Билет в Париж
Удастся ли белорусским властям осуществить прорыв западной блокады
На днях министры иностранных дел стран Евросоюза приняли заявление о том, что после демократических парламентских выборов в Беларуси ЕС готов пересмотреть санкции в отношении белорусских чиновников, расширить отношения с республикой и существенно увеличить помощь.
Соединенные Штаты Америки, несмотря на их непримиримое отношение к политике властей Беларуси в области прав человека, уже пошли на реальное улучшение с ними после выхода на волю всех белорусских политических заключенных. Минфин США на полгода приостановил действие экономических санкций в отношении двух белорусских предприятий — «Лакокраска» и «Стекловолокно», входящих в концерн «Белнефтехим». Кроме того, как заявил заместитель помощника госсекретаря США Дэвид Меркель, Штаты готовы пойти на упразднение некоторых других экономических санкций в отношении официального Минска еще перед парламентскими выборами. Серьезно рассматривают возможность отмены различного рода санкций в отношении Беларуси и страны Евросоюза, которые после грузино-российского кризиса еще больше стали опасаться возможности более плотного попадания Беларуси в объятия России.
Встречи на самом высоком уровне между белорусскими высокопоставленными чиновниками и руководством отдельных стран ЕС посыпались просто пачками. Хотя до недавнего времени даже намека на такую возможность не было годами. Не успел белорусский премьер Сергей Сидорский вернуться из Друскининкая, где он встречался со своим литовским коллегой Гедиминасом Киркиласом, как в Тракае прошла неформальная встреча министров иностранных дел Беларуси и Литвы — Сергея Мартынова и Пятраса Вайтекунаса. А потом, практически в режиме онлайн, по личному приглашению того же Мартынова в Вискули (где в свое время приказал долго жить Советский Союз) приехал министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский.
Правда, последний это сделал без согласования со своим президентом Лехом Качиньским, в результате чего в Польше разгорелся небольшой дипломатический скандал. Но это в общем и целом не смазало впечатления от визита в Вискули Сикорского, который по его итогам заявил буквально следующее: «Пришло время заметить позитивные перемены в белорусской политике и на хорошие инициативы отвечать хорошими инициативами. Польша считает Беларусь своим европейским соседом». Да и Лех Качиньский позже признал всю важность налаживания иного формата отношений с Беларусью: «Я не знаю, что на это повлияло, смена концепции президента Лукашенко или какие-то другие причины. Но я очень надеюсь, что на этот раз политическая оттепель — настоящая».
Этому мнению вторят и другие ответственные лица стран ЕС. К примеру, Чрезвычайный и Полномочный Посол Великобритании в Беларуси Найджел Гулд-Дэвис совсем недавно сказал, что «мы приблизились к очень значительному моменту в истории Беларуси за много лет. Если выборы пройдут достойно, есть реальная возможность прорыва отношений между Беларусью и ЕС». О проведении выборов по международным стандартам как главном условии начала полномасштабного диалога Евросоюза и Беларуси заявил и глава делегации Европарламента по связям с Беларусью Яцек Протасевич, откровенно настроенный на позитив в данном вопросе: «У Евросоюза есть что предложить Беларуси, включая финансовую помощь для проведения экономических реформ, усиления роли гражданского общества и укоренения демократии в стране».
Белорусские власти, по сравнению с прошлыми избирательными кампаниями, во время нынешних парламентских выборов сделали немало шагов вперед. Это и предоставление телеэфира и газетных площадей в государственных печатных СМИ для демократических кандидатов в депутаты. Это и помощь в организации пикетов и встреч с избирателями «разномастных» претендентов на место в будущем парламенте (хотя в глубинке кое-где есть определенные проблемы в этом плане). Это и практически повсеместный отказ от давления на избирательные штабы оппонентов действующей власти. Но, тем не менее, в участковые избирательные комиссии, где происходит непосредственно подсчет голосов избирателей, представителей Объединенных демократических сил (ОДС) практически не пустили. Последние насчитали и массу других нарушений во время этой избирательной кампании, которые уже, по их мнению, не позволяют считать эти выборы демократичными и прозрачными.
Кстати, даже теперь у властей срабатывает старый подход по отношению к оппозиции. К примеру, не далее как 16 сентября в Минске очень жестко были разогнаны участники акции «Мы помним», посвященной очередной годовщине исчезновения Виктора Гончара (одного из лидеров оппозиции) и бизнесмена Анатолия Красовского.
И вот здесь перед Западом встает серьезнейшая дилемма: или пойти на более-менее полновесный диалог с белорусскими властями, отношения с которыми на высоком дипломатическом уровне заморожены аж с 1996 года, или ограничиться какими-то половинчатыми решениями.
Председатель Белорусского народного фронта (БНФ) Лявон Борщевский публично заявил, что Европа уже готовит хотя бы частичное признание парламентских выборов: «Сегодня я официально заявляю, что очень влиятельные круги Запада готовят, пусть и ограниченное, признание палаты представителей как легитимного органа, с которым будут расширены контакты после этих так называемых выборов 28 сентября. К сожалению, эта линия нашла сторонников в Беларуси».
Именно поэтому БНФ и часть объединенных демократических сил решили бойкотировать непосредственно день голосования, сняв с избирательной гонки своих кандидатов. Правда, другая часть ОДС, судя по всему, готова идти до конца. Да и немало членов бойкотирующих партий, кандидатов в депутаты, не намерены подчиняться решению своего руководства и сниматься перед голосованием. Между тем, Запад, с которым могут быть серьезно пересмотрены отношения после этих выборов, однозначно выступает против бойкота их со стороны ОДС. Этого, мол, избиратели не поймут, да и мониторить само голосование будет куда сложнее.
Политолог Сергей Николюк вообще считает, что белорусская оппозиция в этом, возможно, важнейшем геополитическом повороте Беларуси играет не ведущую роль: «Надо признать, что в Беларуси на данный момент, в основном по объективным причинам, политическое поле как таковое сужено донельзя. Сегодняшних белорусов куда больше интересуют экономические и социальные вопросы. Мне кажется, это в значительной степени понимают и в Европе. Поэтому, если от ОДС в будущий парламент пройдет даже несколько депутатов, то его шансы быть признанным ведущими европейскими структурами будут очень значительными. В любом случае, альтернативы расширению диалога Беларуси и ЕС нет. Как говорил Жан Моне, один из идеологов Европейского Союза в пору его создания, «никаких стратегических задач; надо втянуть людей в решение конкретных задач. Только таким же образом можно приобщить сегодняшнюю Беларусь к европейским ценностям».
Председатель Центральной избирательной комиссии Лидия Ермошина, которой запрещен въезд в страны ЕС, как-то призналась, что мечтает проехаться по странам Европы: «Я не видела того, что является мечтой каждого человека, — Париж и Венецию».Очень скоро определится, исполнится ли ее мечта...
СПРАВКА «Дня»
Въезд в страны ЕС закрыт для 41 белорусского высокопоставленного чиновника. Счета этих лиц и их имущество в странах ЕС (если таковые имеются) заморожены.
Кроме того, в июне 2007 года Беларусь за нарушение прав независимых профсоюзов была исключена из Обобщенной системы преференций и потеряла торговые льготы при экспорте своих товаров в страны ЕС. Эксперты оценивают ежегодные потери от этого в 400 млн. евро.
Выпуск газеты №:
№169, (2008)Section
День Планеты