Перейти к основному содержанию

Атлантический кризис

12 февраля, 00:00

То, о чем говорили в последние недели — непонимание между Соединенными Штатами и ведущими странами Европейского Союза — переросло в конфликт интересов, который привел к первому после «холодной войны» политическому кризису в НАТО. После того, как Франция, Германия и Бельгия в понедельник заблокировали предложение Соединенных Штатов оказать военную помощь Турции, которой может угрожать удар со стороны Ирака, стало очевидным, что о трансатлантическом единстве в том варианте, в котором оно существовало до падения Берлинской стены, можно забыть. Весьма значительным фактором новой геополитики может стать то, что вечером в понедельник к трем странам «старой Европы» присоединилась Россия. После переговоров в Париже между президентом Франции Жаком Шираком и президентом России Владимиром Путиным было обнародовано трехстороннее франко-немецко-российское совместное заявление, в котором три страны выступают за обеспечение всех необходимых условий для мирного разоружения Ирака. А также указывается на то, что альтернатива войне существует, что война может быть только крайним средством, что любые решения должны соответствовать Уставу ООН. Обсуждение различных путей процесса разоружения Ирака, как сказано в документе, должно продолжаться в духе дружбы и взаимного уважения, которые характеризуют отношения этих стран с Соединенными Штатами, а также с другими государствами.

Как отмечал президент Франции, «ничто не оправдывает войну». При этом, как сообщила «Монд», Жак Ширак заявил, что существующее мнение, отличающееся от мнения Соединенных Штатов, не означает, что атлантическая солидарность больше ничего не значит. Сама тема, по словам президента Франции, требует морального подхода. «Я разочарован тем, что Франция мешает НАТО помочь подготовиться такой стране, как Турция, — сказал, комментируя вето Франции, Германии и Бельгии на просьбу Вашингтона направить войска и самолеты системы АВАКС в Турцию президент Соединенных Штатов Джордж Буш. — Я не понимаю этого решения, которое негативно повлияет на Альянс». Представители Парижа, Берлина и Брюсселя, в свою очередь, уверяют, что не ставят под сомнение необходимость применить в случае надобности статью 4 Вашингтонского договора — о предоставлении помощи союзнику по НАТО в том случае, если он окажется под угрозой. Три страны «старой Европы», однако, считают, что такое решение сейчас, пока не исчерпаны все дипломатические возможности, было бы преждевременным. При этом считается, что Франция вряд ли изменит свою позицию до 14 февраля, когда в ООН будет представлен очередной отчет группы инспекторов. Министр обороны США Дональд Рамсфельд заявил, что в случае необходимости помощь Турции можно предоставить и вне рамок НАТО. Итак, речь идет уже далеко не о тактических разногласиях, которыми дипломатические споры объяснялись в начале. Речь идет уже о различных подходах к глобальным делам, когда по-разному оцениваются роль и место Соединенных Штатов.

Все это привело к серьезному кризису, который в самом Альянсе оценивают едва ли не как самый серьезный за время существования организации, или, по крайней мере, с тех пор, как в 1966 году президент Франции Шарль де Голль заявил о выходе Франции из военной организации НАТО, а штаб-квартира и военное командование НАТО были передислоцированы из Парижа в Брюссель и Монс. В последние два дня Совет НАТО на своих экстренных заседаниях без особого успеха пытался восстановить консенсус между девятнадцатью странами — членами Альянса. «Понятно, что в ближайшие дни должно быть какое-то движение со стороны одной или двух стран, — сказал «Дню» хорошо информированный источник в штаб-квартире НАТО, имея в виду «протестантов». Речь идет, по его словам, о политических делах, и именно поэтому решение должно быть принято не внутри Альянса, но на высшем политическом уровне. «Безусловно, будут какие-то изменения, но слишком трудно прийти к консенсусу. К тому же, формально дискуссия касается только вопроса, оказать ли сейчас помощь Турции, либо стоит с этим немного подождать. Но следует признать, что, в частности, позиция Франции — последовательная. И в определенном смысле можно говорить, что дискуссия в НАТО стала жертвой дискуссии в Нью-Йорке» (то есть, в ООН. — Ред. ).

Вряд ли сегодня речь идет о расколе НАТО. Речь идет просто о том, что именно та составляющая, которая удерживала Альянс в духе трансатлантического единства — то есть, советская угроза — перестала существовать раньше, чем это было осознанно и на Западе, и в определенном смысле — на Востоке. Соединенные Штаты больше не могут быть единственным игроком на мировой арене, поскольку в последние годы возросло политическое влияние Европы, — той самой «старой Европы», о которой так пренебрежительно говорил госсекретарь США Колин Пауэлл, и которая, на самом деле, появилась не без значительной помощи США после войны.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать