Бразилия: шансы, основанные на консенсусе

За последние годы Бразилия создала полное сил демократическое государство с сильной экономикой. Она заслужила вотум доверия, как со стороны инвесторов, так и со стороны политических лидеров.
Как и в любой демократической стране, в Бразилии существуют расхождения во взглядах. Не все американцы в восторге от быстрого превращения президентом Бушем бюджетного профицита размером в один триллион долларов в дефицит, точно так же как большинство не восприняло его предложений о приватизации американской системы социального обеспечения, которая столько сделала для ликвидации нищеты среди пожилых людей Америки. В Бразилии, однако, по ключевым вопросам существует политический консенсус (не единодушие, но никто этого и не ожидает!), которого также придерживаются все основные соперники, которые в октябре будут участвовать в предстоящих в стране президентских выборах.
Существует, например, консенсус относительно устойчивой финансово- бюджетной и денежно-кредитной политики: никто не хочет возврата гиперинфляции прошлых десятилетий. Кредитно-денежную политику Бразилии очень хорошо проводил Арминио Фрага, опираясь при этом на институциональные и аналитические возможности центрального банка промышленно-развитой страны.
Инициатива, предпринятая центральным банком Бразилии с целью увеличения прозрачности и открытости, является образцом для центральных банков всего мира — как в развитых странах, так и в менее развитых. Естественно, могут существовать расхождения во взглядах на точную настройку экономики, но это является обычным делом в любой демократической стране.
Существует также консенсус относительно того, что хотя рынки и являются центральным звеном в процветающей экономике, важная роль в этом также принадлежит правительству. Правительство Бразилии, например, провело одну из самых успешных приватизаций в сфере телекоммуникаций, но оно также способствовало усилению конкуренции и установило более строгую регулятивную политику.
В отличие от Америки, когда в Бразилии был электроэнергетический кризис, она не взирала на это с блаженным видом, говоря, мол, пусть рыночные силы (под которыми в США подразумевались рыночные манипуляции «Энрона» и других компаний) «справляются» с проблемой; наоборот, в Бразилии именно правительство предприняло решительные меры. Будучи американцем, я с завистью смотрел на то, как Бразилия нашла выход из трудной ситуации.
Бразилия — это страна с огромными человеческими и материальными ресурсами. Ее можно назвать отсталым рынком, но она также имеет первоклассные финансовые, образовательные и научно-исследовательские учреждения. Дискуссии об экономике в Сан- Паулу так же сложны, как и в Нью- Йорке. Университетские семинары в Рио так же оживленны, как и в Кембридже, штат Массачусетс, или же в английском Кембридже. Бразилия производит одни из лучших самолетов в мире — настолько хорошие, что конкуренты из более развитых индустриальных стран пытались ввести торговые барьеры.
Наряду со всеми своими сильными сторонами, страна имеет одно критическое слабое место: высокий уровень неравенства. Но относительно того, что это слабое место, также существует консенсус (не то, что в Америке): большинство людей согласны, что с этим надо что-то делать, и что правительство обязано этим заняться.
Нынешнее правительство сделало большие успехи в сфере образования. Десять лет назад 20% детей школьного возраста не посещали школу, сейчас эта цифра опустилась до 3%. И практически не приходится сомневаться, что кто бы ни победил на выборах, он продолжит инвестиции в образование.
Аналогичным образом, безземельные крестьяне являются как экономической, так и социальной проблемой, и нынешняя администрация сделала крупные капиталовложения с целью продвижения впечатляющей рыночной земельной реформы, реформы, получившей поддержку от Всемирного банка. И кто бы ни победил на выборах, он, по всей видимости, будет претворять в жизнь сильную программу земельной реформы.
Эпидемия СПИДа ставит трудные задачи перед системой здравоохранения Бразилии, и хотя можно как соглашаться, так и не соглашаться с определенными подходами, предпринятыми бразильским правительством, ясно одно: все признают, что это находится главным образом под ответственностью правительства. Более того, кто бы ни победил на выборах, его политика без сомнений должна будет отражать существующий национальный консенсус.
Долг Бразилии в сравнении с ее ВВП находится на умеренном уровне — по этому показателю дела у нее обстоят лучше, чем у США в то время, когда Билл Клинтон стал президентом, намного лучше, чем у Японии и у некоторых европейских стран. В отличие от своего южного соседа (до того как в Аргентине разразился кризис), в Бразилии существует гибкая система определения обменного курса: цена ее валюты не завышена — скорее, она занижена. Обладая сильными статьями экспорта, она не должна иметь проблем при выполнении своих долговых обязательств, до тех пор пока процентные ставки не взлетят на такой уровень, что это превратит проблему в самореализующееся предсказание.
Бразилия выбрала путь, который основывается не на идеологии и не на упрощен ческой экономике. Она не упускает свой шанс, хотя перед ней встают суровые проявления реальности, такие как безграмотность, безземельные крестьяне или СПИД, с которыми она вынуждена справляться. Успешно прокладывая свой путь, Бразилия создала общество, в котором существует консенсус, и это все на фоне сбалансированной, демократической, рыночной экономики. Победа Бразилии на чемпионате мира по футболу, возможно, и не связана с этими реформами, но дух творчества этой побеждающей команды многое говорит о настроениях, царящих в этой стране. Проект Синдикат для «Дня»
Джозеф Е. СТИГЛИЦ — профессор экономики и финансов Колумбийского университета, лауреат Нобелевской премии 2001 года по экономике, автор работы «Глобализация и недовольство ею».
Выпуск газеты №:
№146, (2002)Section
День Планеты