Амангельды ЖУМАБАЕВ: транзитные возможности Украины представляют интерес для Казахстана

Сегодня Казахстан отмечает 15-летие со дня провозглашения независимости страны, являющейся одним из крупнейших поставщиков энергоресурсов. «Казахстанский вариант» развития вызывает все больший интерес в мире. Каких успехов удалось достичь этой крупнейшей в Центральной Азии стране за 15 лет? В чем секрет этих успехов и стабильности в стране? Об этом рассказывает Чрезвычайный и Полномочный Посол Казахстана в Украине Амангельды ЖУМАБАЕВ.
— С точки зрения истории 15 лет — это мгновение. Но по выражению нашего президента, эти 15 лет можно приравнять к столетию. В этом нет никакого преувеличения, если говорить о тех результатах, которые были достигнуты в такой короткий промежуток времени в становлении страны. Нами выстраивалась такая концепция внешней политики, которая могла бы обеспечить достаточно благоприятные внешние условия для построения государственности и проведения реформирования экономики. Считаю, что эти усилия увенчались большим успехом. Помимо того, что наша экономика признана рыночной, Казахстан воспринимается безусловным лидером в Центральноазиатском регионе.
В экономику страны привлечено более $ 50 млрд. прямых иностранных инвестиций. В то же время, мы достигли уровня, когда уже внутренние инвестиции превышают внешние вложения. Это верный индикатор не просто оздоровления экономики, а ее устойчивого роста. По макроэкономическим показателям мы стоим на уровне стран Восточной Европы. В международно-финансовом плане Казахстан превратился в страну нетто-кредитора. Значительно выросло благосостояние граждан: по классификации Всемирного банка, Казахстан входит в группу стран с доходом выше среднего уровня.
Да, сегодня мы являемся ресурсодобывающим государством. Но Казахстан вступил в новую эпоху своего развития, перейдя от приватизации и внедрения рыночных механизмов к развитию инновационных технологий. Мы уходим от ресурсной составляющей в области экономики и переходим на новую, более качественную ступень экономического развития.
Во внешней политике основными нашими достижениями являются получение гарантий безопасности от пятерки постоянных членов Совета Безопасности ООН. Казахстан в одностороннем порядке закрыл Семипалатинский ядерный полигон и принял историческое решение об отказе от ядерного наследия, и репутация страны в этом отношении является достаточно высокой во всем мире.
— И в чем же состоит секрет достижений Казахстана?
— Наши стартовые условия были не из благоприятных: к концу 80-х годов в СССР, как и во всем мире, скопились огромные противоречия, которые, по сути, и ускорили его распад. Достаточно вспомнить Збигнева Бжезинского с его доктриной «Великой шахматной доски», открыто предрекавшей Казахстану и Центральной Азии судьбу «вторых Балкан». Поэтому свои первостепенные задачи в начале 90-х мы видели в следующем: первое — преодолеть экономический коллапс советской системы и мобилизовать ресурсные богатства республики на службу безопасности и благосостоянию казахстанцев; второе — не сбавляя темпов глубокого реформирования экономики, выстроить фундамент государственности и сформировать демократические институты; третье — осуществить переход из плановой экономики в рыночную и подготовить модернизационный рывок в социально-экономическом, политическом, культурно-гуманитарном развитии. И все эти годы шаг за шагом мы прокладывали путь, который сегодня политологи и журналисты называют «казахстанским вариантом» развития.
Краеугольным камнем внутренней политики стало укрепление общественной стабильности, гражданского мира, межэтнического и межконфессионального согласия. Незыблемыми принципами казахстанской внешней политики были определены многовекторность и сбалансированность. На передний план выдвинулась экономическая дипломатия, основанная на прагматизме и взаимной выгоде всех участвующих сторон.
За минувшие годы значительно выросла политическая культура казахстанцев. Президентские выборы показали, что наш народ оценивает политиков по их конкретным делам. Казахстан голосовал за то, чтобы Нурсултан Назарбаев как первый президент страны, пользуясь мандатом главы государства, провел намеченные реформы. Это были беспрецедентно открытые, честные, транспарентные выборы на глазах у всего мира.
