Перейти к основному содержанию

Бедствие Европы

24 июня, 19:41

Это произошло. После того, как Франция и Нидерланды отвергли Европейский конституционный договор, ирландское «нет» стало вторым и, вероятно, решающим ударом по сильной и объединенной Европе.

12 июня 2008 года должно запомниться как день, который определил историю Европы. Вне зависимости от того, какие будут предприняты спасательные меры, они не могут скрыть тот факт, что ЕС покинул мировую сцену, как серьезный внешнеполитический игрок, по крайней мере, на десять лет (если не намного дольше).

Это произошло в то время, когда проблемы на Балканах остаются нерешенными, Америка испытывает сравнительный упадок, Россия набирает силу, внутренняя политика Турция идет не в том направлении, Ближний Восток — непосредственный сосед ЕС — угрожает взорваться, а скорость развития Китая и Индии как новой силы будет определять глобальную экономику и политику завтра.

Бедная Европа! После референдума в Ирландии она слепо и безрассудно поставила себя на край политической бездны. Конечно, ЕС будет продолжать свое существование, как и продолжат функционировать его институты, к лучшему или худшему, основываясь на ниццском договоре. Однако активная, сильная Европа, способная определять свою собственную судьбу, еще некоторое время не появится среди игроков.

Когда такие уважаемые средства массовой информации, как «Financial Times» предупреждают о повторении европейской психодрамы и вместо этого призывают работать над «результативной Европой», то это скорее следует воспринимать, как плохую шутку, а не как серьезную альтернативу. Ни уговорами, ни кнутом осла нельзя превратить в скаковую лошадь, пока кто-то втайне удовлетворен состоянием осла. Именно это и является ключевой проблемой Европы: некоторые члены не хотят выходить за пределы возможностей осла.

Тем не менее, можно реформировать институты, если они не будут работать, и именно это тщетно пытался сделать ЕС на протяжении 20 лет. После 1989 года история поставила вопрос о необходимости расширения ЕС, но без проведения институциональной реформы положение в Европе из 27 стран-участниц неизбежно ухудшится — что принесет ее гражданам еще большее разочарование.

Какие будут последствия референдума в Ирландии?

1. Сильная европейская внешняя политика, столь нужная, учитывая сегодняшнюю ситуацию в мире, была похоронена 12 июня на неопределенный срок. Национальным государствам снова придется самостоятельно контролировать внешнюю политику. Это относится и к демократизации ЕС, а, следовательно, его приближенности к простым гражданам, а также его признания ими. Учитывая это, ирландское решение выглядит особенно гротескно, так как оно сказало «нет» как раз тому, что страна требовала.

2. ЕС войдет в стадию стагнации. Процесс расширения будет либо отложен, либо полностью остановлен, поскольку ЕС не может и дальше позволить себе принимать новых членов, руководствуясь «ниццской конституцией». Сначала цену заплатят балканские государства, а следом и Турция.

3. Более мелкие и средние члены, кроме того, заплатят за ирландское решение, когда внешняя политика будет снова ренационализирована. Они потеряют влияние. Нет ничего действительно нового в том, если будет восприниматься политическая позиция только Франции и Великобритании. Однако с Германией дела обстоят иначе. Германия на протяжении долгого времени видела свои стратегические интересы внутри структуры интегрированного ЕС. Долговременная блокада сильного ЕС обязательно изменит эту точку зрения.

4. В качестве альтернативы большему и сильному ЕС франко-германские отношения снова выйдут на передний план. В будущем тесное сотрудничество между Германией и Францией больше чем когда-либо сформирует старый и новый центры силы в блокированном ЕС. Однако, учитывая ниццский договор, это приведет к внутренней дезинтеграции ЕС и формированию двух лагерей: ЕС интеграции и ЕС Общего рынка. Фактически в рамках ЕС снова возникнет Европейский экономический союз и Европейское соглашение о свободной торговле.

5. Внутри более обширного ЕС солидарности будет грозить упадок. Солидарность — это не улица с односторонним движением. Ирландия, одна из стран, которая получила наибольшую материальную выгоду от идеи европейского объединения, отвергла эту идею. Таким образом, переговоры о Европейском валютном соглашении, сердце европейской солидарности, в будущем будут намного жестче, чем раньше (и без того уже достаточно трудные). Более бедные члены ЕС пострадают от такого развития событий.

Остается крошечный шанс предотвратить катастрофу, если Ирландия со своим «нет» останется изолированной в ЕС. Тем не менее, кроме этого, мы должны серьезно рассматривать, выиграют ли все участвующие стороны и Европа, если в рамках ниццского договора и Общего рынка начнется процесс разделения: члены, выступающие за политическую интеграцию, должны идти дальше, в то время как довольствующиеся Общим рынком должны оставаться позади.

Это формула работала в случае с монетарным союзом. Так почему ее не применить к политической интеграции? В любом случае, полный отказ от участия лучше, чем долговременная блокада и дезинтеграция европейского проекта.

Йошка ФИШЕР — министр иностранных дел и вице-канцлер Германии с 1998 по 2005 гг., возглавлял партию Зеленых Германии на протяжении примерно 20 лет.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать