Анатолий ЗЛЕНКО: Не нужно излишней риторики
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20050511/482-3-2.jpg)
— Одно из преимуществ нынешнего МИДа — значительный кредит доверия со стороны мирового сообщества. Удалось ли за эти сто дней украинским дипломатам воспользоваться «оранжевыми шансами»? Чего было больше за это время во внешней политике — достижений или просчетов?
— Приятно отметить, что за этот период произошел ряд насыщенных по содержанию внешнеполитических мероприятий. Важно, что удалось возобновить нормальный политический диалог на высшем уровне между президентами Украины и США. За этот отрезок времени чувствовалось желание придать новый импульс европейской и евроатлантической интеграции. Подписание Плана действий Украина — ЕС, начало интенсифицированного диалога между Украиной и НАТО, выступления Президента Украины на сессии ПАСЕ, на заседании Комиссии Украина — НАТО давали возможность убедиться в динамичном характере внешнеполитической деятельности нашего государства. Все это, конечно, достижения и работает на наше государство. Я не склонен прибегать к чрезвычайно критическим замечаниям в адрес правительства, но мне бы хотелось дать некоторые комментарии по поводу форм и методов. В первую очередь важно избегать излишней риторики. И в том случае, когда речь идет о нашей евроинтеграции, и в том случае, когда речь идет о налаживании двухсторонних отношений, и в том случае, когда речь идет о решении проблем, стоящих сегодня на повестке дня с другими субъектами. Я также думаю, что стоило бы в этом контексте не прибегать к поспешным заявлениям, не подкрепленным ни опытом, ни последующей логикой действий. Нам нужно также, когда строим наши отношения с соседями, учитывать геополитическое расположение Украины и осознавать исторические реалии, которые определяют взаимоотношения между отдельными странами Европы и могут в случае неосмотрительных действий стать препятствием для реализации евроинтеграционного курса.
— Если говорить о соседях, то обострение отношений Украины с крупнейшим из них — Россией — носит неприкрытый характер. Только некоторые его проявления — проблемы, связанные с пребыванием Черноморского флота, отмена визита премьер-министра Украины в Москву, болезненное отношение Кремля к курсу Украины на вступление в ЕС и НАТО. Что, по вашему мнению, является причиной сегодняшних неурядиц в отношениях Украины и России? Как их можно преодолеть?
— Выравнивание украинско-российских отношений всегда давалось нелегко. Новая власть Украины это прекрасно осознает, и потому не случайно первый рабочий визит Президент предпринял в Россию. Вскоре Украина приветствовала у себя президента Владимира Путина. Не состоялся визит премьер-министра. Я не буду вдаваться в комментарии и искать причины переноса этого визита.
— Они, кажется, явные?
— Я думаю, что этот визит в любом случае состоится. Спадет эта «пыль» и все станет на свои места. Не секрет, что есть проблемы, которые, к сожалению, остаются еще нерешенными. Можно говорить, что сейчас в наших отношениях сохраняется динамичная стабильность, которая, конечно, не исключает расхождений и споров. Другой вопрос: как с этими проблемами справиться, как подавать общественности все, что происходит в направлении развития украинско-российских отношений? Мы являемся свидетелями довольно излишней риторики, которая искажает атмосферу отношений, внушает недоверие и несет тревогу. Важно «не заговорить» все то позитивное, что существует в наших отношениях как стратегических партнеров и соседей. И главное, чтобы этими отношениями, как собственно и их оценками, занимались те, кто непосредственно к этому причастен. Нам необходимо решать еще много вопросов. Только спокойно, в благожелательной и доверительной атмосфере, которая даст возможность выйти на соответствующие решения, избегая возбуждения международного сообщества или общественности.
— Думаете, Россия когда-нибудь смирится с намерениями Украины присоединиться к ЕС и НАТО?
— Нам нужно вести разумный диалог с Россией. Обострение отношений повлечет за собой соответствующую реакцию партнеров Москвы, которые, конечно, могут создавать препятствия для того, чтобы мы могли продвигаться. Россия сама ищет выход на демократические институты, и она уже нашла определенный modus vivendi с НАТО. Мы должны продолжать его углублять. Думаю, что именно в этом русле мы будем выходить и на исполнение решения о евроатлантической интеграции. Это нормальный процесс. Мы независимое государство и вправе вести свою самостоятельную внешнюю политику. И я думаю, международное сообщество нас поймет. Тем более, если мы будем не только вести работу, ориентированную на чиновников и официальные круги, но и на общественность, убедительно доказывать стратегичность именно такого курса нашего государства, то, считаю, мы получим поддержку не только на постсоветском уровне, но и среди европейской общественности.
— Еще один болезненный вопрос в отношениях Украины и России — ЕЭП. Его рождение произошло как раз в то время, когда вы занимали должность министра. Хотя, возможно, и без вашего участия...
— Да, без моего.
— Считаете ли вы этот проект жизнеспособным, учитывая разницу в подходах к его реализации в Москве и Киеве?
— Украина подчиняет свою внешнюю и внутреннюю политику евроинтеграционным процессам. Этот курс не может быть предметом каких-либо споров. Относительно ЕЭП Украина должна проанализировать все, что на сегодня наработано, и прийти к выводу: не противоречит ли это все Конституции и законодательству государства? Если все находится в соответствии, и если мы сможем использовать ЕЭП для укрепления экономики нашего государства, то это может сделать Украину более экономически сильным государством, что в свою очередь ускорит реализацию евроинтеграционных процессов. Я в свое время уже высказывался по этому поводу, и это как раз послужило ускорению принятия решения по моей отставке. Я убежден, что Украина должна интегрироваться в ЕЭП настолько, насколько это соответствует прежде всего национальным интересам и евроинтеграционным устремлениям. Есть вещи, которые на сегодня не могут быть нами однозначно восприняты. Мы не можем спокойно смотреть на то, что может быть создан наднациональный орган. Мы не можем смотреть на то, что может быть создан таможенный союз или введена единая валюта. Думаю, с этим нам будет очень трудно мириться, и потому я полностью разделяю те заявления, которые призывают провести соответствующую работу и проанализировать документы, которые наработаны в рамках Группы высокого уровня по созданию ЕЭП. Мы должны исходить из того, что в случае позитивного вывода целью нашего участия в этом механизме ЕЭП является эффективное функционирование зоны свободной торговли без изъятий и ограничений.
Выпуск газеты №:
№82, (2005)Section
День Планеты