— За последние два года во многих странах СНГ произошли разного рода цветные революции, а в некоторых даже две. Как Вы думаете, почему волна цветных революций прошла мимо Казахстана?
— Мы внимательно следим за происходящим и делаем выводы. По скорости реформ Казахстан опередил большинство стран СНГ. Сама жизнь подтвердила их верность, основанных на принципе «сначала — экономика, потом — политика», или «демократизация через экономический рост». Об этом наш президент говорил с руководством США в ходе сентябрьского визита в Вашингтон, как о единственно правильном для Казахстана эволюционном пути развития, и они признали и согласились с этим.
Сегодня самые сложные годы для нашей страны позади. Нам предстоит еще немало работы. Мы ставим перед собой новые амбициозные цели — войти в число пятидесяти наиболее развитых стран мира.
В общем, для «революционной ситуации» в Казахстане нет никаких оснований, ее можно пытаться создать только искусственно. Ясно, что и внутри страны, и за ее пределами найдутся силы, которые захотят расшатать ситуацию, применяя испытанные на постсоветском пространстве сценарии. Но, думаю, сам народ не позволит никому «раскачать лодку» и поставить под сомнение наши достижения.
Что касается постсоветских стран, переживших цветные революции, то для нас очень важно, чтобы они смогли как можно скорее выйти на рельсы стабильного экономического и политического развития. И Казахстан всемерно способствует этому.
— Чем, по вашему мнению, обеспечивается стабильность и экономическое развитие в Казахстане — сильной президентской властью или чем-то другим?
— У казахов есть замечательное выражение: «У страны без мечты нет разума, а без единства народа нет изобилия и счастья». Наш народ понимает глубинную суть этого выражения и это действительно самое дорогое для нас. Наши достижения и успехи, поддержка деятельности и курса главы государства — все это безусловный результат стабильности.
В беседе со своими коллегами из развитых европейских стран мы всегда приходим к мнению, что в переходный период сильная власть способствует выходу из кризиса. Если она проводит правильную политику, при которой соблюдаются законы, заставляющие уважать права друг друга — вдвойне.
Мы никогда не забываем о том, что мы — многонациональное государство, и относимся с уважением к культуре, языку, вере представителей всех национальностей (более 130), проживающих в Казахстане. Мы укрепляем мир и согласие в нашем общем доме, создавая тем самым условия для дальнейшего развития экономики и улучшения благосостояния народа. Вот почему глава казахстанского государства превыше всего ставит стабильность и согласие в обществе. Если глубоко осмыслить происходящее вокруг нас, становится очевидным, что вокруг немало угроз и вызовов стабильности. Вспомните хотя бы гражданскую войну в Таджикистане.
То, что в Казахстане все эти годы сохраняется спокойствие, само собой не пришло. Для этого надо было принимать специальные законы, обеспечивающие равенство в стране всех людей, всех национальностей, всех религий и всех культур. Это во-первых. Но мало принять законы. Надо, чтобы они работали, и люди воочию поверили: да, в Казахстане это действительно соблюдается, и обеспечиваются равные права всех. Именно на этой основе, именно поэтому сохраняются в нашей стране стабильность, дружба, доверие между людьми. Всегда в своих обращениях президент говорит о том, что сохранение стабильности — в руках всех казахстанцев, и божественное счастье для Казахстана, что мы это имеем. И этим дорожим, потому что в этом заключается наше будущее, будущее наших детей, процветание нашего Отечества.
— Каким вы видите будущее Казахстана? Будет ли это президентская республика или возможен со временем переход на парламентско-президентскую форму правления?
— В Стратегии развития «Казахстан — 2030», предложенной народу в 1997 году, президент изложил свои концептуальные взгляды о предпочтительном пути развития и ожидаемом образе страны в XXI веке: наша генеральная цель — построить независимый, процветающий и политически стабильный Казахстан с либеральным строем, национальным единством, мощными демократическими институтами, социальной справедливостью и экономическим благосостоянием всего населения. Находясь в самом сердце Евразии, Казахстан просто предопределен на роль «золотого моста» между Европой и Азией.
Развитие свободного общества, общества с рыночной экономикой не может не сопровождаться демократическими изменениями. И мы подойдем, возможно, к каким-то конституционным изменениям, которые сделают власть устойчивой для будущего. Политическое устройство государства должно соответствовать уровню социально-экономического развития. Кроме того, надо учитывать национальные традиции, культурные и исторические особенности. Иначе вместо демократического обновления можно столкнуться с разрушительным действием «демократического волюнтаризма». Во всех начинаниях по развитию государственности, повторю еще раз, нужна последовательность и этапность.
Сегодня мы подошли к такому этапу, когда политические реформы могут пойти и вширь, и вглубь. В стране идет широкая дискуссия о том, какие меры необходимы для дальнейшей либерализации политической системы. Создан специальный институт для такого общественного диалога — Национальная комиссия по вопросам демократизации и гражданского общества. Она ведет работу по нескольким направлениям — это совершенствование выборного законодательства, включая вопросы выборности исполнительной власти в регионах, развитие местного самоуправления, прав человека и ряд других. Казахстанский парламент постепенно переходит на партийную систему, в качестве эксперимента были проведены выборы акимов (глав администраций) в районном масштабе.
Национальная комиссия проанализирует и обобщит результаты общенародной дискуссии и представит законодательные контуры общенациональной программы, подготовит рекомендации по ее реализации. Мы открыты к широкому обсуждению самых разных проектов политических преобразований в обществе. В то же время никаких необдуманных экспериментов, способных поставить под сомнение гражданский мир и внутреннюю стабильность в стране, не будет.
— Как известно, Россия сейчас внедряет у себя демократические ценности, которые описываются словом «суверенная демократия». Какую демократию или, другими словами, какие демократические ценности внедряет у себя Казахстан?
— Концепций и точек зрения относительно развития и быстрого внедрения демократии в мире насчитывается тысячи. Право самостоятельно определять выбор ценностей есть у всех стран, включая Россию. Что же касается Казахстана, то я не ставил бы вопрос таким образом: демократические ценности нельзя внедрить в один день законодательными актами.
И все же коснусь такого важного и интересного элемента демократии как политические партии. Большинство партий в Казахстане появились в результате противоборства политических и политико-экономических элит и групп. Несмотря на возрастающее значение партий для политической системы страны, по большому счету, они на сегодняшний день выступают в качестве механизма используемого различными группами для выражения собственных интересов. При этом главным их интересом является сохранение своего присутствия во власти и экономике. В этом плане рассматривать политические партии как выразителей и защитников интересов различных слоев электората можно достаточно условно. Поэтому я предпочел бы говорить не о внедрении в Казахстане демократии, а об адекватной общественным настроениям, предпочтениям казахстанцев продуманной политике президента.
Казахстан имеет собственную государственную идеологию, которая направлена на создание демократического, социально ориентированного и правового государства, закрепление всех атрибутов реального суверенитета. Наша страна строит демократическое общество, основанное на либеральной рыночной экономике и определенные успехи, как вы видите, уже достигнуты.
— Скажите пожалуйста, что стоит за последними инициативами президента вашей страны, в частности, указами о переводе казахского языка на латиницу и массовом изучении английского языка в школах и вузах? Чем это вызвано? Ведь эта инициатива не нравится российской стороне.
— О целесообразности перевода казахского алфавита на латиницу и желательности изучения английского языка было сказано в выступлении президента на XII сессии Ассамблеи народов Казахстана 24 октября этого года. Как отметил глава государства, латинская графика доминирует в мировом коммуникационном пространстве, а массовое знание населением английского языка является одним из важных факторов экономического успеха таких стран как Япония, Индия, Сингапур, Малайзия.
