Перейти к основному содержанию

Антиаллерген для Евросоюза

Что нужно делать, чтобы Украину благосклонно воспринимали в ЕС?
10 июня, 00:00
Чрезвычайный и Полномочный Посол Украины в Австрии Владимир ОГРЫЗКО уверен, что завоевать место среди государств Евросоюза Киев сможет только путем конкретных усилий. Сегодня, отмечает дипломат, уже заметны немалые результаты на этом направлении, а потому меняется к лучшему и атмосфера в отношениях между двумя сторонами. О том, как относятся в Вене к европерспективам Киева, о влиянии «восточно-западных» колебаний Украины на позиции в международной политике — в интервью с послом Владимиром Огрызко. Начали мы беседу с заявления, сделанного на прошлой неделе министром иностранных дел Австрии Бенитой Ферреро-Вальднер о возможном ассоциированном членстве Украины в ЕС: «Мы не должны быть формалистами. Австрия вступила в ЕС без заключения соглашения об ассоциированном членстве».

— Вам не показалось, что министр иностранных дел Австрии несколько «разрушила» видение украинским руководством реализации курса на евроинтеграцию, указав на необязательность ассоциированного членства в Евросоюзе, к которому стремится Киев?

— Бенитта Ферреро-Вальднер просто указала на опыт Вены по вступлению в ЕС: Австрия выполнила все необходимые условия, а потому статус ассоциации оказался не нужен. Поэтому Австрия, поддерживая стремление Киева к европейской интеграции, обращает особое внимание на необходимость выполнения соответствующих критериев. Украина должна войти в Европу сильным, демократическим государством. Только конкретная работа даст возможность пройти этот, так сказать, адаптационный путь. Нужно сосредоточиться на решении практических вопросов — получении Украиной статуса государства с рыночной экономикой, вступлении во Всемирную торговую организацию, создании зоны свободной торговли с ЕС. Сколько не говори «халва», а слаще не станет, сколько бы кто не говорил, что мы хотим в ЕС, а ближе с помощью только заявлений к ЕС мы не станем. Для Украины важность слов министра иностранных дел Австрии заключается в том, что безразлично, каким образом мы назовем очередной этап продвижения к ЕС, главное, чтобы мы шли с реальными достижениями. Некоторые страны уже довольно давно находятся в так называемом waiting list (список ожидания. — Ред. ) Евросоюза однако, по оценкам многих дипломатов, они вряд ли могут претендовать на членство в ближайшее время, поскольку далеки от выполнения обязательств.

— Есть ли гарантии, что и Украину не ждет подобная судьба? Австрийцы, как известно, в большинстве своем не лучшим образом относятся к расширению ЕС...

— Гарантии — в нашей работе и результатах. Население всего Евросоюза и, в частности, Австрии, очень серьезно переживает по поводу расширения, поскольку фактически речь идет об удвоении количества членов ЕС. Это — внутреннее землетрясение, и его нужно пережить. Что происходит после землетрясения? Природа «приходит в себя». Так же и в ЕС определенное время пойдет на консолидацию усилий, на переосмысление деятельности в новой ситуации. Поэтому требовать от населения ЕС «Расширяйтесь дальше и немедленно!» было бы несколько наивно. Как говорят в самих странах Союза: новую волну нужно «переварить», иначе можно поперхнуться. Чтобы процесс шел нормально, важно не ускорять события. Украина сейчас на том этапе своего приближения, когда нужно объективно очертить этапы интеграции и четко их выполнять. Быть же бедным родственником вряд ли приемлемо как для тех, кто принимает, так и для того, кого принимают. Если вступать в ЕС, то вступать нужно достойно. Это даст преимущества всем — и ЕС, и Украине.

— Какие преимущества может получить Евросоюз от Украины, которая, декларируя свой европейский курс, работает над созданием единого экономического пространства с Россией?

— Мы все время говорим, что Украина должна стать серьезным экономическим партнером. А это возможно только благодаря разумной экономической стратегии и политике, успешность которой определяется выходом государства на международные рынки. Украина должна присутствовать везде — в Европе, в Африке, в Азии. Поэтому если мы построим действенные экономические отношения с бывшими республиками Советского Союза на основе принципов ВТО, если мы сможем достичь того, о чем говорим по меньшей мере десять лет и создадим зону настоящей свободной торговли без изъятий и ограничений, то это только укрепит экономику Украины. Мы сможем работать эффективнее, зарабатывать больше. Лично я не вижу здесь никакой проблемы, если сотрудничество будет базироваться на основе принципов ВТО и не будет противоречить национальным интересам Украины. Такой подход, насколько мне известно, и реализуется сегодня в ходе переговоров по созданию единого экономического пространства.

