холодной войны». Мы считаем, что с Россией сохраним хорошие экономические отношения, сделаем их более предсказуемыми и более прозрачными, чем при А. Лукашенко.
С Европой мы отстроим отношения. Потому что сейчас Беларусь находится в полной самоизоляции. Если говорить об экономике, то нашими стратегическими партнерами вполне могут быть и Европа, и Россия. Не вижу в этом противоречий.
— А как же насчет Союзного государства, в которое входит Беларусь и Россия?
— Мы считаем, что десять лет строительства Союзного государства ничего не дали. До сегодняшнего дня мы и договора об его образовании не видели. Мы считаем, что это профанация, что это риторика. И при этом экономики наших стран все больше друг от друга отдаляются. Всегда надо интеграцию начинать с экономики. А как раз в экономике у нас дела все хуже и хуже.
— А учитываете ли вы такой фактор, как повышение Россией цен на газ с 2007 года, и как это может повлиять на белорусскую экономику?
— Россия будет обязана повысить цены на газ и для Беларуси, и для своих производителей, потому что она вступает в ВТО. Это будет сделано независимо от воли президента Беларуси. А наша экономика к этому не готова. И это большая проблема для Беларуси.
Мы хорошо проработали в нашей программе эти вещи. Во-первых, должны развиваться альтернативные источники энергии. И это не делается за один день. Но в Беларуси есть такие возможности. Во-вторых, снижение энергопоглощаемости промышленности. Здесь затраты очень большие, потому что промышленность имеет очень устарелое оборудование. В-третьих, в Беларуси самый худший инвестиционный климат в Европе.
Если бы у нас были современные технологии, то мы бы не страдали от повышения цен на газ.
— Президент Лукашенко утверждает, что государственный контроль — это благо для Беларуси. Разделяете ли вы такой взгляд?
— Командные экономики остались в прошлом веке. И если не перевести экономику на рыночные рельсы, если не вводить конкуренцию, то белорусскую экономику ждет крах, что и происходит сегодня. Содержать тысячи убыточных и безнадежных предприятий и удерживать их на плаву не под силу бюджету. Поэтому при командной экономике ни одну страну не удалось привести к высокому уровню жизни.
— На что вы рассчитываете, идя на выборы? Вы же сами говорите о неосуществимости демократии при нынешнем режиме. Значит ли это, что вы не верите в свою победу?
— За многие годы в Беларуси не было честных демократических выборов. Это не выборы, а профанация, а сейчас это просто фарс. Людей садят в тюрьмы за участие в кампании. Их увольняют с работы, забирают легальные листовки. Мы все равно участвуем в этих выборах, потому что для нас главное — донести людям информацию о нарушении их прав. В последнее время в Беларуси произошла резкая активизация общественности. И это важно, ведь раньше говорили, что белорусы апатичны и безразличны. Это совершенно не так. Такой активности у нас не было с начала 90-х годов. Мы боремся за умы людей.
Выпуск газеты №:
№40, (2006)Section
День Планеты