Будьте готовы, Ваше величество
Бывший король Афганистана Мухаммед Захир-шах дал первую за последние три с лишним десятилетия пресс-конференцию в Кабуле, пообещав не стремиться к восстановлению монархии. Тем не менее уже появились первые сообщения о готовящемся на августейшую особу покушении. Охрана экс-короля увеличена, многие мероприятия с его участием поставлены под сомнение…
В этой атмосфере страха и тщетных предосторожностей — символ сегодняшней все еще непрочной ситуации в Афганистане. Мухаммед Захир-шах вынужден был несколько раз откладывать свой приезд, у него немало влиятельных противников. И отнюдь не только среди ослабевающих «талибов», которые вряд ли сегодня могут изменить ситуацию в Афганистане. Враги короля — прежде всего в стане лидеров «Северного альянса», сохраняющих традиционные связи с бывшими врагами в Москве, Ташкенте и Душанбе. Здесь Захир-шаха всегда считали символом пуштунского правления и относились к его возможному возвращению к власти с большим подозрением.
Правда, бывший король уже не раз подчеркивал, что свое возвращение на родину он связывает исключительно с желанием содействовать ее стабилизации. Все это так. Но практически весь период своего королевского правления Захир-шах был не столько правителем, сколько символом власти. Так что ничего нового в его нежелании править нет. Важно только понять — символом чего в настоящий момент собирается стать возвращающийся экс-монарх.
В годы его пребывания на троне авторитет королевской семьи казался незыблемым и никто не ставил его под сомнение. Апрельский переворот 1978 года, низвергнувший брата экс-короля принца Мухаммеда Дауда, окончательно разрушил традиции: к власти пришли выскочки, а в ходе разразившейся затем гражданской войны вообще была поставлена под сомнение роль пуштунов в управлении страной. Новая власть в Афганистане держится на хрупком консенсусе пуштунских лидеров и раздраженных уменьшающимися на глазах возможностями представителей «советских» национальных меньшинств. Временное правительство удалось сформировать за границами Афганистана под сильным международным давлением. Но на Лоя-джиргу уже не просто надавить извне. И вот тут-то важной становится роль бывшего короля: сможет ли он оказаться человеком, чья роль будет выглядеть посреднической и приведет к формированию устраивающего всех правительства, осененного авторитетом «первой семьи» Афганистана? Или же, напротив, присутствие бывшего монарха только усилит раздражение в стане лидеров «Северного альянса» и заставит их выдвигать неприемлемые требования только затем, чтобы проверить, не окажутся ли пуштуны упрямее в присутствии своего долгожданного Захир-шаха? Словом, сегодня очень трудно сказать, к чему на самом деле приведет возвращение в страну бывшего монарха и сможет ли этот долго ожидавший приглашения вернуться человек оправдать связывающиеся с ним надежды.
Выпуск газеты №:
№76, (2002)Section
День Планеты