Болезненный выход из «семьи»
Эксперты «Дня» — о реакции ЕС на Brexit и как Украине готовиться к новому «окну возможностей»
Результаты референдума в Великобритании 23 июня, на котором британцы проголосовали за выход из ЕС, вызвали шок во всем мире, на мировых биржах, а заодно привели к рекордному падению курса фунта стерлинга. И о последствиях этого волеизъявления будет еще много написано. Но немногие обратили внимание на другое: 23 июня британцы перечеркнули надежду своего выдающегося премьера Уинстона Черчилля, который после Второй мировой войны заявил: «Мы имеем надежду достичь в Европе такого состояния, когда все люди будут гордиться, говоря: «Я европеец». А теперь, как оказалось, его соотечественники приняли решение выйти из евросообщества, поддавшись на обещания популистов, что отдельно островитянам будет лучше.
Понятно, что сейчас во всем мире внимательно следят за тем, как в самом ЕС реагируют на выход одного из своих членов. На саммите ЕС 28 июня немецкий канцлер Ангела Меркель отметила: «Я не вижу никакой возможности изменить это решение, мы должны принять эту реальность. Нет времени выдавать желаемое за действительное».
Президент Европейской комиссии Жан-Клод Юнкер опроверг утверждение Кемерона, который возложил вину за такой результат референдума на провальную миграционную политику ЕС. «Причина, скорее, в десятилетней диете негативных новостей, усиленных слабым лидерством», отметил Юнкер на пресс-конференции. Он также считает, что «те, кто хочет выйти из ЕС, абсолютно не имеют представления, чего они хотят»
Меркель и другие лидеры ЕС заявили, что поскольку правительство Кемерона не подготовило план выхода страны из ЕС, то Британии могут выделить определенное время, чтобы уже новое руководство смогло начать процесс выхода.
За обедом с лидерами ЕС Кемерон призвал их рассмотреть вопрос о реформировании правил ЕС о свободе передвижения и централизации экономики. Но президент Франции Франсуа Олланд решительно отверг предложение, заявив, что постоянный доступ к единому рынку ЕС как раз и зависит от четырех «принципов свободы» — передвижения товаров, капитала, работников и услуг. «Если они не хотят свободного передвижения, они не будут иметь доступа к единому рынку», — сказал Олланд.
«Тот, кто уходит из семьи, не может рассчитывать на те же привилегии, что и ранее, не имея также и обязательств», — сказала Меркель. В то же время она пообещала приложить максимум усилий, чтобы не допустить распада ЕС.
Во вторник Европарламент принял резолюцию, в которой говорится о необходимости способствовать скорейшему началу процесса выхода Великобритании из ЕС в соответствии со статьей 50 Договора о Европейском Союзе. Все европейские лидеры разделяют эту позицию, считая необходимым как можно скорее урегулировать ситуацию.
«НАМ НЕ НАДО БОЛЬШЕ ЕВРОПЫ, НАМ НЕ НАДО МЕНЬШЕ ЕВРОПЫ, НАМ НУЖНА БОЛЕЕ УМНАЯ ЕВРОПА»
Ролан ФРОЙДЕНШТАЙН, заместитель директора Центра Мартенса, Брюссель:
— На шестой день после референдума ЕС, кажется, немного консолидируется после первоначального шока, в то время как Британия сползает все глубже в кризис, как политический, так и экономический. Основная проблема заключается в том, что ни люди из лагеря, которые голосовали за выход, ни люди, которые голосовали за то, чтобы остаться в ЕС, не имеют конкретной идеи, касательно какого статуса они теперь хотят вести переговоры с 27 членами ЕС. В этом основная причина отказа Кемерона до октября ввести в действие статью 50 (о выходе из Союза).
Новых референдумов теперь требуют популисты в шести или семи государствах-членах, но, во-первых, правила во всех этих странах разные, и во-вторых, люди очень быстро увидят, какой беспорядок ждет британцев. Идея более сильного ЕС всегда хороша, но «больше Европы» уже на станет решением каждой проблемы. Нам не надо больше Европы, нам не надо меньше Европы, нам нужна более умная Европа, и это главный вывод, который сделала из всего этого канцлер Меркель. Также не будет «ядра Европы» вокруг Франции и Германии, так как эти две страны имеют очень разные идеи в отношении экономики, безопасности, миграции, России, трансатлантических отношений и т.д.
В данное время Украина должна реформироваться. Поэтому реформы, и еще раз реформы, чтобы убедить своих партнеров по ЕС в том, что инвестировать в Украину — это хорошая идея.
«ЧЕМ ХУЖЕ BREXIT БУДЕТ ВЛИЯТЬ НА ВЕЛИКОБРИТАНИЮ, ТЕМ СЛАБЕЕ СТАНУТ АРГУМЕНТЫ ЕВРОСКЕПТИЧЕСКИХ ПОПУЛИСТОВ ВО МНОГИХ НЕБОЛЬШИХ СТРАНАХ»
Андреас УМЛАНД, немецкий политолог:
— Сейчас подробно рассматриваются разные негативные последствия голосования Brexit — о выходе Великобритании из ЕС. Однако цикл действий и реакций на это политическое землетрясение, возможно, в конце концов, окажется позитивным. Действительно ли британское голосование за выход из ЕС, если оно, действительно, окажется политически самоубийственным решением, будет плохим для проекта единой Европы?
Великобритания сегодня превращается в своего рода политическую подопытную свинку. Ее, возможно, печальная судьба в ближайшие годы проиллюстрирует общественности многих стран — членов ЕС серьезное влияние отказа от ЕС. Если даже такая сильная европейская страна, как Великобритания, сильно пострадает от выхода или развалится, то каким будет эффект выхода таких стран, как Дания, Нидерланды или Венгрия? Чем хуже Brexit будет влиять на Великобританию, тем слабее станут аргументы евроскептических популистов во многих небольших странах.
ЕС может быть излишне эгоцентричным в течение значительного времени в будущем. Однако Украина должна сейчас сделать много домашней работы, а именно в любом случае имплементировать Соглашение об ассоциации. А сосредоточенный на себе ЕС в ближайшие годы будет в определенной мере проблематичным, но не катастрофическим для европеизации Украины. Киев должен в последующие годы гарантировать, что он использует время для подготовки Украины к будущему окну возможностей, что откроет путь Украине в ЕС.
Выпуск газеты №:
№112, (2016)Section
День Планеты