Перейти к основному содержанию

Aльтернатива

Кремль ответил Лукашенко
06 февраля, 20:38

В конце прошлой недели на пресс-конференции Владимир Путин пожаловался российским и иностранным журналистам, что Россия в целом платит 4,2 млрд. долл. ежегодно транзитным странам за транспортировку нефти и газа. «Если в дальнейшем эта сумма будет повышаться, Россия будет вынуждена искать альтернативные пути поставок энергоресурсов экспортным потребителям», — отметил российский президент. А в минувший понедельник стало понятно, что такая установка Путина начинает претворяться в жизнь. В этот день техсовет АК «Транснефть» одобрил строительство новой ветки Балтийской трубопроводной системы (БТС) начальной мощностью в 50 млн. тонн по маршруту «Унеча—Приморск». «Мы будем развивать Балтийскую трубопроводную систему от Унечи на границе с Беларусью до Приморска с увеличением на 50 млн. тонн и мы над этим активно работаем», — сказал президент Транснефти Семен Вайншток. По словам С. Вайнштока, проектная мощность обновленной БТС составит 150 млн. тонн. «Мы рассчитываем, что первая очередь нового нефтепровода увеличит мощность БТС до 125—130 млн. тонн. Однако проектная мощность составляет 75 млн. тонн плюс к существующим 75 млн.». При этом глава российской компании не исключил, что «Транснефть» перестанет использовать нефтепровод «Дружба» в восточно-европейском направлении после завершения расширения БТС. «Не исключено, что будет именно так», — цитирует Интерфакс слова С. Вайнштока.

Минск почти моментально прореагировал на новость о строительстве новой ветки Балтийской трубопроводной системы. Руководство «Гомельтранснефть «Дружба» сообщило, что Беларусь может потерять 50 млн. тонн нефтяного транзита по «Дружбе» в связи с расширением Балтийской трубопроводной системы.

Отвечая на вопрос, каким образом будет финансироваться строительство новой ветки БТС, С.Вайншток сказал: «Нефтяники будут пользоваться этим трубопроводом, но не будут платить за его строительство, «Транснефть» предполагает строить его за заемные средства». Глава российской компании отметил, что новый маршрут будет даже несколько короче для потребителей в Польше и Германии, и поэтому им не придется больше платить. С другой стороны, европейским странам в случае реализации планов компании придется частично расширить инфраструктуру по приему российской нефти.

КОММЕНТАРИЙ

Что означает этот шаг России для Украины и какие это будет иметь последствия?

Михаил ГОНЧАР , Центр «НОМОС»:

— Это не просто объявленные декларации. Россия считает, что сложившаяся ситуация является логическим шагом, связанным с еще одним этапом наращивания Балтийской транспортной системы. На этом этапе россияне также преследуют двойную цель, чтобы вынудить белорусскую сторону капитулировать окончательно, создав эффект политико-психологического давления. А если нет, то реализовать поэтапно наращивание мощности терминального комплекса в Приморске или около него, а также построить дополнительный нефтепровод «Унеча — Приморск». Кстати, не возникает особых сомнений, что такой проект под силу сделать «Транснефти». Другое дело заключается в том, что Россия таким образом вступит в серьезный конфликт с Европейским Союзом. Почему? Потому что произойдет очень серьезная перегрузка Балтики за счет резкого увеличения танкерных перевозок нефти. А такой подход противоречит стратегии Европейского Союза, принятой еще в 2001 году и направленной на минимизацию, где это возможно, танкерных перевозок нефти и замены их на трубопроводную транспортировку. Это делалось с целью уменьшения экологических рисков для морского пространства. Как мы видим, Россия игнорирует политику Европейского Союза в сфере обеспечения экологической безопасности Балтийского региона, который, как известно, является одним из пяти приоритетов для ЕС. Бесспорно, что с построением Балтийской транспортной системы произойдет перераспределение объемов транспортировки российской нефти, и это отразится не только на Беларуси и на Польше, в частности, а также на Украине. Это в принципе не обязательно жестко будет означать, что на Балтику будут переключены все объемы нефти, шедшие по «Дружбе». Но при имеющихся в наличии профицитных возможностях в «Транснефти» и при определенной позиции украинской стороны, которая, как будет считать Россия, в чем-то противоречит российским интересам, российская компания может использовать эту магистраль для уменьшения объемов поставок и через территорию Украины. Кроме этого, развитие черноморского направления транспортировки с выходом на терминал в Новороссийске угрожает Украине такими же последствиями, как и сейчас ситуация, складывающаяся между Россией и Беларусью. Параллельно «Транснефть» намеревается развивать новороссийский нефтеперевалочный узел, а также реализовать проект «Бургас — Александруполис». Как только возникнет этот проект, для России появится возможность максимально избежать транспортировки нефти по территории транзитных стран с тем, чтобы завязать черноморское направление экспорта нефти исключительно на российские терминалы. И тогда транспортные системы Украины, Беларуси и Польши будут работать по остаточному принципу.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать