Битва с наркокартелями
Мексика и США объединяют усилия против общего врагаНасилие мексиканских картелей перешло границу и распространилось более чем в 200 городах США, а наркобоевики засветились ритуальным обезглавливанием в Филадельфии, которая находится более чем на 1000 километров севернее границы с Мексикой.
«Преступники и идеологи распространения насилия пытаются создать коррозию основ законности, порядка, дружбы и доверия между нами, которые поддерживают основы нашего континента. Им это не удастся». Так охарактеризовала ситуацию государственный секретарь США Хиллари Клинтон в ходе своего первого визита в Мексику. Накануне администрация Обамы обязалась направить больше денег, техники и человеческих ресурсов для обеспечения контроля над границей в юго-западной части США и помочь Мексике в битве с наркокартелями. Также Клинтон заявила, что Белый дом будет добиваться дополнительных 80 млн. долларов, чтобы помочь Мексике приобрести вертолеты Black Hawk. Все это в дополнение к 1,4 млрд. долларов, которые были потребованы еще администрацией Буша для трехлетней программы помощи Мексике в борьбе с наркокартелями. Конгресс уже утвердил 700 млн. долларов на эту программу.
Американские военные готовят рекомендации относительно того, каким образом США способны обеспечить некоторые формы военной помощи мексиканским вооруженным силам. Ситуация настолько сложная, что некоторые эксперты считают, что насилие в Мексике начинает напоминать ситуацию в Колумбии десятилетие тому.
Глубокие корни насилия в Мексике, точно так же, как и в Колумбии, берут начало в прибылях от незаконного обращения наркотиков. Хотя источником подавляющего большинства этих наркотических препаратов и далее остается Колумбия, однако проблемы, связанные с обращением этих препаратов, распространяются от Панамы до Тихуаны и от Тихого океана до Атлантического. Сенатор Джон Маккейн, бывший кандидат в президенты США, недавно заявил на слушаниях, что законодательство «расширяет войны с наркотиками» на север от границы, и напомнил, что министерство юстиции уже определило мексиканские картели как «огромную угрозу организованной преступности в Америке».
В свою очередь, по данным мексиканской власти, в 2008 году из-за насилия, порожденного торговлей наркотиками, погибло 6 200 человек, в том числе 522 полицейских и солдат. В наркобизнесе в Мексике принимают участие ныне 150 тыс. человек. Кроме того, около 300 тыс. лиц участвуют непосредственно в выращивании марихуаны и опия. Президент Мексики Филипе Кальдерон определяет борьбу с наркокартелями как одно из основных направлений своей политики. Кальдерон провозгласил борьбу с картелями в ответ на одну из наиболее кровавых волн насилия в мексиканской истории, и именно по его распоряжению в охоте на наркоторговцев начали принимать участие не только полицейские, но и солдаты.
В связи с этим может возникнуть закономерный вопрос — почему же эта ситуация так долго не решалась? Ведь мексиканские наркобароны, по существу, создали государство в государстве. Хорошо вооруженные наркотеррористы из преступных картелей финансировали миллиарды сверхприбылей от своего «бизнеса» в убийства, похищение и запугивание мексиканского населения. Эти банды принесли хаос и бедлам в ряд городов и штатов, расположенных вдоль границы с США и уничтожили доверие к правоохранительным органам.
Картели лучше вооружены, чем полицейские и даже военные, и имеют в своем арсенале оружие, закупленное в США. Они способны выставить одновременно в районах своей дислокации тысячи боевиков, а полиция не зарабатывает достаточно, чтобы противостоять им, подвергаясь опасности быть тяжело ранеными или убитыми. Это представляет собой смертельную опасность для правопорядка в больших регионах Мексики, повышая риск того, что страна может превратиться в недееспособное государство. В этом смысле вполне можно говорить о наркотерроризме, который может стать новой реалией мексиканского государства, если не прекратить распространения наркотических метастаз на ее территориях.
Причем картели совсем не являются безмозглыми головорезами с оружием и ножами. Часто мексиканская армия и полиция вынуждены бороться с нападениями хорошо подготовленных подразделений, которыми являются члены банд, использующие приборы ночного видения, вертолеты, зашифрованную связь и другие сложные технологии XXI века. Также картели имеют в своем арсенале автоматическое оружие, реактивные гранатометы, противотанковые ракеты, мины-ловушки, тяжелые пулеметы, ручные гранаты, гранатометы.
