B ожидании новой партии
Ни у кого, вероятно, не вызывает сомнений, что последние договоренности между Израилем и Палестинской автономией- лишь «местная анастезия» для того, чтобы приглушить конфликт на время до президентских выборов в США. Причем, анастезия не особенно эффективная — несмотря на принятие с обеих сторон мер по выполнению договоренностей, кровавые стычки не только продолжаются, но и поощряются, форсируется силовой вариант разрешения конфликта. Постепенно становится понятной мысль о бесперспективности попыток решения конфликта в существующих рамках — потенциал взаимных уступок практически исчерпан.
В лагере арабских стран все больше склоняются к силовым вариантам решения конфликта по примеру Ливана. После объявления результатов египетского саммита в Иордании, Египте, Сирии, Ливане прошли многотысячные демонстрации в поддержку палестинцев. Руководители Ирана и проиранского движения «Хезболлах» в Ливане призвали к вооруженной борьбе против Израиля. Президент Ирака Саддам Хуссейн заявил, что его страна способна военным путем уничтожить Израиль. Еще год тому назад представители местных властей Израиля на оккупированных территориях сообщали, что «неконтролируемое вооружение арабского сектора достигает угрожающих масштабов, и арабские поселки превращаются в пороховые бочки». По оценкам израильских военных, «это — уже не восстание, это — война».
Одним из возможных сценариев развития ситуации в конфликтном регионе может стать распространение конфликта на круг экономических и политических интересов большинства стран региона. Такой сценарий несет в себе как позитивный, так и негативный потенциал. При благоприятном стечении обстоятельств, может произойти «размывание» конфликтной ситуации, способствующее появлению новых подходов к ее нормализации. Но это, по сути — новая партия. Однако, глубокие различия религиозного, культурного, политического, экономического характера в стане конфликтующих сторон делают позитивный исход маловероятным, по крайней мере, в обозримой перспективе. Не исключено, что цена такой многоходовки может оказаться неприемлемо высокой: расширение границ проблемной зоны обусловит втягивание в конфликт больших масс мирного населения стран региона; нельзя исключать волн терроризма с эпицентром на Ближнем Востоке, которые будут сопровождаться многочисленными жертвами.
Еще не сказала последнего слова Россия, имеющая традиционно высокое влияние на страны арабского мира — памятуя огромные потоки оружия и другой безвозмездной помощи, которые во времена «холодной войны» шли на Ближний Восток из бывшего Советского Союза. В этом контексте не следует забывать, что ситуация в этом регионе является одним из факторов, которые влияют на процесс «корректировки» ценовой политики на мировом нефтяном рынке. Последнее — важный источник поступлений в российский бюджет от нефтяного экспорта. Имея в своем распоряжении рычаги влияния на эту ситуацию, Россия может значительно повысить свой статус в отношениях с Западом. Нет сомнений, что таким шансом Россия постарается воспользоваться в полном объеме.
Исключительно важными в окончательном разрешении конфликта будут позиции региональных лидеров — Ирана, Сирии, Египта, Иордании, — а также политика Запада по отношению к ним. От исламского фактора избавиться не удастся. Но ему необходимо найти новую, «более равную» и конструктивную роль в ряде других факторов, которые определяют процесс мирового развития.
Позитивные сценарии разрешением палестино-израильского конфликта возможны при условии соответствующей корректировки политического курса США и стран Евросоюза, прежде всего, относительно Ирана. Этот вопрос может быть решен в США лишь после президентских выборов. «Иранской стороне нужны извинения за различные санкции, враждебное отношение, обвинения против нашей страны, и, кроме того, практические шаги, которые докажут, что поведение США изменилось реально», — заявил на пресс-конференции в Нью-Йорке во время Саммита тысячелетия президент Ирана Мохаммед Хатами.
Некоторые признаки положительных сдвигов в этом направлении можно наблюдать на примере предвыборных высказываний Буша-младшего относительно, в частности, готовности пересмотреть перспективы проекта Баку—Джейхан в пользу альтернативных маршрутов транспортирования каспийской нефти — через Россию и Иран. Возможные результаты выборов далеко не очевидны, но от «потепления» американо-иранских отношений в выигрыше осталась бы и Украина — в свете рассматриваемой Ираном возможности использования маршрута транспортировки своего газа через территорию Армении, России и Украины как наиболее экономичного. Возможность «окрика» США за нежелательное для Вашингтона расширение сотрудничества с Ираном была до сих пор для Украины весомым сдерживающим фактором.
Прогноз, особенно в споре двух различных цивилизаций — дело неблагодарное. Однако, в общих чертах возможные сценарии описать возможно. Итак, если президентские выборы в США не дадут арабским странам гарантий пересмотра политики Вашингтона на Ближнем Востоке, и 15 ноября заседание Центрального совета Организации освобождения Палестины состоится и закончится принятием решения о провозглашении независимости — это будет означать, по сути, объявление войны Израилю и его западным союзникам. «Удавить» Израиль арабским странам не удастся, а значит, не удастся избежать и кровопролитной бойни. В принципе, с некоторыми отличиями может быть повторена ситуация 1948— 1967 гг. Диалог между западной и мусульманской цивилизациями, не начавшись, окажется прерванным. Стабильность в регионе будет подорвана, распространяясь на страны Средней Азии. Волны террористических акций исламистов прокатятся по странам Запада. «Взрыв» на нефтяном рынке ослабит позиции западных стран и усилит позиции России.
Наиболее приемлемым сценарием развития событий был бы отказ от форсирования событий до президентских выборов в США, перенос решения вопроса о провозглашении независимости Палестины на некоторый срок, пока новая политика в США не вырисуется с достаточной четкостью. Такая «передышка» дала бы шанс за счет более глубоких уступок конфликтующих сторон и их союзников попытаться найти наиболее конструктивный выход из «тупиковой» ситуации. Реализация такого варианта во многом будет зависеть от размеров «компенсации» сторонам конфликта за возможные потери, без которых компромисс практически не возможен. Степень готовности сильных мира сего «потрясти кошельками» для предоставления такой «компенсации» будет свидетельствовать о зрелости человечества, его способности к дальнейшему выживанию. «Отсутствующих» в этом процессе не будет, и Украине участия в нем не избежать.
Выпуск газеты №:
№202, (2000)Section
День Планеты