Будет ли воссоздана «Великая Албания?»

Политическая карта Балкан находилась в состоянии перманентного изменения в результате интереса великих держав, который они проявляли к этому перекрестку европейских и азиатских дорог, сопровождая свои интересы действиями, зачастую не учитывавшими интересы малых государств. Более того, эти малые государства, по сути, становились заложниками политики великих государств, их «разменной монетой».
Именно поэтому поиски решения установления окончательного мира затягивались, и многие дипломаты, занимавшиеся миротворческой деятельностью, исходили не из интересов народов, населяющих бывшее югославское пространство, а из интересов тех стран, которые они представляли, и организаций стоящих за ними.
И сегодня Балканы остаются в центре внимания мирового сообщества. Здесь пролжаются столкновения албанских экстремистов и сил правопорядка Македонии. Косовские проблемы Югославии незаметно переросли в албанские проблемы Македонии.
Все началось с того, когда Косово стало международным протекторатом, и командование КФОР, и гражданская миссия ООН во главе с Б. Кушнером в Косово последовательно проводили курс на обособление Косово, закрывая глаза и на террор албанских боевиков против неалбанского населения, и «выдавливание» этого населения с территории края, точнее, этническое «очищение» края от инородцев. Пока в Белграде правил С. Милошевич, цели албанского этнического национализма и его западных покровителей совпадали.
Но ситуация начала резко меняться после «октябрьской революции» в Югославии и прихода к власти прозападных политических сил. Западная поддержка новых белградских властей не могла не вызвать в Косово опасений, что желанная цель вновь может оказаться призрачной. Тогда-то великоалбанский национализм, выпущенный на волю западными покровителями, отказался повиноваться хозяевам и вознамерился навязать им свою волю, используя уже разученные и показавшие свою эффективность приемы. Да иначе и не могло быть, поскольку достаточно было взглянуть на сайт американской албанской лиги и понять, что, оказывается, весь сыр-бор разгорелся на Балканах не случайно. Карта, представленная на этом сайте, — не что иное, как «Великая Албания» времен Второй мировой войны, созданная под патронатом Бенито Муссолини и Адольфа Гитлера. У нормального человека вполне понятная реакция. Выходит, что НАТО и все примкнувшие к борьбе против Югославии боролись за создание «Великой Албании».
Не нужно было много ума, чтобы предвидеть: безоговорочная поддержка албанских сепаратистов в Косово и его обособление вдохновят всех поборников «Великой Албании». Поощрение албанского этнического национализма против сербского — скверная политика. Один не лучше другого, но, к сожалению, все происходит именно так.
Албанская община Македонии (23% всего ее населения)— неотделимая часть единой югославской албанской общины, созданной Иосипом Броз Тито, единого национально-культурного пространства, незамеченного титульными нациями и Западом. В этот ареал входят албанские анклавы на юге Черногории (Плав, Гусине), в Южной Сербии (Медведжа и Прешевская долина), Косово и Метохия, а также Западная Македония. Естественным центром притяжения этого ареала стало Косово, где албанская община в титовскую эпоху располагала огромными властными, экономическими возможностями, а Приштинский университет был кузницей национально-мыслящих албанских кадров. В отличие от жителей собственно Албании, на долгие годы самоизолировавшейся от внешнего мира, их югославские соплеменники в полной мере могли пользоваться таким преимуществом титовского режима, как прозрачность границ с Западом. Именно косовские албанцы стали источником создания разветвленной албанской диаспоры в 60—80-х годах в Европе и США. Албанская община находится в северной части Греции, на нее также претендует движение за создание «Великой Албании».
Здесь следует упомянуть, что югославсий Санджак (сербы называют этот район Рашка) — это территория, ранее входившая в состав Османской империи. Значительную часть населения здесь составляют мусульмане. Санджак никогда не был единым целым и не признавался особым районом Сербии и Черногории.
19 июля 1999 г. Национальное вече босняков Санджака приняло Декларацию о праве босняков на политическое и национальное равноправие и Меморандум об автономии Санджака и особых отношениях с Боснией и Герцеговиной. Эти документы были направлены в государственные учреждения СРЮ, Сербии и Черногории.
По мнению инициаторов Декларации и Меморандума, автономную область с особым статусом Югославии должны составить территории общин Нови Пазар, Тутин, Приеполье, Нова Варош и Прибой в Сербии и Плиевля, Биело Поле, Беране, Плав и Рожай в Черногории. Автономия должна охватить законодательную, исполнительную и судебную власть, Санджак — получить конституцию, президента, правительство и почти полную судебную власть с Верховным судом во главе.
Предлагаемые к обсуждению документы предполагают также, что «территория Санджака будет демилитаризована», что «в Санджаке нельзя вводить чрезвычайное положение», что «границы Санджака в соответствии с конституцией могут быть изменены только волеизъявлением граждан, выраженным на референдуме, в котором участвует больше половины избирателей». А поскольку эта югославская территория пограничная, соприкасается с Косово и Албанией, и здесь ныне тоже накоплен достаточный конфликтный потенциал, то можно ожидать дестабилизации обстановки в Югославии. Мусульманский вопрос после создания Боснии и Герцеговины превратился из внутренней проблемы Югославии в международную и в перспективе может стать дестабилизирующим как на постюгославском пространстве, так и на Балканах в целом.
Распад СФРЮ в начале 1991— 1992 гг. довольно болезненно ударил по ее албанскому пространству, разделив две ее крупнейшие части — косовскую и македонскую. Однако сами албанцы никогда не примирялись с этим фактом и, несмотря на определенное противодействие со стороны Белграда и Скопье, смогли сохранить основные связи между собой и единство албанского пространства. Это и предопределяет дальнейшую борьбу за создание единого албанского государства.
Ныне Македонию сотрясают вылазки албанских экстремистов, с которыми не могут пока справиться ни Югославия, которая уже без Милошевича, ни НАТО.
Согласие НАТО допустить, наконец, югославскую армию в демилитаризованную зону свидетельствует, что опасность, пусть и с опозданием, начала осознаваться в Брюсселе.
Как здесь не вспомнить действия западных СМИ: косовские албанцы для Югославии — борцы за права человека, для Македонии — мятежники. Что здесь можно сказать? Ведь нельзя западным политикам и их «рупорам» так себя вести! Глядя на все эти манипуляции, все больше убеждаешься, что ныне «великие государства продолжают себя вести, как ганстеры, а малые — как проститутки».
Но ситуация в Македонии показывает, что албанские экстремисты не угомонятся, пока не получат действенного отпора. Европа и США, которым сама логика событий напомнила о невыученных уроках истории, должны наконец сделать выбор между курсом на стабилизацию и «европеизацию» региона и поощрением его перекройки в соответствии с претензиями соперничающих этнических национализмов. От этого зависит мир и стабильность на Балканах.
Сегодня можно констатировать, что образование новых государств на Балканах сопровождается болезненным процессом создания новых национальных меньшинств, которые тоже пытаются реализовать свои права то ли на автономию, то ли на самоопределение, что грозит крупными потрясениями всего региона.
Хотя, исходя из здравого смысла, ни принцип национального самоопределения, ни принцип национально-территориального деления не являются абсолютными. Многонациональные государства имеют, по меньшей мере, столько же прав на существование, как и моноэтнические.
Выпуск газеты №:
№95, (2001)Section
День Планеты