— Что может сделать Украина для ЕС, а ЕС для Украины для максимального взаимного сближения?

— Все это лежит в экономической плоскости: сначала получение статуса страны с рыночной экономикой, потом вступление в ВТО, а затем — создание зоны свободной торговли с ЕС. Реализация этих шагов позволит нам стать действительно ближе. Если Евросоюз после длительных переговоров предоставит Украине статус государства с рыночной экономикой, то это будет большим позитивным моментом. Киев обращался с просьбой ускорить этот процесс, поскольку он затянулся и затянулся абсолютно неоправданно. В Брюсселе говорят, что этап раздумий в ЕС заканчивается и, скорее всего, предоставление статуса может произойти уже до конца текущего года. Если мы сможем до конца этого года преодолеть стоящие на пути в ВТО барьеры, то мы выполним второй этап. После этого начнется технический процесс переговоров по созданию зоны свободной торговли с ЕС. В этом и заключается помощь ЕС для сближения, но это помощь для самопомощи. Мы сами должны прилагать конкретные усилия. Брюссель может только оказать поддержку для ускорения интеграции Украины.

— Как часто можно услышать среди австрийских политиков о возможности вступления Украины в ЕС?

— Отношение австрийского политикума к европейскому курсу Украины позитивное при понимании того, что нужно немало сделать. Здесь важно идти путем создания соответствующей атмосферы, когда идея становится понятной и от нее никто не отмахивается. Об этом недавно и говорилось во время саммита глав государств Центральной и Восточной Европы в австрийском городе Зальцбурге. Мои австрийские коллеги подтвердили, что зальцбургская встреча стала практическим обсуждением вопросов третьей волны расширения ЕС. Идея уже витает в воздухе, становится не какой-то фантазией, а приобретает конкретные очертания. Этот этап также важен, чтобы в будущем среди руководства государств ЕС не возникало нежелательной аллергии. Приятно, что сейчас такая аллергия начинает постепенно исчезать. Благодаря чему? Благодаря содержательной и взвешенной внешней политике, благодаря экономическим результатам Украины.

— Аллергия на уровне политическом, возможно, исчезает, однако как насчет уровня «земного»? Насколько соответствуют действительности жалобы украинских граждан на проблемы, возникающие при получении шенгенских виз именно в посольстве Австрии в Киеве?

— Этот момент нас действительно беспокоит и нужно самым решительным образом преодолеть существующую практику. Я не могу назвать ее дискриминационной, но она не позволяет должным образом интенсифицировать контакты. Мы об этом говорили австрийским коллегам, и думаю, что наши предложения будут должным образом учтены в работе. В дипломатии все должно быть на основе взаимности, как и в любви: к этому тезису должна приближаться и Вена. Если посольство Украины в Австрии может выдать через несколько дней визу по почте, получив перед тем необходимые документы так же по почте, то для того, чтобы украинский гражданин получил визу, нужно трижды прибыть в посольство Австрии. Хорошо, если человек живет в Киеве, а если в Донецке или Виннице? Трижды нужно приехать в Киев. Конечно, такие вещи неприемлемы и, конечно, мы будем настаивать, чтобы такой порядок был изменен.

— В Украине в последнее время значительно оживились разговоры о нефтепроводе Одесса — Броды, австрийская компания OMV упоминается как один из будущих «нефтяных» партнеров Украины. Не преувеличен ли интерес австрийцев к этому проекту?

— Во время прошлогоднего визита Леонида Кучмы в Австрию между ГАО «Черноморнефтегаз» и нефтяным концерном ОМV был подписан меморандум о сотрудничестве. Сейчас он приобретает реальные измерения, речь идет о начале работ по добыче нефти на шельфе Черного моря. На втором этапе произойдет создание сети автозаправочных станций в Украине. На третьем подойдет очередь к вопросу об участии в нефтепроводе Одесса — Броды — Плоцк или же через трубопровод «Дружба» в Европу, на ту часть, которая идет на Словакию, Австрию и дальше. Каспийская нефть обязательно дойдет до Австрии. Мы поддерживаем рабочие контакты с руководством концерна ОМV, они заинтересованы в этом сотрудничестве. Это и есть наше реальное приближение к Европе — то, что делает нас настоящей интегральной частью Европы.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать