Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Бельгийский Союз на четырех»,

или Об особенностях жизни в стране, в которой восемь месяцев не могут сформировать правительство
21 февраля, 20:14
КОРОЛЬ БЕЛЬГИИ: «ЭТО НАДО ДЕЛАТЬ, НО ЧЕСТНО ГОВОРЯ, ЭТО ВАРВАРСТВО». НА КАРИКАТУРЕ, НАЧИНАЯ СВЕРХУ СЛЕВА НАПРАВО ЖЕЛТЫЙ ЦВЕТ ВЫДЕЛЕН ФЛАНДРИИ, РОЗОВЫЙ — ВАЛЛОНИИ, БЕЛЫЙ — НЕМЕЦКОЯЗЫЧНОЙ ОБЩИНЕ, ГОЛУБОЙ — РЕГИОНУ БРЮССЕЛЬ / РИСУНОК ПЬЕРРА КРОЛЯ ИЗ САЙТА LESOIR.BE

В прошлый четверг Бельгия побила рекорд Ирака, которому понадобилось 249 дней, чтобы курды, шииты и сунниты достигли консенсуса и сформировали правительство. Это произошло 21 декабря, а выборы состоялись 7 марта 2010 года. Но пусть не злорадствуют евроскептики. Королевство благодаря своим традициям достижения компромисса и высокой культуре совсем не похоже на страны других регионов.

Выборы в западноевропейской стране состоялись 13 июня прошлого года, но ныне нет признаков того, что девять политических партий придут к компромиссу и сформируют коалицию. Главным камнем преткновения в Королевстве Бельгия, в столице которой расположены институции ЕС и штаб-квартира НАТО, остается долговременный спор между Фландрией и Валлонией относительно полномочий регионов. Отношения усложняет и то, что в расположенной на севере Фландрии, где проживает 5 млн. человек, население преимущественно разговаривает на нидерландском языке, а в расположенной на юге Валлонии, где проживает почти 4 млн. человек, разговаривают на французском языке. Есть еще и третья, немецкоязычная, община численностью 70 тысяч человек, — она расположена на востоке и граничит с Германией. И вышеназванные языки являются государственными. С другой стороны, в административном плане королевство состоит из трех регионов: Фландрии, Валлонии и Брюсселя, границы которых четко не определены, а также коммун.

Поскольку в последнее время Фландрия стала более успешной и богатой чем Валлония, некоторые фламандские радикальные партии, в частности, Фламандский интерес, выступают за независимость этого региона. Что никак не способствует достижению компромисса между двумя — фламандской и франкофонной — общинами. Напомним, что Бельгия — это уникальное государственное образование. Его появление в мире в 1830 году было результатом компромисса после наполеоновского «Европейского концерта», который определял характер и содержание международной политики до середины ХІХ века.

И до сих пор эта уникальная особенность — мастерство достижения компромисса — срабатывала в Бельгии, несмотря на противостояние между Фландрией и Валлонией. В 1993 году ведущие политические партии фламандцев и франкофонов подписали

Сен-Мишельское соглашение, которое было закреплено в конституции Бельгии 1994 года. В статье 1 Основного закона говорится следующее: «Бельгия — федеральное государство, которое состоит из общин и регионов». При этом бельгийская модель предусматривает два типа субъектов федерации — культурные общества (фламандское, французское, немецкое) и экономические регионы (Фландрия, Валлония, Брюссель). Бельгия очень хорошо организованная страна, но в то же время в ней сложилась непростая внутриполитическая ситуация. Регионы и общины имеют свои законодательные ассамблеи, которые избираются прямым общим голосованием, и органы исполнительной власти. Они наделены широкой автономией, в частности, в сфере международных связей.

И многие надеются, что так будет и на этот раз, — благодаря компромиссу страна найдет выход из затяжного кризиса и при этом сохранит целостность, несмотря на желание некоторых фламандских политиков вывести Фландрию из состава Королевства. Согласно опросам, большинство бельгийцев выступает за сохранение федерации.

Впрочем, не исключено, что Королевство Бельгия может трансформироваться в новое образование. В прошлый четверг лидер фламандских социалистов из партии SP.A, сенатор Йохан Ванд Ланотт, который с 21 октября до 26 января по просьбе короля Альберта II безуспешно пытался примирить партии и создать коалицию, на лекции в университете Гант сказал: «В будущем Бельгия должна состоять из четырех субъектов федерации: Фландрии, Валлонии, Брюсселя и немецкоязычной общины. А модель общин и регионов изжила себя. Будущее государство не будет больше ни федерацией, ни конфедерацией. Придумаем новый термин. Я предлагаю Бельгийский союз, по примеру Европейского Союза».

Лидер фламандской либеральной партии Open Vld Александер де Кру назвал предложение Ланотта очень интересным. Комиссар ЕС по вопросам торговли Карл где Гухт, представитель этой же партии, тоже приветствует идею Ланотта. Вместе с тем, он отметил, что для разблокирования политического кризиса есть два выхода: расширить существующее правительство, включив в него партию N-VA (Новый фламандский альянс) или создать правительство без этой партии. По мнению еврокомиссара, новые выборы нельзя организовать, пока страна не выполнит бюджетных обязательств перед Европейским Союзом.

Ныне роль миротворца поручена заместителю премьер-министра Бельгии, представителю партии Реформаторское движение (MR) Барту де Рейндерсу, который должен до 1 марта предоставить доклад королю относительно возможности создания коалиции. Рейндерс уже встретился с представителями девяти партий и сделал вывод, что «желание вести переговоры есть и разделяется всеми собеседниками». Вместе с тем он добавил, что нужно поставить два условия: передача компетенций должна происходить одновременно с пересмотром закона о финансировании и при этом обязательно должно быть установлено доверие. Характерно, что, по мнению бельгийских политиков, досрочные выборы должны стать последним аргументом. Тем самым можно сделать вывод, что стороны будут пытаться достичь компромисса. Так считает даже лидер NVA Барт Де Вевер. Как сказывается на жизни рядовых бельгийцев отсутствие правительства?

МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ

Вилли ФОТРЕ, директор неправительственной организации Права человека без границ, Брюссель:

— Проблема в том, что долгосрочная цель сепаратистской партии NVA — получение независимости Фландрии, другие фламандские партии хотят больше автономии, в то время как франкофонные партии хотят ограничить передачу полномочий регионам. Более того, экономические программы двух партий, которые получили больше всего голосов — NVA во Фландрии и Социалистической в Валлонии, — достаточно противоречивы. И не менее важно, что до сих пор остаются животрепещущими языковые проблемы относительно Брюсселя, несмотря на заложенные в конституции положения, защищающие языковые права граждан. В то же время остается у власти сформированное еще с предыдущих выборов правительство, которое отвечает за текущее состояние дел, включая голосование по принятию бюджета на каждый месяц; региональные правительства работают в рамках собственных полномочий; налоги собираются; учителя и полицейские получают зарплату, а пенсионеры — пенсии. Вместе с тем не принимаются новые законы и не внедряются новые налоги. Неплохими являются также экономические и финансовые показатели. Король Альберт отчаянно пытается вести переговоры между партиями, но на данном этапе бельгийцы не очень переживают, поскольку этот тупик пока еще не влияет на их повседневную жизнь.

Нынешний политический кризис не имеет прецедентов в истории Бельгии, хотя за 181 год ее существования отношения между двумя языковыми общинами всегда были запутанными и сложными. Исследования показывают, что на новых выборах NVA усилит свои позиции на 5 %, а Социалистическая партия лишь совсем немного улучшит свои показатели. Поэтому проведение новых выборов не решит проблемы. Как известно, в Бельгии старые политические партии известны своей традицией достигать компромисса. А новая партия NVA не выказывает желания идти на компромисс. Поэтому лишь будущее покажет, состоится ли развод между Фландрией и Валлонией, или стороны будут вынуждены жить под одной крышей, которая называется Бельгия?

Анна ЗВОЛИКЕВИЧ, директор Бизнес Совета УКРАИНА — ЕС «Создание крепких партнерств», Брюссель:

— На бытовом уровне отсутствие федерального правительства не очень чувствуется, потому что существуют правительства на уровне регионов. Но есть очень много вопросов, которые трудно решать, особенно, на региональном уровне. В частности, это ощущалось, когда в валлонской части было наводнение, а затем — снегопады. Да и такие вопросы, как вот: расчистка и восстановление дорог, помощь потерпевшим — трудно решить на уровне одного или нескольких регионов. Но в принципе, они могут выживать, потому что являются автономными в рамках федеративного образования. Но конечно, для единого государства единое правительство необходимо. И население это понимает. Что касается пассивности населения относительно отсутствия правительства. Это так давно продолжается, что, возможно, бельгийцы к этому привыкли и не проявляют активности. Но когда был поставлен вопрос об отделении Фландрии от Валлонии, то здесь постоянно проходили демонстрации, раздавались голоса за сохранение федерального уклада. Но на бытовом уровне это не очень чувствуется. Я могу сказать, что в Брюсселе, где проживает подавляющая часть иностранцев, не ощущается, есть ли здесь правительство, или же его нет. Все как было, так и остается, единственное — цены постоянно растут. Не совсем хорошо теперь работает транспорт. Через смешанную компетенцию очень трудно проходят работы по строительству или ремонту объектов. Я думаю, что трудно будет понять с политической точки зрения, если Евросоюз очутится между двумя государствами или какими-то федеральными образованиями. Потому что Европа это то, что объединяет, а не то, что разъединяет.

Роланд ФРОДЕНШТАЙН, заместитель директора Центра европейских исследований, Брюссель:

— Это несколько преувеличенное утверждение, что в Бельгии нет правительства. Предыдущее правительство во главе с премьер-министром Иве Летермом продолжает исполнять обязанности пока не будет создано новое правительство. В этом смысле Бельгия имеет правительство, которое может заниматься ежедневными делами. В действительности, председательство Бельгии в Совете министров Европейского Союза во втором полугодии 2010 года считается другими государствами-членами ЕС как хорошо подготовленное и реализованное настоящими профессионалами. И отсутствие нового правительства не имеет мгновенного влияния на экономику, и никоим образом не влияет на жизнь обычных граждан. Администрация, полиция, система образования, судопроизводство продолжают функционировать, потому что много этих институций уже сильно регионализированы. Проблема нынешней ситуации на высшем государственном уровне заключается в том, что основные расхождения между двумя большими лингвистическими обществами не могут быть решены посредством реформы, последующей передачей ответственности и полномочий регионам. А это имеет негативный долговременный эффект, поэтому усугубляет ощущение стагнации. Большой государственный долг Бельгии является еще одной проблемой, которая не может быть должным образом решена из-за тупиковой ситуации в верхах. Единственное ощутимое влияние на широкую общественность заключается в том, что люди еще больше разочарованы в своих политиках. Но такое же случается и в других европейских странах.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать