Блеск и нищета Ирака
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20051111/4209-3-3.jpg)
Каждый, кто смотрит на Ирак, видит нацию, разделенную на шиитское, суннитское и курдское сообщества. Но не менее фундаментальное разделение — внесшее не меньший вклад в продолжение восстания, чем сектантская борьба и протест против американской оккупации — это все более углубляющийся разрыв между богатыми и бедными в Ираке. Когда Ирак был освобожден, большинство людей, особенно бедных, начали надеяться на харизматичного лидера, который спасет их от горькой действительности повседневной жизни. Выросшие в страхе, они понятия не имели ни о том, какое отношение может иметь к их обществу демократия, ни о том, как правозащитные группы и другие гражданские организации могут помочь обустроить будущее.
Достаточно скоро Ирак столкнулся с новым социальным разделением. По одну сторону оказались люди, которые поняли, как действовать при демократии, добиваться власти и реализовывать свои устремления. Они учились говорить на языке демократии, приобретая по ходу дела деньги, влияние и вербуя независимые организации для защиты своих прав и привилегий.
Однако по другую сторону остается огромное множество беспомощных иракцев, в том числе вдов, разведенных или брошенных женщин, о которых некому позаботиться, как и об их детях. Для этих людей демократия и права человека ничего не значат. Они невежественны, бедны и больны. Жертвы системы образования, рухнувшей более десяти лет назад, они не имеют профессиональных навыков, которые могли бы помочь им найти работу в разрушенной экономической системе Ирака.
Во время правления Саддама не предпринималось никаких усилий по подъему жизненного уровня бедных. Я посетила огромные иракские трущобы и увидела семьи, живущие в едва прикрытых крышей домах, кишащих насекомыми. Под дверь просачиваются помои. И днем, и ночью люди живут без электричества. Не нуждаясь ни в чем, кроме пищи, достойного жилья и возможности найти работу, эти семьи ждут смерти, страшась плача своих голодающих детей.
Когда я встречалась с женщинами, живущими в тех домах, они забрасывали меня вопросами: демократия даст нам еду и жилье? Демократия помешает мужчинам бить своих жен? Даст она гражданство нашим детям? Даст она нам право развестись с мужьями, бросившими нас?
Мой ответ на все эти вопросы был «да». Да, демократия даст вам право жить в приличном доме, право учиться и работать, она даст гражданство вашим детям и сделает вас равными вашим мужчинам. Но вы должны упорно трудиться и всеми силами отстаивать ваши права. Они отвечали: «Саддам 35 лет учил нас быть безработными, тихими и запуганными. Что мы можем сделать теперь?»
В этих нищих районах, где живет большинство иракцев, люди оказываются во власти горьких искушений. Многие из них недосягаемы для политических или правительственных лидеров. Их легко вовлечь в насилие, воровство и саботаж. Бедность заставляет некоторых зарабатывать деньги, совершая насилие. Их подстрекает приманка ложного героизма, на который они были неспособны во время долгого правления Саддама. Бедность усугубила травмирующее действие истории Ирака, полной насилия, войн и злодеяний, из-за которых люди стали равнодушны к убийствам.
Хотя условия жизни в сегодняшнем Ираке подталкивают многих молодых людей к насилию, я убеждена, что для их спасения нам нужно лишь обеспечить их достойной работой и жильем. Рабочие места, в частности, помогут молодежи начать новую жизнь. Но мы не должны создавать никчемные рабочие места для маскировки армии безработных. Мы должны дать людям такую работу, которая позволит им внести вклад в восстановление страны.
По своей природе каждый человек стремится проявить себя полезным членом своего общества. Но культура, созданная Саддамом, убедила иракцев, что связи в политических кругах — это единственный способ получить власть, деньги и знания. Для преодоления таких убеждений потребуется время и энергичное развитие экономики, а это означает, что новое иракское правительство должно иметь ограниченную власть, давая возможность развиться частному сектору и в то же время помогая широким массам понять, что такое демократия и права человека.
Религиозные группы готовы внести свой вклад в этот процесс. Мы можем также реабилитировать представителей технической элиты, служивших Саддаму, чтобы они тоже получили шанс послужить своей стране. Наконец, мы должны предоставить ссуды бедным семьям, чтобы помочь им построить достойную жизнь.
И самое главное, правительство не должно жалеть усилий на то, чтобы убедить бедных иракцев в ценности демократии и свободы, а также в важности конституции для реализации их стремления к лучшей жизни. Этого будет нелегко добиться в стране, где многие люди рассматривают нарушение закона как акт героизма.
Но мы, иракцы, поняли также, что власть не должна быть сосредоточена в руках немногих и что установление справедливости требует борьбы со всеми формами коррупции. Если мы хотим, чтобы конституция служила гарантией демократии, свободы и безопасности, бедные иракцы должны усвоить, что эта борьба — также и их борьба.
Доктор Амаль Кашф АЛЬ-ГИТТА — член Национального собрания Ирака.
Выпуск газеты №:
№209, (2005)Section
День Планеты