Азербайджан — следующий?
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20051102/4202-3-2.jpg)
В Азербайджане набирает обороты «дело о попытке государственного переворота». На днях в ней обвинен бывший президент Академии наук Азербайджана Эльдар Салаев. Как сообщила генеральная прокуратура, показания против Салаева дал экс-министр финансов Фикрет Юсифов, также обвиняемый в заговоре. Академик Салаев был арестован 29 октября. Всего по этому делу задержаны 12 человек. Они считаются виновными в действиях, направленных на подготовку массовых беспорядков и попытку захвата власти в Азербайджане 17 октября текущего года, когда в Баку должен был прилететь экс-спикер парламента Расул Гулиев. Напомним, что он был задержан по дороге в Симферополь, но затем по решению крымского суда отпущен на свободу. Фикрет Юсифов показал, что по заданию Гулиева передал Эльдару Салаеву $305 тысяч, полученных от отдельных лиц, в том числе от экс-министра здравоохранения Али Инсанова и экс-президента Госконцерна «Азерхимия» Фикрета Садыгова для насильственного захвата власти и организации массовых беспорядков.
По мере того, как Азербайджан приближается к парламентским выборам, которые состоятся 6 ноября, главный вопрос заключается в том, произойдет ли в стране своя собственная «цветная революция» — так, как были свергнуты бывшие советские элиты в Грузии, Украине и Кыргызстане за последние два года. Нельзя исключать такой исход, но перспективы являются по крайней мере неопределенными.
Правящая партия Азербайджана «Ени Азербайджан» сталкивается с многочисленными проблемами, несмотря на поддержку президента Ильхама Алиева и привилегированный доступ к государственным ресурсам. По крайней мере, три оппозиционные партии — «Мусават» Исы Гамбара, «Национальный фронт» Али Керимли и Социал-демократическая партия — пользуются политическим влиянием с тех пор, как Ильхам стал преемником своего недавно умершего отца — Гейдара Алиева — в 2003 г.
Более того, как и в Грузии, Украине и Кыргызстане, династическая политика в Азербайджане отражает господство кланов, успех членов которых определяется близостью к президенту. Такие системы могут казаться стабильными, но по сути они являются хрупкими, так как для большинства населения они — воплощение беззакония, несправедливости и крайней бедности.
Оппозиция уже начала готовить почву для изменений. Лидеры оппозиционного блока трех партий «Азадлыг» («Свобода») объявили о том, что они будут считать любые результаты выборов, при которых оппозиционные партии наберут менее 70% голосов, сфальсифицированными, и что за этим последуют уличные протесты. Это соответствовало бы той модели, которую мы наблюдали в Сербии в 2000 г., Грузии в 2003 г. и в Украине в 2004 г.
Но сработает ли такая схема в Азербайджане? «Генеральная репетиция» провалилась в октябре 2003 г., когда оппозиция, неспособная сплотиться вокруг одного кандидата для того, чтобы бросить вызов Ильхаму на президентских выборах, объявила о том, что результаты были сфальсифицированы, и призвала людей выйти на улицы. Вышли всего несколько сотен, и полиция быстро разогнала их, арестовав многих.
На этот раз оппозиция объединилась, посчитав, что гораздо легче договориться о взаимной поддержке 125 парламентским кандидатам, чем остановиться на одном кандидате в президенты. Однако власти могут получить превосходство. В Тбилиси, Киеве и Бишкеке лидеры «цветных революций» ранее занимали высокие должности в режимах, которые они затем обвинили в коррупции; но все же им удалось получить доверие населения. Не факт, что подобное возможно в Азербайджане, где 1992—1993 гг. — время, когда некоторые лидеры оппозиции были у власти — все еще вызывает горькие воспоминания о войне и кризисе.
Однако, гораздо важнее то, что предыдущие «цветные революции» подчеркивают решающую роль мирового общественного мнения и всемирных средств массовой информации, которые его формируют. Как и в Грузии, Украине и Кыргызстане, судьба режима и страны вполне может зависеть от того, изображается ли сегодняшнее правительство на мировых телевизионных экранах в качестве нарушителя прав человека, отвергающего «общепринятые демократические ценности».
Такое изображение может быть менее обоснованным в Азербайджане. После прихода к власти в 1993 г. Гейдар Алиев остановил войну с Арменией из- за Нагорного Карабаха, обеспечил существование Азербайджана как суверенного государства и по мере процветания нефтегазового сектора наблюдал за ростом международного авторитета страны. Передача власти от отца к сыну прошла мирно, и администрация Ильхама осуществляла контроль над завершением нефтепровода Баку — Тбилиси — Джейхан — к раздражению России и Армении.
В то же время высокие цены на нефть предоставили возможность для более высоких расходов на социальные нужды и инвестиций в развитие инфраструктуры. В настоящее время Баку напоминает огромную строительную площадку с многоэтажным жильем, магазинами и дорогами, которые строятся с бешеной скоростью.
Но, в конечном счете, это может не иметь никакого значения, если Запад — и в особенности Соединенные Штаты — решат, что режим Ильхама не отвечает их интересам. Главный интерес Запада заключается не в нефтяных запасах Азербайджана, которые в 2004 г. составили лишь 0,06% от общего количества в мире, а в его геополитическом положении на перекрестке мировой энергетики и транспортных коридоров. Кроме того, Азербайджан — государство, находящееся на линии «иранского фронта».
Пока что кажется, что Запад поддержит Ильхама в его борьбе с оппозицией. Бывший госсекретарь США Мадлен Олбрайт, президент Европейского парламента Рене Ван дер Линден и заместитель госсекретаря США по мировым вопросам Пола Добрянски — все не так давно посетили Баку. Как выразился старейшина внешней политики США Збигнев Бжезинский в интервью немецкой радиостанции: «Большинство азербайджанцев фактически поддерживают президента Ильхама Алиева. Поэтому ситуация отличается от тех, которые имели место в Грузии, Украине и Кыргызстане».
Тем не менее, Запад, кажется, делает двойные ставки, поддерживая связи с оппозицией. Как добавил Бжезинский: «Конечно, важно, чтобы политический режим в Азербайджане был настолько стабильным и законным, насколько это возможно». Если Запад решит, что правительство стало ненадежным, телевизионные кадры еженедельных столкновений демонстрантов с полицией Баку, отказ Ильхама от участия в телевизионных дебатах и конфискация всех оранжевых объектов из магазинов очень пригодятся.
Конечно, одни современные технологии не могут вызвать революцию. Но почти все бывшие советские государства остаются слабыми и поэтому уязвимыми для внутренних беспорядков. Азербайджан не является исключением, и Россия, которая обожглась в результате своего неприкрытого вмешательства в Украине, демонстрирует все признаки того, что на этот раз она намерена отстраниться. Правительство, казалось бы, уверено в том, что высокие цены на нефть, административные ресурсы и господство местных СМИ гарантируют победу на выборах. Но этого может быть недостаточно.
Александр МУЗЫКАНТСКИЙ — заведующий кафедрой факультета мировой политики в Московском государственном университете.
Выпуск газеты №:
№202, (2005)Section
День Планеты