Казахи в разных странах используют три алфавита. В Казахстане, России и ряде стран СНГ применяется кириллица, в Турции и европейских странах — латиница, а в Китае — арабский шрифт. Если учесть, что почти одна треть казахов проживают вне Казахстана и используют различные алфавиты, естественно, это усложняет общение, налаживание культурных, научных и других связей между ними. Прошедший опыт показал, что современный казахский алфавит состоит из 42-х знаков и затрудняет задачу по вхождению в мировое информационное пространство. Использование же латиницы облегчит ее решение. Но переход на латиницу потребует времени. Не случайно президент дал поручение внимательно изучить эту проблему и дать экспертное заключение. Что касается второй части вопроса, то речь идет о разработке специальной программы углубленного и интенсивного изучения английского языка во всех общеобразовательных школах и вузах, привлечении к ней крупных образовательных структур Великобритании и США.
Полагаю, что стремление к использованию лучших достижений человечества и изучение иностранных языков не имеет политической подоплеки. Я не стал бы судить о реакции российского общества на данную инициативу лишь на основании нескольких публикаций в СМИ. Тем же российским и украинским предпринимателям, киностудиям, издательствам, консультационным структурам и т.д. будет весьма выгодно пользоваться универсальной казахской графикой, работать с молодыми казахстанскими специалистами, владеющими сразу несколькими языками.
— На предыдущем саммите СНГ президент Казахстана выступил с инициативами по реформированию этой организации. Каким в Казахстане видится будущее этой организации, а также ЕвразЭС и ЕЭП?
— Для Казахстана СНГ — это приоритет, тем более что мы председательствуем в этой организации. Потенциал содружества далеко не исчерпан. Более того, сотрудничество в его рамках следует признать плодотворным, поскольку оно способствует реализации многих прогрессивных идей и совместных проектов. Сегодня на пространстве СНГ накопились проблемы как торгово-экономического сотрудничества, так и межэтнических отношений. Поэтому необходимо сделать организацию более привлекательной для всех участников — отказаться от того, что работает неэффективно, и добавить то, что будет взаимовыгодно. Это непростая задача и над ней надо работать.
Президент Казахстана уверен, что Украина тоже двигается в этом направлении и поддержит это объединение: общность позиций двух государств показал последний саммит в Минске. В соответствии с его предложениями, новая модель взаимодействия в рамках СНГ предполагает прежде всего торгово-экономическое сотрудничество на основе принципа разноуровневой и разноскоростной интеграции. В центре внимания остаются и вопросы обеспечения национальной безопасности и стабильности, территориальной целостности и нерушимости границ, совместное противодействие новым вызовам и угрозам — международному терроризму, транснациональной организованной преступности, наркобизнесу. Своего применения в рамках СНГ давно и заслуженно ожидает некогда предложенная Назарбаевым и впоследствии принятая ЕвразЭС программа «Десять простых шагов навстречу простым людям». Для этого у нас есть все предпосылки, главные из которых — добрая воля и желание политического руководства и народов наших стран.
В динамике сотрудничества, стратегических направлениях развития структура ЕвразЭС, очевидно, напоминает модель ЕС. Но историческая, культурная, менталитарная общность государств — членов ЕвразЭС делает их контакты более тесными и комплиментарными. В его рамках необходимо осуществить максимальную интеграцию, а затем и вовсе выйти на создание общего рынка. В рамках же ЕЭП необходимо обеспечить свободу перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. При этом важно, чтобы ЕвразЭС и ЕЭП выступали как взаимодополняющие структуры.
— Многие бывшие страны соцлагеря и СНГ вступили или поставили перед собой цель вступить в НАТО, чтобы, с одной стороны, гарантировать безопасность, и с другой, обеспечивать европейские стандарты жизни. Каким образом Казахстан решает задачу обеспечения безопасности и стандартов жизни?
— Расширение НАТО, выполнение Альянсом задач за пределами зоны ответственности, включая Афганистан, определили его растущую роль в мировой политике. Но со вступлением в НАТО не происходит автоматического повышения уровня жизни. Мы не ставим цели вступить в Альянс, но являемся его активным партнером. Казахстан участвует в программе «Партнерство во имя мира», сотрудничество с Альянсом необходимо для становления нашей армии и мы в этом направлении будем продолжать работать. В ходе недавнего визита главы нашего государства в Брюссель Генеральный секретарь НАТО Яап де Хооп Схеффер, отметив, что Астана является ключевым партнером Альянса в Центральноазиатском регионе, выразил уверенность, что приезд Назарбаева придаст импульс дальнейшему развитию сотрудничества между Казахстаном и НАТО.
Мы высказали свое желание председательствовать в 2009 году в ОБСЕ. Это не политические амбиции, это желание показать Европейскому Союзу и западному миру, что Казахстан стремится к прогрессу и ценностям человечества и хочет жить вместе с развитым миром. Украина нас в этом поддерживает.
Выступая на саммите Тысячелетия ООН в Нью-Йорке, Президент Казахстана высказался, что глобализация, наряду с позитивными изменениями мира, несет в себе немало негативных последствий. Несмотря на большие достижения, ООН не всегда успешно справляется с задачами поддержания мира и безопасности. Поэтому весьма перспективным было бы использование возможностей региональных систем безопасности, таких как ШОС, ОДКБ, Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА). С их помощью при поддержке Совета Безопасности ООН можно было бы урегулировать конфликты без вмешательства во внутренние дела суверенных государств. Казахстан является активным участником данных организаций.
Мы активно сотрудничаем со всеми заинтересованными государствами по обеспечению безопасности и стандартов жизни. Сегодня Казахстан не имеет территориальных споров ни с одним из своих соседей. Доставшиеся от СССР пограничные путаницы разрешены, и трагедии Даманского и Жаланашколя больше не повторятся. Параллельно с этим мы создавали пояс добрососедства и сотрудничества вокруг своих границ — прежде всего с Россией и Китаем, партнерами по СНГ и Центральной Азии.
— Заинтересован ли Казахстан в диверсификации маршрутов поставки энергоносителей и, в частности, в строительстве газопровода или нефтепровода, по которым через Черное море и Украину в Европу поставлялись бы «голубое» и «черное» золото?
— Казахстанские компании интересуются проектом строительства нефтепровода Одесса — Броды — Плоцк, свидетельством чего является Брюссельский меморандум между Казахстаном и Евросоюзом о сотрудничестве в энергетической сфере от 5 декабря этого года. Конкретные же формы участия Казахстана зависят от множества факторов, в том числе от условий инвестиционного климата в Украине. И это уже предмет переговоров между представителями компетентных органов, бизнес-структур двух стран.
Одного желания и фактора исторической близости, общности менталитета здесь мало. В современных условиях жесткой экономической конкуренции, государства, заинтересованные в увеличении товаропотоков и увеличении загрузки собственных морских портов и транспортных предприятий, идут на значительное снижение сквозных тарифов, создают режим наибольшего благоприятствования. Целенаправленная политика по созданию таких условий для пребывания инвесторов, которые максимально были бы приближены к национальному режиму — еще один весомый аргумент в пользу инвестиционной и транзитной конкурентоспособности.
Если Украина создаст вполне конкурентные тарифные условия, привлекательный налоговый, инвестиционной и таможенный климат для казахстанских инвесторов — банкиров и предпринимателей, применит к условиям их пребывания в Украине национальный режим, тогда транзит казахстанских товаров и услуг, в том числе энергоресурсов в Европу через Черное море, получит достойное развитие и продолжение.
— Известно, что ваша страна предлагала украинской стороне участвовать в проектах по разработке и добыче нефти и газа в Казахстане. Но пока, кажется, что- то не слышно о присутствии украинских нефте-газодобывающих или разрабатывающих компаний в Казахстане? Что, по вашему мнению, препятствует этому?
— Тема возможного участия Украины в разработке и добыче нефти и газа в Казахстане неоднократно поднималась в ходе официальных и неофициальных контактов между представителями двух стран. Украинские нефтегазовые компании стали интересоваться Казахстаном относительно недавно, поэтому трудно предположить, что казахстанское законодательство, налоговый и таможенный режим могут быть препятствиями в реализации таких намерений. Казахстан открыт для инвестиций. Тем более для дружественной Украины. Вопросы участия украинских компаний в разработке и добыче нефти и газа в Казахстане, а также поставки энергоресурсов, унификации тарифной системы — все это будет предметом обсуждения в ходе предстоящего визита премьер-министра Украины Виктора Януковича в Астану.
— Как бы вы охарактеризовали текущее состояние торгово-экономических отношений между нашими странами? И что нового может принести следующий год?
— В двустороннем сотрудничестве с Украиной в Казахстане уделяется большое внимание внедрению передовых технологий. Представляет большой интерес военно-промышленный комплекс Украины, значительный потенциал взаимодействия имеется сфере космических исследований. Сейчас ведется активная работа во всех направлениях в соответствии с межправительственным соглашением о военно-техническом сотрудничестве. Опыт и знания Украины чрезвычайно важны и полезны Казахстану.
У вашей страны уникальные возможности для того, чтобы предложить Казахстану выходы на европейские рынки товаров и услуг. Поэтому взаимовыгодное использование транзитных возможностей Украины представляет интерес. С увеличением добычи нефти в Казахстане будет возрастать значение стран, имеющих транзитные и перерабатывающие возможности, возникнет потребность в появлении дополнительных экспортных маршрутов.
Динамично развивается сотрудничество наших стран в области транспорта и коммуникаций, агропромышленном комплексе, аэрокосмической, военно-технической и гуманитарной сферах. В соответствии с договоренностями, достигнутыми в ходе визита в Киев главы нашего государства в прошлом году, создаются совместные производства, осуществляются поставки сельхозтехники, оборудования и запчастей. Казахстанская сторона готова не только закупить украинские самолеты АН 148, но и участвовать в их производстве. В свою очередь Украина, чья мощная промышленность не имеет себе равных в регионе, оказывает содействие в решении вопросов, связанных с ремонтом железнодорожного подвижного и тяглового состава, оказывает «вагонную» поддержку. Кустанайский завод дизельных двигателей совместно с Харьковским тракторным заводом выпускает украинские тракторы с казахстанскими двигателями.
Так случилось, что Казахстан не имеет прямого выхода к мировому океану. Не получили мы в наследство от СССР и авиационную промышленность. Но в сотрудничестве с Украиной казахстанцы не испытывают дискомфорта от этого. Также вы знаете о теплом отношении нашего президента к Украине, где он учился. Наши страны имеют очень близкие по своим параметрам бизнес- среды, систему взаимоотношений между людьми. Предприниматели и банкиры двух стран говорят на одном языке.
Семь лет назад двусторонний годовой торговый оборот между Украиной и Казахстаном составлял 0 млн. По итогам 10 месяцев текущего года мы имеем около ,4 млрд. При сохранении нынешних темпов роста двусторонней торговли Казахстан в ближайшие годы может войти в список пяти-шести крупнейших торговых партнеров Украины, равно как и Украина стать таковым для Казахстана.
— Запланированы ли в ближайшее время встречи президентов наших стран?
— Украина является стратегическим партнером Казахстана и мы стремимся интенсивно налаживать плодотворное сотрудничество по всем направлениям и на всех уровнях. Что касается ближайших встреч президентов наших стран, то по достигнутой договоренности 2007 год будет объявлен Годом Казахстана в Украине, а 2008 год — Годом Украины в Казахстане. Говорю об этом с большим удовольствием, поскольку это важные акции, направленные на дальнейшее развитие всесторонних связей между двумя странами и повышение их имиджа. К торжественному открытию Года Казахстана приурочен визит Нурсултана Назарбаева в Киев в феврале следующего года. Уверен, что к открытию Года Украины в Казахстане будет организован визит Виктора Ющенко в Астану. В нашей стране придают большое значение этим акциям и мы хотели бы провести их на самом высоком организационном и содержательном уровне. Это весьма важный знак, символизирующий процесс встречного движения наших государств, сближения наших народов.
Выпуск газеты №:
№217, (2006)Section
День Планеты