Можно сказать, что визит госсекретаря Хиллари Клинтон в Мексику показал еще раз, что новая администрация Соединенных Штатов, в отличие от бушевской, демонстрирует свои намерения бороться не с последствиями, а с причинами тех проблем и тех вызовов, которые появились как перед Америкой, так и перед странами Латинской Америки. Ключевым моментом в послании Хиллари Клинтон является подтверждение того, что администрация Барака Обамы хорошо понимает, что эта проблема в большей степени порождена, а также полностью питается за счет чрезвычайно масштабного незаконного спроса на наркотики в самих США. А также тот момент, что бороться на сегодня с чрезвычайно хорошо организованной, обученной и оснащенной армией наркокартелей можно только имея еще более организованную силу, которая противостоит им.
Итак, эта проблема является одной из главных, с которой столкнулись в последние годы не только США, но и весь мир. А именно, с установлением де-юре и де-факто глобализированного мира стал глобальным и фон третьей организационной природы, где так же, как и внутри любой страны ведется постоянная и ожесточенная борьба между конструктивными организационными институциями, которые преимущественно принадлежат государству и общественным организациям, и деструктивными, такими, как мафия, преступность, коррупция и терроризм.
И тот факт, что некая из деструктивных сил в какой-то локальной точке мощно развилась, свидетельствует о том, что именно в этой точке есть недостатки для развития конструктивных организационных сил. А возможно, и существуют сферы недостаточного развития глобальной конструктивной организационной силы, к которым относятся ассоциативные и кооперативные международные организации. Поскольку на сегодняшний день и в ближайшие десятилетия мирового правительства не будет, так как его создание — это очень сложная и продолжительная работа.
Таким образом, рассчитывать на быструю и окончательную победу США и Мексики над наркокартелями не приходится. Принимая во внимание то, что США в отличие от многих стран имеют чрезвычайно разветвленную сеть не только силового противостояния, но и стратегического аналитического разведывания в различных отраслях, можно быть уверенными в том, что за короткое время эти организации Америки найдут эффективные решения и будут способны их внедрить в жизнь. Другое дело, насколько это будет подкреплено исполнительной и законодательной властью США. И, в первую очередь, законодательной, которая за последние годы имеет аллергию на силовиков, «проколовшихся» во многих операциях по всему миру, и в том числе, в Ираке.
Впоследствии в этом деле, по-видимому, наиболее критическим является вопрос доверия и сотрудничества американских институций. И это может занять наибольшее количество времени и иметь ключевое воздействие на борьбу с наркокартелями. Особенно, учитывая то, что имея чрезвычайно значительные финансовые ресурсы, наркокартели сумели повлиять не только на политическую систему Мексики, а и частично на эту же систему США. Иначе они не могли бы вести такие масштабные действия на глубине больше тысячи километров от мексиканской границы.
Могут ли США и Мексика вместе преодолеть эту проблему? На мой взгляд, вопрос заключается не в том, что США с Мексикой не справятся с этим вызовом. А в том, что какое-то время они не смогут полностью справляться с ним, и это время будет, по-видимому, наиболее сложное как для общества обеих стран, так и для мира в целом. Поскольку проблема незаконного перемещения наркотиков стоит и в Афганистане, постоянно возрождается в «золотом треугольнике» на Дальнем Востоке и практически в каждой стране мира. А учитывая глобализацию мира и увеличение мировых финансовых ресурсов, которые, как магнит, привлекают любые деструктивные, уголовные и террористические организации, можно прогнозировать, что борьба будет все более сложной и требующей все больших усилий как от институций, так и от отдельных организаций, которые занимаются этой проблемой.
Нельзя сказать, что война с наркобаронами может быть простой — это будет длительная борьба. А проблема преодоления внутренней коррупции, которую поддерживают картели Мексики, является слишком большой и не может быть решена за короткое время. Чтобы преодолеть засилье и воздействие наркокартелей, Мексика должна вести длительную борьбу с целью создания независимой судебной системы и мощных, а главное, неподкупных полицейских сил, которые могли бы справиться с картелями, владеющими огромными незаконными финансами.
Выпуск газеты №:
№55, (2009)Section
День Планеты