Бизнес считает убытки
Мировые фондовые рынки и рынки «черного золота» — в состоянии фрустрации. Инвесторы в американскую экономику, судя по всему, впервые с начала боевых действий в Ираке всерьез задумались о возможности затяжной войны. В понедельник вечером индексы Dow Jones и Nasdaq на бирже в Нью-Йорке снизились, соответственно, на 3,6% (до 8215 пунктов) и 3,7% (до 1369 пунктов). Впервые за последние дни наблюдался рост цен на нефть (в частности, на 1,3% — до 26,4 долларов за баррель — на марку брент). Во вторник утром курс доллара США по отношению к евро продолжал падать (с 1,064 до 1,071). А золото подорожало за минувшие сутки на 1%.
По мнению большинства аналитиков, провал «иракского блицкрига» в краткосрочной перспективе может повлечь за собой дальнейший рост цен на нефть и инвестиционные осложнения для экономики Соединенных Штатов. Это, плюс громадные военные расходы (прямые траты, по подсчетам Белого Дома, составят от $70 млрд. до $90 млрд.), неизбежно отразится на бюджете США и, возможно, приведет к девальвации доллара. Так, к примеру, Центр стратегических и международных исследований в Вашингтоне сообщил, что затянувшаяся война и серьезные теракты могут «утянуть» в этом году 4,5% ВВП страны (около $472 млрд.). Согласно самому мрачному долгосрочному сценарию, рост цен на нефть может стоить США $391 млрд. в течение десяти лет, как полагает профессор экономики Йельского университета Уильям Нордхаус.
Между тем, New York Times пишет, что в зависимости от исхода войны американская экономика может рассчитывать и на «умеренный позитив». В частности, в случае успешного завершения войны США могут получить дополнительные $52 млрд. и «положительный эффект, не слишком определенной силы» в форме снижения угрозы национальной безопасности. Если, конечно, ошибаются те, кто предрекает Соединенным Штатам новую волну терактов.
С уверенностью можно констатировать лишь то, что Президент США Джордж Буш просит Конгресс одобрить до середины апреля дополнительные расходы в в размере $74,7 млрд. на ведение войны в Ираке (как сообщает The Wall Street Journal, эта сумма исходит из предположения, что война продлится 30 дней). Деловая общественность, связанная с американским рынком, обеспокоена такой перспективой. При этом, как говорит Джимми Пэн из Hing Fung Goldsmiths в Гонконге, «все сейчас предполагают, что война продлится три месяца или даже больше».
КОММЕНТАРИЙ
Алексей БАКУН, эксперт Международного центра перспективных исследований:
— Влияние войны в Ираке на мировую экономику, главным образом, проявит себя на рынке нефти. Учитывая неопределенность в сроках и конечных результатах боевых действий, наиболее вероятными представляются несколько сценариев развития событий. Стоит заметить, что пока никакого серьезного, могущего существенно повлиять на конъюнктуру рынка, контроля над нефтяными скважинами в Ираке американцам установить не удалось.
Скорее всего, война продлится еще несколько месяцев. Пройдет еще год-полтора до того, как скважины будут реконструированы. И, в этом случае, к концу следующего года США получат контроль над 10% мировых запасов нефти и, соответственно, улучшат контроль за структурой своего импорта. По сути, США станут виртуальным членом ОПЕК и решат одну из своих важнейших стратегических задач. Думаю, что выгодные контракты и контроль над нефтяными активами США будут подкреплены и ООН. Таким образом, в долгосрочной перспективе стоит ожидать планомерного снижения цен на нефть и, на мой взгляд по окончании войны в Ираке они придут в норму. Более того, если ничего экстраординарного не случится, то цены на нефть на мировом рынке, следуя такому сценарию, составят $20—22 за баррель и будут держаться на этом уровне сколь угодно долго.
Реакция мировых рынков на события в Ираке сегодня вполне объяснима. Происходит переоценка ожиданий инвесторов ввиду несостоявшегося «блицкрига» в краткосрочной перспективе. Что касается нефти, то изменения составляют плюс-минус пятнадцать процентов, и это нормально. В ближайшее время стоит ожидать более глобальной динамики цен (изменения до 50—60%) в зависимости от ключевых событий в Ираке. Продолжение военных действий в любом случае, повлечет за собой небольшой рост цен, но только серьезные проблемы американской армии — существенный. В таком, очень маловероятном случае, будет иметь место стремительный рост цен на нефть до $40—50 за баррель.
Украина в любом случае достаточно защищена от краткосрочных колебаний на мировом рынке нефти. У России, насколько известно, нет никаких фундаментальных причин для увеличения ее доли на европейском рынке нефти или уменьшения добычи нефти. Конечно, европейский рынок сейчас выгоден России, но украинский — не менее. Хотя бы потому, что у России есть свои интересы в нашей нефтеперерабатывающей промышленности, и от них никто не собирается отказываться. Таким образом, цена $18 за баррель на российскую нефть в Украине вряд ли изменится. Незначительного, локального увеличения стоит ожидать исключительно в связи с началом посевных работ и т. д.
Выпуск газеты №:
№54, (2003)Section
День Планеты